Судья: Сметанина О.Н. гр. дело № 33-4877/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 мая 2015 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Шабаевой Е.И. и Акининой О.А.,
при секретаре Дабдиной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бушуева А.В. на решение Центрального районного суда Самарской области от 17 марта 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Бушуева А.В. о признании распоряжения об оспаривании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти N 10481-р/5 от 30.12.2014 г. "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы" - отказать.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., судебная коллегия
установила:
Бушуев А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти Самарской области от 30 декабря 2014 года N 10481-р/5 в части снятия его с семьей 3 человека с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы".
В обоснование заявленных требований указал, что на основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 17 августа 2011 года N 8843-р/4 его семья в указанном составе была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Основанием для снятия его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в оспариваемом распоряжении указано утрата оснований дающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Согласно пункта 2 оспариваемого распоряжения, ее семья исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с несоответствием требованию, указанному в пп. «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, содержащихся в Приложение N 3 к Подпрограмме (далее – Правила) (пп «а» пункта 18 Правил).
Заявитель, ссылаясь на то, что пп. «а» пункта 18 Правил к его семье, состоящей в настоящее время из него, его жены Бушуевой О.В., его сына Бушуева Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочери Бушуевой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, неприменим, поскольку общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности его и его жены составляет 47.1 кв.м, соответственно на каждого члена семьи приходится 11,77 кв.м, что менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, установленной пунктом 1.1 постановления мэра городского округа Тольятти Самарской области от 5 октября 2005 г. N 141-1/п «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории г.о.Тольятти" в размере 12,0 кв.м., в связи с чем у мэрии городского округа Тольятти Самарской области не имелось оснований для снятия Бушуева с составом семьи три человека из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г., просил признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти Самарской области от 30 декабря 2014 года N 10481-р/5 в оспариваемой части и обязать мэрию г.о.Тольятти восстановить его с составом семьи три человека в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. с присвоением номера очередности исходя из ликвидации последствий изменения очередности, наступивших в результате издания оспариваемого распоряжения.
В судебном заседании представитель Бушуева А.В. заявленные требования поддержала, представитель мэрии г.о.Тольятти Самарской области просила в удовлетворении требований Бушуева А.В. отказать, ссылаясь на то, что семья заявителя состоящая в настоящее из четырех человек в 2011 году состоящая из трех человек была признана нуждающейся улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и включена в соответствующий список, поскольку представила сведения, что в собственности имеет квартиру <адрес> общей площадью 33,10 кв.м. Впоследствии при рассмотрении заявления Бушуева А.В. об увеличении состава семьи в связи с рождением второго ребенка выяснилось, что семья заявителя на момент обращения с заявлением в 2011 году имела в собственности 1/3 доли в праве общей долевой собственности квартиру общей площадью 53 кв.м. по адресу: <адрес>. В сумме на семью Бушуевых приходилось 50,77 кв.м общей площади, на 1 человека - 16,92 кв.м, что превышает учетную норму нуждаемости. При рассмотрении заявления Бушуева А.В. в 2011 году жилая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес> не учитывалось, в противном случае в принятии семьи Бушуевых на соответствующий учет было бы отказано.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 76-82).
В апелляционной жалобе представитель Бушуева А.В. просит отменить решение суда как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, принять новое решение об удовлетворении заявленных Бушуевым А.В. требований (л.д. 84-87).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы были изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 (далее – Правила), в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником программы.
Так, пункт 6 названных Правил предусматривает, что участником программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты.
Применительно к данным Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
В п. 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей программы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Судом установлено, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 17 августа 2011 года N 8843-р/4 Бушуев А.В. с составом семьи три человека (сам Бушуев А.В., его жена Бушуева О.В. и их сын Бушуев Р.А.) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д. 12).
При принятии решения о признании семьи Бушуевых нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежащей включению в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы орган местного самоуправления исходил из наличии у семьи в собственности квартиры общей площадью 33.1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 16), что соответствует кв.м общей площади и меньше учетной нормы нуждаемости в жилом помещении.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти Самарской области от 30 декабря 2014 года N 10481-р/5 Бушуев А.В. с составом семьи три человека (сам Бушуев А.В., его жена Бушуева О.В. и их сын Бушуев Р.А.) снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключен из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с несоответствием молодой семьи требованию, указанному в пп. «б» пункта 6 Правил (пп. «а» пункта 18 Правил) (л.д. 11).
Основанием для издания данного распоряжения послужило установление отсутствие нуждаемости семьи Бушуевых в жилом помещении, поскольку на момент признания нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в собственности Бушуевой О.В. находилась 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенной по адресу: <адрес> площадью 53 кв.м (л.д. 38), то есть на семью Бушуевых в сумм приходилось 50,77 кв.м общей площади, на 1 человека - 16,92 кв.м, что превышает учетную норму нуждаемости в жилом помещении, установленную пунктом 1.1 постановления мэра городского округа Тольятти Самарской области от 5 октября 2005 г. N 141-1/п в размере 12 кв.м.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности требований заявителя Бушуева А.В. о признании незаконным распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти Самарской области от 30 декабря 2014 года N 10481-р/5 в части снятия Бушуева А.В. с семьей три человека с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и о восстановлении Бушуева А.В. с составом семьи три человека (сам Бушуев А.В., его жена Бушуева О.В. и их сын Бушуев Р.А.) в составе участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с присвоением номера очередности по состоянию на 30 декабря 2014 года - дату принятии распоряжения N 10481-р/5.
При этом суд обоснованно исходил из положений статьи 56 Жилищного кодекса РФ, регулирующей вопросы снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно пункта 2 части 1 которой граждане снимаются с жилищного учета в случае утраты оснований для получения жилого помещения по договору социального найма и из положений Правил, которыми предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей программы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Довод апелляционной жалобы о том, что при определении состава семьи Бушуевых необходимо учитывать родившуюся ДД.ММ.ГГГГ года Бушуеву А.А. отклоняется судебной коллегией, поскольку семья в составе Бушуев А.В., Бушуева О.В. и их сын Бушуев Р.А. из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы исключена в связи с несоответствием требованию, указанному в пп. «б» пункта 6 Правил (пп. «а» пункта 18 Правил) на момент обращения Бушуева А.В. 9 августа 2011 года в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о включении в состав участников указанной Подпрограммы, в котором он указал состав семьи три человека.
При оценке данного довода судебная коллегия также исходит из того, что после обращения 11 сентября 2013 года в мэрию г.о.Тольятти с заявлением об изменении состава своей семьи в связи с рождением дочери, соответствующего решения органом местного самоуправления не принималось, поскольку выявлено обеспеченность семьи Бушуевых на 9 августа 2011 года более учетной нормы.
Довод апелляционной жалобы о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, отклоняется судебной коллегией как не соответствующий действительности.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 17 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бушуева А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -