Решение по делу № 33-47/2023 (33-9326/2022;) от 31.10.2022

Судья Коноваленко Л.В.            

Дело № 33-47/2023 (2-209/2022)

22RS0026-01-2022-000208-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 февраля 2023 года          г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда

в составе

председательствующего      Цибиной Т.О.,

судей                  Алешко О.Б., Масликовой И.Б.,

при секретаре             Орликовой С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца В.Н. на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 6 сентября 2022 года по делу

по иску В.Н. к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Усть-Кажинская средняя общеобразовательная школа» о защите пенсионных прав,

Заслушав доклад судьи Масликовой И.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

В.Н. обратился в суд с иском к ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ в Алтайском крае о возложении обязанности включить в специальный стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы в филиале Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Усть-Кажинская средняя общеобразовательная школа»-Макарьевская основная общеобразовательная школа (далее МКОУ «Усть-Кажинская СОШ») периоды работы в должности машиниста (кочегара) котельной с 15.10.2017г. по 15.04.2018г., с 15.10.2018г. по 15.04.2019г., с 15.10.2019г. по 15.04.2020г., с 24.09.2020г. по 15.04.2021г., с 15.10.2021г. по 15.04.2022г., кроме того просил возложить обязанность на направить в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ в Алтайском крае» сведения об изменении индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указав код льготы особых условий труда за периоды работы в должности машиниста (кочегара) котельной филиала Макарьевская основная общеобразовательная школа в спорные периоды.

В обоснование иска указал, что после обращения в клиентскую службу ГУ-ОПФ РФ в Алтайском крае с целью получения выписки о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, ему стало известно, что вышеуказанные периоды его работы не учтены для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости, однако он в спорные периоды работал на работах с тяжелыми условиями труда в условиях полной занятости, характеристика обслуживаемых им котлов предусматривает ручную загрузку печей твердым топливом, ручную чистку печей, вывоз шлака, обслуживаемые котлы работают на твердом топливе - угле.

Периоды его работы с 2015 г. по 2017 г. в МКОУ Усть-Кажинская СОШ» филиал Макарьевская ООШ в указанной же должности с выполнением той же трудовой функции и обслуживанием того же оборудования, работодателем при направлении сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, указан код льготы особых условий труда, соответственно, не указание кода льготы при направлении данных сведений за периоды с 2017года по 2022 год находит неправомерным и нарушающим его права.

Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 6 сентября 2022 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить его требования. В обоснование жалобы приводит те же доводы, которые явились основанием для обращения в суд с иском.

Кроме того, указывает, что как до 2017 года, так и после он осуществлял трудовую деятельность на условиях полной занятости на работах с тяжелыми условиями труда, предусматривающими выполнение функций по обслуживанию котлов, применяя ручной труд по загрузке твердого топлива (угля) и вывозе шлака, его функции в указанные периоды не изменялись, оборудование не менялось.

Поскольку работодателем с 2015 по 2022 год какие-либо меры по улучшению условий труда, несмотря на проведение СОУТ, её результаты не могут быть признаны достоверным доказательством об отсутствии вредных условий труда на рабочем месте, с учетом того, что до 2017 год и в 2022 году по результатам СОУТ вредные условия труда установлена – при неизменных условиях труда.

Полагает, что ненадлежащее проведенная СОУТ, отсутствие действий работодателя по обжалованию её результатов не может повлечь ухудшение правового положения работника, изменения условий оплаты труда.

Не включение в специальный стаж истца периодов работы начиная с 2017 года нарушает его право на пенсионное обеспечение.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Проверив материалы дела в рамках доводов апелляционной жалобы по основаниям ст.327.1 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, усматривается из трудовой книжки истца, с 15.10.2017г. по 15.04.2018г., с 15.10.2018г. по 15.04.2019г., с 15.10.2019г. по 15.04.2020г., с 24.09.2020г. по 15.04.2021г., с 15.10.2021г. по 15.04.2022г. он работал в должности машиниста (кочегара) котельной филиала Макарьевская ООШ МКОУ «Усть-Кажинская СОШ», что соответствует Списку №2.

Из информации ГУ-ОПФ РФ по Алтайскому краю в системе обязательного пенсионного страхования В.Н. зарегистрирован 10.01.2001г.

В материалах дела содержится выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица В.Н., в индивидуальных сведениях которого, представленных работодателем за спорные периоды работы не указаны соответствующие коды льготы о работе в особых условиях труда.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что работодатель - МКОУ «Усть-Кажинская СОШ», предоставляя сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в оспариваемые истцом периоды, обоснованно не указал код льготы для включения указанных периодов В.Н. в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда. Тяжелые условия труда машиниста (кочегара) котельной не были подтверждены результатами проведенной специальной оценки условия труда, оснований не согласиться с ее результатами у работодателя не имелось, при этом в силу ст. 4,8 ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан обеспечивать проведение специальной оценки условий труда, не реже одного раза в пять лет.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, полагает их соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующих спорные отношения.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

Согласно пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в разделе XXXIII "Общие профессии" позицией 23200000-13786 предусмотрены машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы. При этом обязательным условием для назначения пенсии по Списку N 2 машинисту (кочегару) котельной является обслуживание котлов на твердом топливе (угле и сланце).

Согласно п. 3 названного выше Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем, понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Исходя из положений подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 названного Федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

08.12.2016г. МКОУ«Усть-Кажинская СОШ филиал Макарьевская ООШ» проведена специальная оценка условий труда машиниста (кочегара) котельной, в перечень выполняемых работ которого относится обслуживание водогрейного котла, загрузка угля и золоудаления вручную. При проведении специальной оценки исследовались параметры микроклимата, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, виброакустического фактора (шума), химического фактора. По результатам исследований сделан вывод о соответствии условий труда нормативным требованиям, класс условий труда определен *** - допустимый.

Как следует из сообщения специализированной организации, отнесение рабочих мест к классам условий труда выполнено на основании замеров производственных факторов и с учетом информации о времени воздействия факторов, предоставленной комиссией МКОУ «Усть-Кажинская СОШ» в соответствие с нормами, установленными Методикой проведения СОУТ, на основании приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. по результатам измерений было установлено, что уровни вредных (опасных) производственных факторов не превышают установленных нормативов, вследствие чего на рабочем месте машиниста кочегара котельной был установлен допустимый класс условий труда (л.д.179).

Согласно техническому паспорту котельной от 2011 года, в нем указан вид проектного топлива – уголь каменный (л.д.90).

Из протокола № *** результатов изменения и оценки параметров микроклимата на рабочем месте следует, что параметры микроклимата соответствуют нормативным требованиям. Согласно измерениям, время воздействия вредных факторов с классом условий труда 3.1 в рабочей зоне при загрузке угля в процентом соотношении от нормы рабочего времени составляет 20%.

В связи с этим, а также на основании результатов измерений, оформленных иными протоколами, комиссия пришла к выводу о допустимом классе условий труда – 2 (л.д.25).

С результатами оценки условий труда истец был ознакомлен под роспись, их не оспаривал.

В силу требований ч.2 ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Частями 1 и 2 ст.3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации

Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что при выявлении нарушений при проведении специальной оценки условий труда может быть проведена экспертиза качества специальной оценки условий труда в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.

Установив наличие разногласий между истцом (работником) и ответчиком (работодателем) относительно правильности заключения специальной оценки условий труда, в соответствии с требованиями ст. 24 и 26 Федерального закона от 28.11.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", ст. 261.1 ТК РФ судебная коллегия усмотрела основания для назначения государственной экспертизы специальной оценки труда в целях устранить возникшие между сторонами трудового отношения противоречия и учитывая следующее.

Обстоятельствами, имеющими значение для дела (п.1 ч.1 ст.330 ГПК РФ) по спорам, связанным с правом лиц на досрочное назначение пенсии являются, в том числе, исследование характера и условий труда, которое может быть оценено посредством предоставления соответствующих сведений у работодателя, а также посредством проведения по делу государственной экспертизы условий труда, поскольку имеются вопросы, требующие специальных знаний в различных областях науки и ремесла.

С учетом изложенного, суд первой инстанции в ходе подготовки настоящего дела к судебному разбирательству, либо в ходе его разрешения по существу, обязан был самостоятельно истребовать необходимые доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также поставить на обсуждение сторон вопрос о назначение по делу судебной экспертизы условий труда истца.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями пунктов 42 - 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", принимает в качестве дополнительных (нового) доказательства заключение государственной экспертизы труда, проведенной экспертом Управления Алтайского края по труду и занятости населения.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГ *** СОУТ Управления Алтайского края по труду и занятости населения, качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте машиниста (кочегара) котельной (карта специальной оценки условий труда ***) не соответствует требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ в части не указания в строке 040 карты гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, занятому на данном рабочем месте, в части прав на досрочное назначение пенсии.

В остальном – в том числе в части данных о рабочем месте, измеренных (испытанных) величинах вредных факторах, определённых в соответствие с требованиями ч.6 ст.10 Указанного закона, соответствуют вредным факторам производственной среды и трудового процесса, указанного в разделе 2 отчета. Примененные в ходе проведения СОУТ методы исследований (испытаний) также соответствуют требованиям части 6 ст.10 Закона в отношении рабочего места – машинист (кочегар) котельной. Нормативно-правовые акты, регламентирующие предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса в ходе проведения СОУТ применены в соответствие с законодательством РФ. Выявленные на рабочем месте и указанные в строке 030 карты СОУТ вредные и (или) опасные факторы производственной средств и трудового процесса соответствуют указанному в строке 022 карты СОУТ перечню используемого (эксплуатируемого) оборудования. На рабочем месте класс условий труда, в том числе с учетом эффективности средств индивидуальной защиты, определен в соответствие с законодательством РФ.

Иные нарушения при проведении специальной оценки условий труда экспертом не установлены.

Данное экспертное заключение сомнений у судебной коллегии в его объективности и достоверности у суда не вызывает, поскольку выполнено квалифицированным экспертом, согласуется с иными письменными материалами дела, в связи с чем признается допустимым доказательством, поскольку соответствует положениям ст.85-86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы пенсионного законодательства, регулирующие спорные правоотношения с учетом выводов заключения государственной экспертизы условий труда, отсутствие доказательств выполнения истцом в спорный период работы с вредными и тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку материалами дела подтверждается, что В.Н., работая в должности машиниста (кочегара) котельной филиала Макарьевская основная общеобразовательная школа МКОУ «Усть-Кажинская СОШ», не выполнял в оспариваемый период времени работы в объеме, который позволял бы отнести его рабочее место, с учетом вредных и (или) опасных производственных факторов, к классу опасности не ниже 3.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Красногорского районного суда Алтайского края от 6 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца В.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-47/2023 (33-9326/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Петрушин В.Н.
Ответчики
МКОУ Усть-Кажинская СОШ
Другие
ООО Центр содействия и безопасности труда
Государственное учреждение ОПФР в Алтайском крае
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
02.11.2022Передача дела судье
30.11.2022Судебное заседание
01.02.2023Производство по делу возобновлено
01.02.2023Судебное заседание
03.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2023Передано в экспедицию
01.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее