Дело №
УИД: 54RS0№-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2020 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Заря Н.В.,
при секретаре Даниленко К.Ю.,
при помощнике судьи Виляйкиной О.А.,
с участием представителя истца Мацакова С.Н., представителей ответчиков Владимирцевой В.В., Ольховик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации, неопределенно круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Новосибирская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» о совершении определенных действий,
у с т а н о в и л :
Новосибирский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации, неопределенно круга лиц обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Федеральное казенное учреждение «Новосибирская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (сокращенное наименование ФКУ НВК) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
-устранить нарушения водного законодательства путем получения в установленном законом порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование (ручей без названия (приток реки Плющиха (Плещуха);
- разработать и направить для утверждения в уполномоченный орган нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, сбрасываемых в водный объект;
- получить разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект;
- согласовать сброс сточных вод с Верхнеобским ТУ Росрыболовства.
В обоснование иска указывает, что /дата/ проведена проверка исполнения Федеральным казенным учреждением «Новосибирская воспитательная колония Главного -управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (далее - ФКУ НВК) водного законодательства, законодательства об охране вод и водных биологических ресурсов. Прокурорской проверкой установлено, что ФКУ НВК осуществляет сброс сточных вод в водный объект - ручей без названия (приток реки Плющиха Плещуха). В соответствии с протоколом испытания проб от /дата/ осуществляется сброс следующих загрязняющих веществ: нефтепродукты, взвешенные вещества, аммиак и аммоний, нитрат-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, сульфат-ион, хлориды, АПАВ, железо, фенол и другие. Согласно поквартальному графику сброса сточных вод, утвержденному начальником ФКУ НВК Кузьминым К.Н., ежеквартально в водный объект сбрасывается более 40 тыс. куб.м. сточных вод. Новосибирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях /дата/ начальнику ФКУ НВК Кузьмину К.Н. вносилось представление об устранении нарушений водного законодательства с требованием о принятии мер, направленных на получение решения о предоставлении водного объекта в пользование. В нарушение требований ст. 9, п. 2 ч. 2 ст. 11, ст. 23 Водного кодекса РФ (далее ВК РФ) до настоящего времени ФКУ НВК осуществляется пользование водным объектом в отсутствие решения о предоставлении его в пользование. В соответствии с письмами руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления от /дата/ и от /дата/ ФКУ НВК осуществляет незаконное использование водного объекта без надлежащим образом оформленных документов. При этом ручей без названия включен в государственный водный реестр. Кроме того, вопреки требований ч. 4. ст. 23 Федерального закона от /дата/ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ФКУ НВК не разработаны и не утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, сбрасываемых в водные объекты, не получены разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Использование водного объекта в нарушение ВК РФ в целях сброса сточных вод оказывает негативное воздействие на окружающую среду, влечет за неисполнение мероприятий по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ, а также права Российской Федерации как собственника водного объекта.
В судебном заседании представитель истца Мацаков С.Н. доводы искового заявления поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика Владимирцева В.В., Ольховик Е.В. в судебном заседании, не оспаривая факт выявленных нарушений, исковые требования не признали в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором в удовлетворении исковых требований просили отказать. (л.д. 44-47).
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований, Федеральное агентство водных ресурсов, Верхне-Обское бассейновое управление, Министерство природных ресурсов и экологии по НСО, Верхнеобское ТУ Росрыболовства в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, направили письменные отзывы, в которых указали о законности предъявленных требований.
Заслушав пояснения представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от /дата/ №7-ФЗ «Об охране дающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на приятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения окружающей среде, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Часть 1 ст. 3 ВК РФ устанавливает значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав. ВК РФ устанавливается приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Судом установлено, что 24.03.2020г. проведена проверка исполнения ФКУ НВК водного законодательства, законодательства об охране вод и водных биологических ресурсов.
Прокурорской проверкой установлено, что ФКУ НВК осуществляет сброс сточных вод в водный объект - ручей без названия (приток реки Плющиха/ Плещуха).
В соответствии с протоколом испытания проб от /дата/ осуществляется сброс следующих загрязняющих веществ: нефтепродукты, взвешенные вещества, аммиак и аммоний, нитрат-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, сульфат-ион, хлориды, АПАВ, железо, фенол и другие. Согласно поквартальному графику сброса сточных вод, утвержденному начальником ФКУ НВК Кузьминым К.Н., ежеквартально в водный объект сбрасывается более 40 тыс. куб. м. сточных вод.
/дата/ Новосибирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУ НВК Кузьмину К.Н. внесено представление об устранении нарушений водного законодательства с требованием о принятии мер, направленных на получение решения о предоставлении водного объекта в пользование (л.д. 10-11).
Указанное представление ответчиком не обжаловалось, факт выявленных нарушений в судебном заседании не оспаривался. Кроме этого, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что за неисполнение представления ответчик был привлечен к административной ответственности, ему назначен административный штраф.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 11 ВК РФ сброс сточных вод допускается только на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Частью 1 ст. 23 ВК РФ закреплено, что юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении такого водного объекта или его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование установлен постановлением Правительства РФ от /дата/ №.
В нарушение требований ст. 9, п. 2 ч. 2 ст. 11, ст. 23 ВК РФ до настоящего времени ФКУ НВК осуществляется пользование водным объектом в отсутствие решения о предоставлении его в пользование.
В соответствии с письмами руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления от /дата/ и от /дата/ ФКУ НВК осуществляет незаконное использование водного объекта без надлежащим образом оформленных документов. При этом ручей без названия включен в государственный водный реестр.
Кроме того, вопреки требований ч. 4. ст. 23 Федерального закона №7-ФЗ ФКУ НВК не разработаны и не утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, сбрасываемых в водные объекты, не получены разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
В нарушение ст. ст. 39, 43.1 Федерального закона №7-ФЗ, ст. 50 Федерального закона от /дата/ №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», постановления Правительства РФ от /дата/ № «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от /дата/ №, ФКУ НВК осуществляет сброс сточных вод в ручей без названия (приток реки Плющииха (Плещуха) без согласования с Верхнеобским ТУ Росрыболовства.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.
В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от /дата/ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской грации и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от Российской Федерации требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.
С учетом фактических обстоятельств дела, оценивая по правилам части 3 статьи 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд находит установленным использование ответчиком водного объекта в целях сброса сточных вод, в нарушение вышеприведенных требований, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду, влечет за собой неисполнение мероприятий по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ, а также права Российской Федерации как собственника водного объекта.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные требований являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом характера и объема работ, размера материальных затрат, интереса сторон, суд полагает разумным и целесообразным установление ответчику срока выполнения действий, определенных судебным решением, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Новосибирская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
-устранить нарушения водного законодательства путем получения в установленном законом порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование (ручей без названия (приток реки Плющиха (Плещуха);
- разработать и направить для утверждения в уполномоченный орган нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, сбрасываемых в водный объект;
- получить разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект;
- согласовать сброс сточных вод с Верхнеобским ТУ Росрыболовства.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий судья /подпись/ Н.В. Заря
Мотивированное решение изготовлено /дата/.