Дело № 2-1336\2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2017 года                               г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области

в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Борисове О.В.,

с участием представителя истца Дмитрова А.В., представителя ответчика Шалминой Я.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разуваевой Екатерины Николаевны к Министерству здравоохранения Амурской области об оспаривании отказа в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, переехавшему в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, понуждении заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, переехавшему в сельский населенный пункт либо рабочий поселок.

у с т а н о в и л:

Разуваева Е.Н. обратилась в суд исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Амурской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, понуждении заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, понуждении направить заявку на предоставление межбюджетных трансфертов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Закона, понуждении Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации при наличии заключенного договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и заявки, предоставить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области 1000000 рублей в счет единовременной компенсационной выплаты в качестве иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 Закона для перечисления в Министерство здравоохранения Амурской области, понуждении Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области после получения межбюджетных трансфертов в сумме 1000000 рублей из Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в счет единовременной компенсационной выплаты перечислить указанные денежные средства Министерству здравоохранения Амурской области для последующего перечисления медицинскому работнику. В обоснование заявленных требований указала, что 1 августа 2014 года на основании бессрочного трудового договора она была принята на работу врачом акушером-гинекологом в ГБУЗ АО «Селемджинская больница». 2 декабря 2016 года обратилась в Министерство здравоохранения Амурской области с заявлением о заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику. Ответом Министерства здравоохранения Амурской области № 03-2791-ж от 9 декабря 2016 года ей было отказано в заключении договора, поскольку право участвовать в программе «Земский доктор» у заявителя имелось лишь в 2014 году, в настоящее время право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей утрачено, поскольку в 2016 году программа распространяется на специалистов с высшим профессиональным образованием, принятым в медицинскую организацию сельской местности в 2016 году. Такой отказ считает незаконным, поскольку ни Постановление Правительства Амурской области от 13 февраля 2012 года № 63, ни установленный им Порядок заключения с медицинским работником в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт в Амурской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт в Амурской области из другого населенного пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, не содержат указания на сроки обращения заинтересованного лица с заявлением о заключении с ним договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Полагает, что у нее возникло право на заключение договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, поскольку сроки обращения с заявлением о заключении договора в нормативном порядке не определены, в связи, с чем считать утраченным возникшее у меня право оснований не имеется. Программа "Земский доктор" действует до настоящего времени. Уточнив исковые требования, просит суд: признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Амурской области № 03-2791-ж от 9 декабря 2016 года в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, переехавшему в сельский населенный пункт либо рабочий поселок; обязать Министерство здравоохранения Амурской области заключить с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, переехавшему в сельский населенный пункт либо рабочий поселок.

В ходе судебного заседания 30 января 2017 года представитель истца Разуваевой Екатерины Николаевны – Дмитров Алексей Владимирович, действующий на основании доверенности 28 АА 0830167 от 11 января 2017 года отказался от исковых требований к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области о направлении заявки на предоставление межбюджетных трансфертов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Закона, понуждении Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации при наличии заключенного договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и заявки, предоставлении в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области 1000000 рублей в счет единовременной компенсационной выплаты в качестве иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 Закона для перечисления в Министерство здравоохранения Амурской области, понуждении Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области после получения межбюджетных трансфертов в сумме 1000000 рублей из Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в счет единовременной компенсационной выплаты перечислить указанные денежные средства Министерству здравоохранения Амурской области для последующего перечисления медицинскому работнику.

Определением суда 30 января 2017 года судом принят отказ от иска к указанным ответчикам.

Представитель Министерства здравоохранения Амурской области в письменном отзыве с иском не согласился, указав, что Разуваева Е.Н. работает в должности акушер-гинеколога в ГБУЗ АО «Селемджинская больница» с 1 августа 2014 года по настоящее время, в соответствии с трудовым договором № 95 от 1 августа 2014 года. Согласно п. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1000000 рублей медицинским работникам в возрасте 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 года на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор. В данном случае с заявлением о заключении договора истец обратилась в министерство 2 декабря 2016 года, тогда как трудовой договор с ГБУЗ АО «Селемджинская больница» заключен истцом 1 августа 2014 года, поэтому у Министерства здравоохранения Амурской области отсутствуют основания для заключения с Разуваевой Е.Н. договора на предоставление компенсационной выплаты.

В судебное заседание не явился истец, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства, обеспечил явку представителя. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассматривать дело при данной явке.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований, с учетом уточнения, настаивал, пояснил об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Представитель Министерства здравоохранения Амурской области с иском не согласилась, поддержала доводы письменного отзыва.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из доводов искового заявителя, подтверждается материалами дела, Разуваева Е.Н. с 1 августа 2014 года по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ АО «Селемджинская больница», принята на постоянной основе на должность врача акушер-гинеколога на основании приказа № 342 от 1 августа 2014 года.

Как следует из содержания иска и пояснений представителя истца, 2 декабря 2016 года Разуваева Е.Н. обратилась в Министерство здравоохранения Амурской области с заявлением, в котором просила заключить с ней договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей по программе «Земский доктор».

В ответе Министерства здравоохранения Амурской области № 03-2791-ж от 9 декабря 2016 года Разуваевой Е.Н. было отказано в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

В обоснование принятого решения уполномоченным органом было указано, что в ходе проверки представленных Разуваевой Е.Н. документов установлено несоответствие их подпункту «г» пункта 5 Порядка (утв. постановлением Правительства Амурской области от 13.02.2012 № 63), по основанию несоответствия медицинского работника, подавшего заявление, требованиям пункта 1 настоящего Порядка. Согласно пункту 1 Порядка Министерство заключает с медицинским работником договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 года на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа. В связи с тем, что между Разуваевой Е.Н. и ГБУЗ АО «Селемджинская больница» трудовой договор № 95 заключен 1 августа 2014 года, в 2016 году у Министерства здравоохранения Амурской области отсутствуют правовые основания для заключения с Разуваевой Е.Н. договора на предоставление компенсационной выплаты.

В целях осуществления социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях, с 2012 года в Российской Федерации действует федеральная программа, основные положения которой установлены Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.10.2011 г. № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях», Приказом Минздравсоцразвития России от 16.12.2011 г. № 1556ан и Министерства финансов России № 174 н.

Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014 № 268-ФЗ) в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2014 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного медицинского работника.

В целях реализации ч. 12.1 ст. 51 Закона № 326-ФЗ постановлением Правительства Амурской области от 13 февраля 2012 года № 63 (в ред. от 21.03.2014 N 160) утвержден Порядок заключения с медицинским работником в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок в Амурской области из другого населенного пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Согласно указанному постановлению уполномоченным органом исполнительной власти Амурской области для заключения с получателями компенсации договоров о единовременных компенсационных выплатах, предусмотренных Федеральным законом от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ, является Министерство здравоохранения Амурской области

Для получения выплаты медицинский работник предоставляет в Министерство здравоохранения Амурской области документы, перечень которых установлен пунктом 2 Порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты.

Министерство, в соответствии с пунктом 3 Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня подачи документов принимает решение о заключении договора с медицинским работником или об отказе в заключении договора, которое оформляется приказом министерства.

Согласно пункту 5 Порядка, одним из оснований для отказа в заключении договора о предоставлении выплаты является несоответствие медицинского работника, подавшего заявление, требованиям пункта 1 настоящего Порядка.

Отказывая Разуваевой Е.Н. в приеме заявления с целью последующего заключения договора на единовременную выплату, Министерство здравоохранения Амурской области со ссылкой на положения Постановления Правительства Амурской области от 13 февраля 2012 года № 63 (в ред. от 04.04.2016 г.) пришло к выводу об отсутствии у Разуваевой Е.Н. права на получение такой выплаты ввиду того, что Разуваева Е.Н. прибыла на работу в сельский населенный пункт в 2014 году, в то время как на момент обращения заявителя за реализацией своего права программа распространяется на специалистов, принятых на работу в медицинскую организацию сельской местности в 2016 году.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 года № 1798-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р.Н. на нарушение его конституционных прав положением части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» правовое регулирование, установленное в части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики, то есть федеральным законодателем определены размер единовременной денежной выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которые она распространяется.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям же субъекта Российской Федерации определено принятие нормативного правового акта, предусматривающего соответствующие условия, перечисленные в части 12.2. статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (порядок осуществления единовременной компенсационной выплаты).

Частью 12.1 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 № 268-ФЗ) определены критерии, при соответствии которым молодому специалисту может быть предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей: возрастной критерий - единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинскому работнику в возрасте до 35 лет; требования к образованию - наличие у медицинского работника высшего профессионального образования и диплома об окончании интернатуры или ординатуры; время начала работы в учреждении здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которое находится на территории сельского населенного пункта - поступление в 2013 - 2014 годах на работу в указанные учреждения здравоохранения: прибытие на работу в сельский населенный пункт после окончания образовательного учреждения; переезд на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.

Обязательным условием для получения указанных выплат является наличие двух заключенных договоров в 2013 - 2014 годах: трудового договора между медицинским работником и государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Из содержания приведенных федеральных правовых норм следует, что право на получение единовременной компенсационной выплаты возникает у медицинского работникам, подпадающего под вышеперечисленные критерии, предъявляемые к лицам, имеющим право на получение названной компенсационной выплаты.

Разуваева Е.Н. *** года рождения является медицинским работником, переехавшим на работу в сельскую местность в 2014 году, имеет высшее образование, не достигла возраста 35 лет, следовательно отвечает критериям круга лиц, определенных вышеназванным федеральным законом, что и не отрицалось представителями ответчиков.

При этом дата обращения Разуваевой Е.Н. в Министерство здравоохранения Амурской области с заявлением о заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты не влияет на её (Разуваевой) право на получение указанной выплаты, поскольку по смыслу части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014 № 268-ФЗ) правом на получение единовременной компенсационной выплаты обладают медицинские работники, прибывшие на работу в сельский населенный пункт в 2013-2014 годах, и их право не ставится в зависимость от даты заключения с ними договора на получение единовременной компенсационной выплаты, либо от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате указанной компенсации в разные бюджетные уровни системы Российской Федерации.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2, 18 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, недопустимо произвольное изменение объема социальных гарантий, предоставляемых гражданам. В Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на недопустимость отказа государства от выполнения в отношении отдельных категорий граждан ранее взятых на себя социальных обязательств.

Законодатель, закрепляя право граждан на получение социальных выплат и определяя условия их назначения, вправе вносить изменения в ранее установленные правила. Однако при этом не должно ухудшаться положение тех лиц, которые на основании ранее действовавших норм приобрели или должны были приобрести соответствующее право. Эти лица вправе рассчитывать на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств. Иное означало бы отказ государства от выполнения своих обязательств, что подрывает доверие граждан к его действиям.

Вышеизложенные принципы применимы в отношении заявителя Разуваевой Е.Н., поскольку бессрочный трудовой договор с ГБУЗ Амурской области «Селемджинская больница» заключен 1 августа 2014 года, что с учетом соответствия заявителя иным критериям, установленным Порядком, свидетельствует о возникновении у заявителя права на получение единовременной компенсационной выплаты.

С учетом изложенного отказ Министерства здравоохранения Амурской области от 9 декабря 2016 года № 03-2791-ж в заключении с Разуваевой Е.Н. договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, переехавшему в сельский населенный пункт либо рабочий посёлок подлежит признанию незаконным.

Поскольку оспариваемый отказ Министерства здравоохранения Амурской области от 9 декабря 2016 года № 03-2791-ж подлежит признанию незаконным, в порядке устранения допущенного нарушения на Министерство здравоохранения Амурской области следует возложить обязанность заключить с Разуваевой Е.Н. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, переехавшему в сельский населенный пункт либо рабочий посёлок.

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ № 03-2791-░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ 21 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-1336/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Разуваева Е.Н.
Ответчики
Минздрав АО
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования АО
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ
Другие
ГБУЗ АО Селемджинская больница
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на сайте суда
blag-gs.amr.sudrf.ru
09.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2017Передача материалов судье
10.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2017Судебное заседание
30.01.2017Судебное заседание
15.02.2017Судебное заседание
21.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее