Решение по делу № 33-925/2019 от 16.01.2019

Ленинский районный суд г.Махачкалы

дело № 33-925

судья Онжолов М.Б.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 апреля 2019 года г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Багаутдиновой Ш.М. и Хираева Ш.М.,

при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Махачкалы к Жилищно-строительному кооперативу «Дом Мечты» и ФИО1 о признании правовых актов противоречащими закону, признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и его сносе.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РД Биремовой А.А., объяснения прокурора Хадисова Ш.Х., поддержавшего иск, просившего его удовлетворить, объяснения представителя ответчиков ЖСК «Дом Мечты» и ФИО1 ФИО1, возражавшего против удовлетворения иска, просившего отказать в его удовлетворении, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском к Жилищно-строительному кооперативу «Дом мечты» и ФИО1 о признании правовых актов противоречащими закону, признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и его сносе.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка законности постановления врио главы администрации г.Махачкалы от 7 августа 2017 №1148 «О порядке согласования ФИО1 проектирования и строительства 5-этажного многоквартирного жилого дома с цокольным этажом в <адрес>», утверждения Управлением архитектуры и градостроительства г.Махачкалы градостроительного плана <№> от 18.08.2017г. земельного участка с кадастровым номером <№> и выданного на его основании ЖСК «Дом мечты» разрешения <№> на строительство 5-этажного многоквартирного жилого дома с цокольным этажом. Проверкой установлено, что указанные документы утверждены и выданы с нарушением градостроительного законодательства и подлежат в соответствии со ст. 13 ГК РФ признанию недействительными.

Постановлением от 7 августа 2017 г. №1148 ФИО1 предписано согласовать проектирование и строительство 5-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером <№>, расположенном по вышеуказанному адресу.

Хотя оспариваемое постановление по форме, статусу, реквизитам и регистрации соответствует требованиям, предъявляемым к правовым актам, в нем не содержатся правила поведения, направленные на возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Получение соответствующих документов предусмотрено административными регламентами по видам услуг. А обращение за их получением является правом заявителя - застройщика. Предметом оспариваемого постановления являются согласительные процедуры, для реализации которых не требуется специальное постановление. Такое регулирование необходимо расценивать как излишнее, нарушающее права застройщика путем введения дополнительного административного барьера.

В связи с тем, что данные правовые акты вынесены с нарушением требований градостроительного законодательства 14.11.2017 г. прокуратурой города принесен протест, который администрацией города отклонен.

При утверждении градостроительного плана не исполнены требования Порядка заполнения градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр., в частности, не заполнены обязательные разделы: описание границ земельного участка; не указаны минимальные отступы границ, максимальные процент застройки и т.д. (п.п. 2.2.1, 2.3 градплана).

В нарушение табл.2 п.2.3 СНиП 2.01.07-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» градостроительный план №05-308:000-1455 от 18.08.2017г. подготовлен без учета дворового благоустройства (размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятия физкультурой, хозяйственных целей, стоянки автомобилей и озеленения).

В нарушение п.3, ч.15, ст.57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в п. 5 вышеуказанного градостроительного плана отсутствует информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, градостроительный план №05-308:000-1455 от 18.08.2017 г. земельного участка с кадастровым номером <№> утвержден в нарушение требований градостроительного законодательства.

26.05.2016 г. Собранием депутатов городского округа «город Махачкала» утверждены Правила землепользования и застройки г.Махачкалы.

Частью 3 ст. 34 указанных Правил установлено, что минимальные размеры земельных участков для размещения среднеэтажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 1,31 кв.м на 1 кв.м общей площади жилых помещений. Общая площадь земельного участка, принадлежащего ФИО1, составляет 600 кв.м.

Согласно п. 3.2 положительного заключения экспертизы №05-2-1-1-0117-17 от 05.09.2017г. жилая площадь квартир составляет 614 кв.м., следовательно, исходя из расчета по определению площади земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки г.Махачкалы, минимальная площадь земельного участка, на котором планируется строительство, должна составлять соответственно не менее 804,3 кв.м.

Кроме того, согласно требованиям статей 1, 30, 38, 44 ГрК РФ, ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», приказа Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении Свода Правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» в целях соблюдения требований пожарной безопасности, размеры и параметры размещения объектов недвижимого имущества на земельном участке должны осуществляться с соблюдением норм пожарной безопасности, в том числе предусмотрев площадку для разворота пожарной техники в размере не менее 15x15 м.

В ходе проверки также установлено, что застройщиком на указанном земельном участке с нарушением нормируемых расстояний отступа от близлежащих домов (СНиП 2.01.07-89) ведутся работы по возведению железобетонного каркаса жилого дома.

По приведенным основаниям истец просит признать не соответствующим закону и недействительным постановление врио главы города Махачкалы от 07.08.2017 №1148 «О порядке согласования ФИО1 проектирования и строительства 5-этажного многоквартирного жилого дома с цокольным этажом в <адрес>»; признать не соответствующим закону и недействительным градостроительный план №05-308:000-1455 от 18.08.2017 г. земельного участка с кадастровым номером <№>, утвержденный Управлением архитектуры и градостроительства г.Махачкалы; признать не соответствующим закону и недействительным разрешение №05-308-305-2017 от 16.10.2017 г. на строительство 5-этажного многоквартирного жилого дома с цокольным этажом на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>, выданное Управлением по вопросам координации капитального строительства г.Махачкала ЖСК «Дом мечты»; признать возводимое ЖСК «Дом мечты» (ИНН 0571011222) капитальное строение на земельном участке с кадастровым номером <№>,расположенном по адресу: г<адрес>, самовольной постройкой; обязать ЖСК «Дом мечты» (ИНН 0571011222) снести самовольно строение, возведенное на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> и привести указанный земельный участок в первоначальное состояние.

Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы от 13 сентября 2018 года постановлено:

«В удовлетворении иска в признании не соответствующим закону и недействительным постановление врио главы города Махачкалы от 07.08.2017 №1148 «О порядке согласования ФИО1 проектирования и строительства 5-этажного многоквартирного жилого дома с цокольным этажом в <адрес>», Признать не соответствующим закону и недействительным градостроительный план №05-308:000-1455 от 18.08.2017 земельного участка с кадастровыми номером <№>, утвержденный Управлением архитектуры и градостроительства г.Махачкалы, признании не соответствующим закону и недействительным разрешение №05-308-305-2017 от 16.10.2017 на строительство 5-этажного многоквартирного жилого дома с цокольным этажом на земельном участке площадью 600 кв.м., с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>, выданное Управлением по вопросам координации капитального строительства г.Махачкала ЖСК «Дом мечты», о признании возводимое ЖСК «Дом мечты» (ИНН 0571011222) капитальное строение на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>, самовольной постройкой и обязании ЖСК «Дом мечты» (ИНН 0571011222) снести самовольное строение, возведенное на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: г<адрес> и привести указанный земельный участок в первоначальное состояние, отказать в полном объеме.».

В апелляционном представлении помощник прокурора г. Махачкалы Джамалудинов А.О. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, указывая на то, что судом первой инстанции решение вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права.

Определением от 2 апреля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в виду того, что по делу не было привлечено ответчиком Муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», которым утвержден оспариваемый градостроительный план земельного участка.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились прокурор ФИО1 и ФИО1 ответчиков ЖСК «Дом Мечты» и ФИО1 ФИО1

Ответчик ФИО1 И ЖСК «Дом Мечты» извещены о времени и месте судебного заседания судебными повестками 27.04.2019г.

Представители Администрации ГОСВД «город Махачкала», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала», Управления Росреестра по РД, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки суд не известили, ходатайств об отложении судебного заседания на другой срок не направили.

Принимая во внимание изложенное, в отсутствие возражений со стороны явившихся участников процесса, суд апелляционной инстанции на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, оценив их в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, судом первой инстанции при рассмотрении дела не привлечено к участию ответчиком Муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», которым утвержден оспариваемый градостроительный план земельного участка.

В связи с этим судебная коллегия, руководствуясь ч.4, ч.5 ст.330 ГПК РФ, определением от 2 апреля 2019 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Согласно п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В виду изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, постановлением врио главы администрации г. Махачкалы от 7 августа 2017 года №1148 «О порядке согласования гр.ФИО1 проектирования и строительства 5-этажного многоквартирного жилого дома с цокольным этажом в <адрес>» ФИО1 согласовано проектирование и строительство 5 -этажного с цокольным этажом многоквартирного жилого дома на своем собственном земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>

18 августа 2017 года Управлением архитектуры и градостроительства г. Махачкалы утвержден градостроительный план № 05- 308:000-1455 земельного участка с кадастровым номером <№>

Управлением по вопросам координации капитального строительства г. Махачкалы ЖСК «Дом Мечты» выдано разрешение № 05-308-305-2017 от 16 октября 2017 года на строительство 5-этажного многоквартирного жилого дома с цокольным этажом по адресу: г. <адрес>

Проверяя доводы иска прокурора и изложенное в нем обоснование по материалам дела, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленного прокурором иска в виду следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.

Согласно ч. 3 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ установление органами, индивидуальными предпринимателями, организациями, указанными в пункте 7.4 части 1 настоящей статьи, обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается.

Во исполнение ст. 6 Градостроительного кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, которым не предусмотрена такая услуга, как «выдача постановления о согласовании и проектировании строительства многоквартирных жилых домов».

В силу положений части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Таким образом, Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено принятие органом местного самоуправления постановления о согласовании строительства, в связи с чем, оспариваемое прокурором постановление №1148 от 7 августа 2017 года не может признано законным и подлежит признанию недействительным.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Статьей 57.3 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В градостроительном плане земельного участка содержится информация:

1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; 2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии); 3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); 4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; 5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом; 6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; 7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; 8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; 9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; 10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; 11) о границах зон действия публичных сервитутов; 12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; 13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; 14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов; 15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; 16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории; 17) о красных линиях.

Как следует из материалов дела, оспариваемый прокурором градостроительный план не содержит обязательных реквизитов, предусмотренных вышеназванной нормой, в частности, в нем не заполнены разделы: описание границ земельного участка, не указаны площадь застройки земельного участка, максимальная плотность застройки, максимальный процент застройки, максимальный коэффициент застройки, минимальные отступы от границ земельного участка.

В нарушение п.2.3 СНИП 2.01.07-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» градостроительный план подготовлен без учета дворового благоустройства.

В нарушение п.3 ч.15 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ в вышеуказанном градостроительном плане отсутствует информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что градостроительный план земельного участка № 05-308:000-1455 от 18 августа 2017 года утвержден в нарушение требований градостроительного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Поскольку материалами дела подтверждено не соответствие градостроительного плана № 05-308:000-1455 от 18.08.2017г. на земельный участок ответчика, то выданное ЖСК «Дом мечты» на основании этого градостроительного плана Управлением по вопросам координации капитального строительства г. Махачкала разрешение №05-308-305-2017 от 16 октября 2017 года на строительство пятиэтажного многоквартирного жилого дома с цокольным этажом, подлежит признанию недействительным.

В силу ст. ст. 7,14,16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 3, пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки поселения, городского округа относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Правила землепользования и застройки являются комплексным нормативным правовым актом, разработанным исполнительными органами местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального и регионального градостроительного законодательства, местных нормативных правовых актов при участии депутатов представительного органа местного самоуправления и иных заинтересованных лиц (входящих в комиссию по подготовке проекта), а также мнением местного населения, выраженным путем проведения публичных слушаний, что следует из положений статей 1, 3, 8 главы 4 (статьи 30-40) Градостроительного кодекса РФ.

Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" утверждены решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" №9-5 от 26 мая 2016 года.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам Дагестанского центра независимой экспертизы. Заключением данной экспертизы №736 от 17 августа 2018 года установлено, что фактическое расположение многоквартирного жилого дома, расположенного в <адрес> соответствует градостроительному плану на строительство многоэтажного жилого дома.

Возводимый объект строительства не соответствует требованиям п.3 ст.34 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала". Общая площадь нежилых помещений составляет 300,0 кв.м., общая площадь жилых помещений первого этажа составляет 294,2 кв.м: из нее жилая площадь-122,9 кв.м., площадь помещений вспомогательного исполнения-171,3 кв.м.. Общая площадь земельного участка, на котором возведен 5-ти этажный жилой многоквартирный дом должна составлять не менее 1927 кв.м. Фактическая площадь земельного участка составляет 600 кв.м. Расстояние от фасадной линии жилого дома до соседнего дома составляет 30 м., а от тыльной линии жилого дома до соседнего строения составляет 18 м. Расположение и размещение 5-ти этажного жилого дома по адресу: <адрес> соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СанПин 2.12002-00 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям», СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», СНиП 3101-2003 «Здания жилые многоквартирные», СанПин 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий». Строения жилых домов не угрожает жизни и здоровью людей, имеется проезд для пожарных машин, отсутствуют препятствия для обслуживания объектов, расположенных по соседству, не нарушает архитектурный облик города.

В судебном заседании судебной коллегии представитель ответчиков ФИО1 заявил об ошибочности вывода эксперта в части того, что многоквартирный дом возводится в нарушение п.3 ст.34 Правил землепользования и застройки городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", полагает, что площадь земельного участка, на котором должен быть возведен спорный объект, неправильно определена, поскольку исчислена исходя общей площади квартир, а не жилой площади квартир, составляющей согласно проекту 614, 5 кв.м. Исходя из этого, минимальный размер земельного участка для размещения дома должен составлять 804, 3 кв.м. Просил при этом учесть, что ответчиком ФИО1 дополнительно к земельному участку площадью 600 кв.м. приобретен земельный участок, что подтверждается представленной в судебное заседание выпиской из ЕГРН от 16 апреля 2019 года. Согласно данной выписке из ЕГРН, ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 815 кв.м.

В связи с изложенным по ходатайству представителя ответчиков ФИО1 в судебном заседании был опрошен эксперт ФИО1, давший заключение по делу, который пояснил, что при определении размера земельного участка для размещения спорного объекта следует исходить из жилой площади квартир, которая составляет 614, 5 кв.м. и что он ошибочно произвел расчет с учетом помещений вспомогательного исполнения. При этом эксперт не дал какого-либо разъяснения относительно того, какой нормой предусмотрен такой расчет.

Согласно ч. 3 ст. 86 Гражданского процессуального кодекса РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не может принять в качестве надлежащих доказательств экспертное заключение №736 от 17 августа 2018 года и пояснения эксперта ФИО1, который в заседании судебной коллегии, по сути, не подтвердил в части сделанные им в заключении выводы.

Кроме того, вышеназванное заключение экспертизы не содержит выводов по следующим вопросам суда первой инстанции: соответствует ли градостроительный план земельного участка требованиям, предъявляемым градостроительным регламентам применительно к данной территориальной зоне согласно Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» и Генерального плана г.Махачкалы, соответствует ли объект капитального строительства требованиям градостроительных регламентов, установленных указанными Правилами. Сделанные в заключении выводы о наличии проезда для пожарных машин в исследовательской части не мотивированы.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не может ссылаться на данное заключение экспертизы и показания эксперта ФИО1 как на допустимые доказательства.

О назначении по делу повторной либо дополнительной строительно –технической экспертизы стороны в суде не заявляли.

Между тем, как усматривается из материалов дела, из положительного заключения экспертизы №05-2-1-1-0117-17 от 5 сентября 2017 года на объект капитального строительства -5-этажный многоквартирный жилой дом с цокольным этажом в МКР <адрес>, спорный объект возводится в зоне среднеэтажной жилой застройки, строительный объем жилого дома составляет 5140 м3, в том числе: подземной части -861 м3, общая площадь здания -1765 кв.м, жилая площадь квартир составляет 614,5 кв.м., общая площадь квартир – 1471,0 кв.м., площадь застройки-327, 0 кв.м.

Согласно ч.3 ст. 34 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в зоне многоквартирной среднеэтажной жилой застройки минимальные размеры земельных участков для размещения среднеэтажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 1,31 м2 на 1 м2 общей площади жилых помещений, максимальные размеры - из нормы 1,59 м2 на 1 м2 общей площади жилых помещений.

Исходя из изложенного, в соответствии с вышеназванными Правилами минимальная площадь земельного участка, на котором планируется строительство спорного объекта, должна составлять не менее 1927 кв.м. (1471х1.31=1927). Однако площадь земельного участка ответчика, на котором данное строение возведено, составляет 600 кв.м., а с учетом дополнительно приобретенного земельного участка -815 кв.м.

Доводы ответчика о неверности приведенного расчета минимальной площади земельного участка для размещения строящегося спорного объекта не могут быть приняты во внимание.

Как предусмотрено вышеназванной ст.34 Правил минимальные размеры земельных участков для размещения среднеэтажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 1,31 м2 на 1 м2 общей площади жилых помещений.

Юридическое содержание понятия жилого помещения определено статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанной норме жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Согласно ст.16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Из изложенного следует, что в общую площадь жилого помещения входят площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Из положительного заключения экспертизы №№05-2-1-1-0117-17 от 5 сентября 2017 года и проекта на объект капитального строительства -5-этажный многоквартирный жилой дом с цокольным этажом в <адрес> следует, что площадь жилых помещений первого этажа составляет 294, 2 кв., из которых жилая площадь составляет 122,9 кв.м., площадь помещений вспомогательного использования, куда не входят балконы, составляет 171, 3 кв., то есть общая площадь жилых помещений во всем доме составляет 1471 кв.м.

Следовательно, исходя из расчета по определению площади земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», минимальная площадь земельного участка, на котором должен быть размещен спорный объект, составляет 1927 кв.м., что значительно превышает площадь земельного участка, принадлежащего ответчику, на котором возведен указанный объект.

С учетом изложенного доводы представителя ответчиков ФИО1 о том, что земельный участок, на котором ЖСК «Дом Мечты» возводит 5-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположен в территориальной зоне Ж2 на карте градостроительного зонирования, предназначен для среднеэтажной жилой застройки (4-8 этажей) и, следовательно, на нем допускается строительство 5-этажного многоквартирного жилого дома, не могут быть приняты во внимание.

Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации ( в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно ст.222 Гражданского кодекса РФ (п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

По делу установлено, что спорный объект капитального строительства возводится с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, в связи с чем, исковые требования прокурора о признании данного объекта самовольной постройкой и возложении на ЖСК «Дом Мечты» обязанности снести данный объект также является законными и обоснованными.

Как было указано выше, разрешительная документация, на основании которой ЖСК «Дом мечты» осуществляет строительство, не соответствует требованиям закона. Застройщиком нарушены строительные, градостроительные нормы и правила, а также Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденные решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26 мая 2016 года № 9-5, что исключает возможность сохранения постройки.

При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора г.Махачкалы подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 13 сентября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковое заявление заместителя прокурора г. Махачкалы удовлетворить.

Признать недействительным постановление врио главы города Махачкалы от 07.08.2017г. №1148 «О порядке согласования ФИО1 проектирования и строительства 5-этажного многоквартирного жилого дома с цокольным этажом в МКР <адрес>».

Признать недействительным градостроительный план №05-308:000-1455 от 18.08.2017г. земельного участка с кадастровыми номером <№>, утвержденный Управлением архитектуры и градостроительства г.Махачкалы.

Признать недействительным разрешение №05-308-305-2017 от 16.10.2017 г. на строительство 5-этажного многоквартирного жилого дома с цокольным этажом на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>, выданное Управлением по вопросам координации капитального строительства г.Махачкала ЖСК «Дом мечты».

Признать возводимое ЖСК «Дом мечты» капитальное строение на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>, самовольной постройкой.

Обязать ЖСК «Дом мечты» снести самовольное строение, возведенное на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> и привести указанный земельный участок в первоначальное состояние.

председательствующий:

судьи:

33-925/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее