Решение по делу № 2-2217/2019 от 20.09.2019

76RS0022-01-2019-001775-98

Дело № 2-2217/2019

Изг. 13.01.2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ярославль 22 ноября 2019 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Ратехиной В.А.,

при секретаре Сизоненко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги в лице Научно-производственного центра по охране окружающей среды – филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Ярославский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» в лице Научно-производственного центра по охране окружающей среды – филиала ОАО «РЖД» об обязании:

- в срок до 01.01.2020 г. направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования полный перечень документов, предусмотренных ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 г. № 372, для проведения государственной экологической экспертизы для проектной документации объекта – комплекса термического обезвреживания отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: ул. Камышовая Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района (учетный номер 78 в федеральном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду);

- в срок до 01.11.2019 г. направить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека документы, предусмотренные п. 2, 14 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222, для установления окончательной санитарно-защитной зоны.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в результате проверки Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой деятельности Научно-производственного центра по охране окружающей среды – филиала ОАО «РЖД» (далее - НПЦ по ООС – филиала ОАО «РЖД») установлены нарушения законодательства по охране окружающей среды при эксплуатации комплекса термического обезвреживания отходов. НПЦ по ООС – филиал ОАО «РЖД» является обособленным структурным подразделением ОАО «РЖД». Объект капитального строительства – комплекс термического обезвреживания отходов введен в эксплуатацию на основании разрешения от 30.10.2015 г. № RU 76517306-019-2015, выданного Администрацией Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района, на указанный объект 15.12.2016 ню зарегистрировано право собственности.

НПЦ по ООС – филиал ОАО «РЖД» на территории промышленной площадки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером по адресу: ул. Камышовая Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района, эксплуатирует установку обезвреживания отходов КТО-500 в составе комплекса термического обезвреживания отходов (-П в федеральном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду). Установка КТО-500 предназначена для термического обезвреживания твердых и жидких нефтесодержащих и других отходов III-V классов опасности. В соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства – комплекса термического обезвреживания отходов, при функционировании комплекса производится выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, шумовое загрязнение атмосферного воздуха, образование отходов I-V классов опасности, сброс ливневых сточных вод на почву.

В нарушение законодательства об охране окружающей среды государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта капитального строительства комплекс термического обезвреживания отходов ОАО «РЖД» не проводилась, положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствует.

Кроме того, установлено, что для комплекса термического обезвреживания отходов НПЦ по ООС – филиалом ОАО «РЖД» не обеспечено установление санитарно-защитной зоны.

С учетом принципа презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности, закрепленного ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, установленной санитарно-защитной зоны для комплекса термического обезвреживания отходов НПЦ по ООС – филиала ОАО «РЖД» не позволяет сделать вывод об отсутствии негативного воздействия хозяйственной деятельности предприятия на окружающую среду, чем нарушены права неопределенного круга лиц.

Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с выявленными нарушениями в адрес НПЦ по ООС – филиала ОАО «РЖД» выносилось представление от 03.04.2017 г. № 20/2017, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

В судебном заседании старший помощник Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Шарапова А.В. уточнила исковые требования в части сроков исполнения возложенных обязанностей: по п. 1 – в срок до 01.06.2020 г., по п. 2 - в срок до 01.11.2020 г., в остальной части исковые требования поддержала, дала пояснения согласно заявленному. В части

Представитель ответчика по доверенности Курбова О.Ю., Бухтина Л.Г. исковые требования (с учетом уточнения) признали полностью и добровольно.

Представитель третьего лица департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Андрианова О.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения прокурора Шараповой А.В., представителей ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 32, 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Согласно ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза основывается на принципах обязательности ее проведения до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

В силу ч. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в том числе проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности.

В соответствии с п. 6 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства об экологической экспертизе.

Требования к форме и содержанию представляемых заказчиком материалов для проведения государственной экологической экспертизы регламентированы ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 г. № 372.Из материалов дела следует, что в результате проверки Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой деятельности НПЦ по ООС – филиала ОАО «РЖД» установлены нарушения законодательства по охране окружающей среды при эксплуатации комплекса термического обезвреживания отходов. НПЦ по ООС – филиал ОАО «РЖД» является обособленным структурным подразделением ОАО «РЖД». Объект капитального строительства – комплекс термического обезвреживания отходов введен в эксплуатацию на основании разрешения от 30.10.2015 г. № RU 76517306-019-2015, выданного Администрацией Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района, на объект зарегистрировано право собственности.

НПЦ по ООС – филиал ОАО «РЖД» на территории промышленной площадки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером по адресу: ул. Камышовая Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района, эксплуатирует установку обезвреживания отходов КТО-500 в составе комплекса термического обезвреживания отходов (-П в федеральном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду). Установка КТО-500 предназначена для термического обезвреживания твердых и жидких нефтесодержащих и других отходов III-V классов опасности. В соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства – комплекса термического обезвреживания отходов, при функционировании комплекса производится выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, шумовое загрязнение атмосферного воздуха, образование отходов I-V классов опасности, сброс ливневых сточных вод на почву.

В нарушение законодательства об охране окружающей среды государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта капитального строительства -комплекс термического обезвреживания отходов ОАО «РЖД» не проводилась, положительное заключение государственной экологической экспертизы отсутствует.

Кроме того, установлено, что для комплекса термического обезвреживания отходов НПЦ по ООС – филиала ОАО «РЖД» не обеспечено установление санитарно-защитной зоны.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». К нормативным документам, обосновывающим размер СЗЗ относятся: СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

В соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений, предусмотренных разделом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предприятие относится к предприятиям II класса.

Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В силу п. 3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01 для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.

Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно - защитным зонам.

В силу п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (п.14 Правил).

Отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, установленной санитарно-защитной зоны для комплекса термического обезвреживания отходов НПЦ по ООС – филиала ОАО «РЖД» не позволяет сделать вывод об отсутствии негативного воздействия хозяйственной деятельности предприятия на окружающую среду, в связи с чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с выявленными нарушениями в адрес НПЦ по ООС – филиала ОАО «РЖД» выносилось представление от 03.04.2017 г. № 20/2017, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.04.2018 г. по делу № А82-10437/2017 в удовлетворении требований ОАО «РЖД» о признании незаконным представления Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры от 03.04.2017 г. № 20/2017 отказано. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 г. указанное решение арбитражного суда оставлено без изменения.

В судебном заседании представители ответчика признали исковые требования с учетом уточнения. Поскольку признание иска заявлено ответчиком добровольно, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиком.

На основании вышеизложенного, учитывая признание ответчиком иска, суд считает, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Научно-производственного центра по охране окружающей среды – филиала ОАО «РЖД» в срок до 01.06.2020 г. направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования полный перечень документов, предусмотренных ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 г. № 372, для проведения государственной экологической экспертизы для проектной документации объекта – комплекса термического обезвреживания отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: ул. Камышовая Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района (учетный в Федеральном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду).

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Научно-производственного центра по охране окружающей среды – филиала ОАО «РЖД» в срок до 01.11.2020 г. направить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека документы, предусмотренные п. 2, 14 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222, для установления окончательной санитарно-защитной зоны.

Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья         В.А. Ратехина

2-2217/2019

Категория:
Гражданские
Ответчики
Научно-производственный центр по охране охране окружающей среды - филиал ОАО "РЖД"
Другие
Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту
Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
Межрайонное управление Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям
Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославль
Дело на странице суда
zavolzhsky.jrs.sudrf.ru
20.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2019Передача материалов судье
27.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2019Судебное заседание
09.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2020Передача материалов судье
09.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2020Судебное заседание
09.06.2020Судебное заседание
20.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее