УИД: 74RS0048-01-2022-000192-75
Дело № 88-18256/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 01 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Руновой Т.Д., Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-299/2022 по иску Ременной Екатерины Владимировны к администрации г. Трехгорный Челябинской области о признании незаконным отстранения от работы,
по кассационной жалобе Ременной Екатерины Владимировны на решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 20 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ременная Е.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Трехгорный Челябинской области, с учетом уточнений, о признании незаконным распоряжения от 06 декабря 2021 года № 282-02, возложении обязанности допустить к выполнению работ с даты принятия решения судом в соответствии с обусловленной трудовым договором функцией, выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 16 декабря 2021 года по 20 мая 2022 года в размере 140 520 рублей с последующим перерасчетом до дня принятия решения судом отмены распоряжения об отстранении из расчета среднедневного заработка в размере 1 449 рублей 69 копеек, компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей, возмещении судебных расходов в размере 9 813 рублей 91 копейки.
В обоснование иска указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком. 06 декабря 2021 года в отношении нее ответчиком издано распоряжение № 282-02 об отстранении от работы с 16 декабря 2021 года. Отстранение от работы произошло в результате того, что она не представила сведения о прохождении вакцинации. При этом требование об отстранении от работы со стороны должностных лиц Роспотребнадзора в адрес ответчика не поступало. Ответчик отстранил от работы по собственной инициативе, в отсутствии законных оснований. Указывает, что незаконные действия работодателя причинили ей моральный вред.
Решением Трехгорного городского суда Челябинской области от 20 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 августа 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Ременная Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и из материалов дела следует, что с 07 февраля 2002 года Ременная Е.В. состоит в трудовых отношениях с администрацией г. Трехгорный, с 06 ноября 2012 занимает должность специалиста 7 разряда отдела социальных выплат Управления социальной защиты населения администрации г. Трехгорный.
Согласно должностной инструкции специалиста отдела социальных выплат Управления социальной защиты населения администрации г. Трехгорный специалист обязан в том числе: выполнять постановления, распоряжения главы города и администрации, поручения и указания главы администрации, заместителя администрации по вопросам социальной сферы, начальника Управления, начальника Отдела; осуществлять прием граждан, обратившихся по вопросам социальных выплат отдельным категориям граждан; осуществлять работу с суммами социальных выплат, не зачисленными на счета получателей в отделениях банковских учреждений города, неоплаченными через почтовые отделения связи; выдавать гражданам справки, необходимые для оформления льгот; готовить ответы на обращения граждан, на запросы организаций в делах своей компетенции; готовить заявки и отчеты в пределах своей компетенции в соответствии с требованиями вышестоящих органов; вести установленную документацию, принимать участие в подготовке отчетов; оформлять выплатные документы в личных делах заявителей; вести справочно-кодификационную работу по законодательству в пределах своей компетенции; готовить проекты документов начальника Управления, проекты постановлений администрации по вопросам своей компетенции; участвовать в проведении учебы согласно плану мероприятий по проведению технической учебы; консультировать граждан по вопросам предоставления мер социальной поддержки согласно действующему законодательству и муниципальным правовым актам города Трехгорного; при необходимости выезжать в командировки; при возникновении причин, ведущих к срыву сроков выполнения заданий, ставить в известность начальника Отдела; соблюдать требования Федерального закона от 2 мая 2006 года 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; соблюдать требования Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»; соблюдать требования Положения об обработке персональных данных муниципальных служащих и работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности администрации; выполнять требования правил и норм охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка, режима секретности, методических, нормативных и иных документов, используемых в работе; обеспечивать эффективное использование имеющейся в Управлении оргтехники; осуществлять сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения, в управлении (до места оказания услуги, по путям перемещения к местам сопутствующего обслуживания, включая посещение санитарно-гигиенических помещений); оказывать инвалидам помощь, необходимую для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуг; оказывать необходимую помощь инвалидам при предоставлении услуг, при перемещении в пределах места оказания услуг, подразделения (кабинета), в том числе в одевании/раздевании, пользовании имеющимся в подразделении (кабинете) оборудованием и вспомогательными устройствами; информировать инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта, оказывать содействие при вызове специализированного (адаптированного) транспорта, в том числе «социального такси»; оказывать помощь при входе/выходе из здания, в том числе при помощи вспомогательных устройств; осуществлять, при необходимости, вызов основного и вспомогательного персонала управления для сопровождения инвалида по зданию; оказывать содействие инвалидам и сотрудникам управления (при необходимости и поступлении вызова со стороны сотрудников) при посадке инвалидов в транспортное средство и высадке из него перед входом в организацию, в том числе с использованием кресла-коляски, при входе в объект и выходе из него, на иных путях движения; содействовать инвалидам в получении необходимой информации в доступной для них форме на своем участке работы; постоянно совершенствовать свою квалификацию; осуществлять в пределах своих полномочий меры по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории города Трехгорного; исполнять иные обязанности в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением главы г. Трехгорный от 19 октября 2021 года №54 утвержден план по исполнению постановления врио Главного государственного санитарного врача по городу Трехгорный, городу Усть-Катав Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым ФМБА России в Республике Башкортостан от 15 октября 2021 года № 71 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в городе Трехгорный Челябинской области по эпидемическим показаниям, согласно которому руководителям организаций и предприятий независимо от форм собственности и видов деятельности необходимо было организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации; в срок до 15 ноября 2021 года – организовать проведение профилактических прививок первым компонентом; в срок до 15 декабря 2021 года – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.
03 ноября 2021 года Ременная Е.В. ознакомлена под роспись с уведомлением о вакцинации от коронавируса № 77-К от 03 ноября 2021 года, где ей, как работнику органа местного самоуправления, в том числе администрации г. Трехгорного, предложено пройти вакцинацию от COVID – 19 первым компонентом в срок до 15 ноября 2021 года, вторым компонентом – до 15 декабря 2021 года, после вакцинации представить сертификат о вакцинации. Разъяснено, что в случае наличия противопоказаний к прививке можно отказаться от прививки, при этом сведения о противопоказаниях представить в отдел кадров; в случае не предоставления сертификата о вакцинации или сведений о противопоказаниях для вакцинации (медотвод) возможно отстранение от работы на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены постановлений.
09 ноября 2021 года начальником Управления социальной защиты населения администрации г. Трехгорный, экономистом бухгалтерского отдела и отчетности Управления социальной защиты населения администрации г. Трехгорный, юрисконсультом Управления социальной защиты населения администрации г. Трехгорный составлен акт № 1 об отказе сотрудника Ременной Е.В. от оформления письменного отказа от прививки от коронавирусной инфекции.
Распоряжением главы г. Трехгорного № 282-02 от 06 декабря 2021 года Ременная Е.В. отстранена от работы с 16 декабря 2021 года на период устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы.
С данным распоряжением Ременная Е.В. ознакомлена 06 декабря 2021 года.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Ременной Е.В., суд первой инстанции, руководствуясь статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьями 5, 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», исходил из того, что работодатель во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Челябинской области, постановления врио Главного государственного санитарного врача по г. Трехгорный, г. Усть-Катаву Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым ФМБА России в Республике Башкортостан, от 15октября 2021 года № 71 имел право отстранить от работы Ременную Е.В., которая отказалась от оформления письменного отказа от вакцинации, не указала причин такого отказа, в том числе сведений о невозможности вакцинации по медицинским показателям, о вакцинации ею первым компонентом вакцины либо однокомпонентной вакциной.
В связи с отсутствием нарушений прав истца, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения иных производных от основного требований истца.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указал, что Ременная Е.В. является работником Управления социальной защиты населения, входящего в структуру администрации г. Трехгорного на основании решения Собрания депутатов г. Трехгорного от 04 июня 2015 года № 50, ее работа связана непосредственным контактом с людьми. Ременная Е.В. не представила доказательств наличия у нее противопоказаний к профилактическим прививкам, в связи с чем она подлежала обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противо-эпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 (действуют с 1 сентября 2021 года) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Из пункта 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года № 15 следует, что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н и действовал до 30 декабря 2021 года, после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 06 декабря 2021 года № 1122н.
Приказом Минздрава России от 09 декабря 2020 года № 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий, обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА России)» ФМБА России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований.
На территории ЗАТО г. Трехгорный в силу утвержденного приказом ФМБА России от 19 декабря 2017 года № 38у Положения, территориальным органом ФМБА России, осуществляющим вышеуказанные функции, является Межрегиональное управление № 72 Федерального медико-биологического агентства (далее – Управление № 72 ФМБА).
Согласно пункту 4.2 названного Положения руководитель Межрегионального управления № 72 ФМБА является главным государственным санитарным врачом на территории ЗАТО г. Трехгорный Челябинской области и в силу пункта 1 статьи 49, подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» является должностным лицом, уполномоченным в соответствии с указанным Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и наряду с правами, предусмотренными статьей 50 этого же Федерального закона, наделен полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года № 3 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям», установлено, что в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой на территории Челябинской области и в целях реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) населения Челябинской области необходимо обеспечить с 11 октября 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Челябинской области, в том числе в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.
Постановлением временно исполняющим обязанности главного государственного санитарного врача по г. Трехгорный, г. Усть-Катаву Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством России в Республике Башкортостан, от 15 октября 2021 года № 71 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в городе Трехгорный Челябинской области по эпидемическим показаниям» также установлено, что в целях реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) необходимо обеспечить с 15 октября 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) граждан, перечень которых идентичен перечню, указанному в постановлении главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года № 3. Указанным постановлением установлен срок проведения профилактических прививок - до 15 ноября 2021 года первым компонентом, до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.
Учитывая изложенное, выводы судов о том, что Ременная Е.В. как работник Управления социальной защиты населения администрации г. Трехгорный, осуществляющая непосредственный контакт с людьми, подлежала обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), у работодателя имелись основания от отстранения Ременной Е.В. от работы, поскольку она такую вакцинацию не прошла, доказательства наличия противопоказаний к прививке работодателю не представила, являются правильными, основанными на вышеприведенном правовом регулировании спорных правоотношений и представленных доказательствах.
Доводы кассационной жалобы Ременной Е.В., выражающие несогласие с выводами судов о законности отстранения её от работы со ссылкой на то, что постановление врио главного государственного санитарного врача по г. Трехгорный, г. Усть-Катав Челябинской области и по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством Российской Федерации в Республике Башкортостан, от 15 октября 2021 года № 71 в части обязательной иммунизации работников сферы социальной защиты и социального обслуживания применено быть не может, поскольку не соответствует Федеральному закону от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», который имеет наибольшую юридическую силу; ее деятельность в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825, не поименована; она не относится к числу работников, для которых отсутствие профилактических прививок влечет безусловное отстранение от работы; уведомление от 03 ноября 2021 года не является организационно-распорядительным документом; о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции о том, что лица, работающие в сфере обслуживания населения, включая социальную защиту и социальное обслуживание населения, и имеющие профессиональный контакт со значительным количеством граждан, подвержены высокому риску заболевания в силу особенностей профессиональной деятельности; распоряжение об отстранении от работы издано с нарушениями, поскольку дата его издания не соответствует дате отстранения работника, в распоряжении отсутствует номер части (пункта, абзаца) статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, не указано фактическое основание для отстранения - реквизиты внутреннего документа, зафиксировавшего факт отказа от вакцинации или факт непредоставления сертификата о вакцинации или сведений о наличии противопоказаний к вакцинации; об отсутствии доказательств отказа оформить письменный отказ от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, судебной коллегией отклоняются, поскольку направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и правильности применения норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 20 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ременной Екатерины Владимировны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи