16RS0036-01-2023-005769-93
Дело №2-3845/2023
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 ноября 2023 года город Альметьевск
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
судьи Р.Р.Булатовой
при секретаре М.В.Хабибрахмановой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к обществу с ограниченной ответственностью «Ярыш» о возложении обязанности по ликвидации свалки отходов,
установил:
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с заданием № от ДД.ММ.ГГГГ в рамках выездного обследования территории Альметьевского муниципального района Республики Татарстан во исполнение распоряжения КМ РТ №р от ДД.ММ.ГГГГ, Приказа МЭПР РТ №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях в период санитарно-экологического двухмесячника» старшим специалистом на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, географическими координатами <данные изъяты> выявлен факт складирования отходов аименно мусор от жилищ несортированный <данные изъяты> на площади 180 кв.м., объем 32 куб.м. Собственником вышеуказанного земельного участка является ответчик. В этой связи истец просил суд обязать ответчика ликвидировать свалку на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> за счет собственных средств местного бюджета путем вывоза незаконно размещенных отходов на санкционированный полигон ТБО.
В судебном заседании представители истца требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представитель третьего лица – Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района разрешения спора оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации,
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В судебном заседании установлено, что 12 апреля 2023 года в соответствии с заданием № 250 от 11 апреля 2023 года в рамках выездного обследования территории Альметьевского муниципального района Республики Татарстан во исполнение распоряжения КМ РТ №625р от 14 марта 2023 года, Приказа МЭПР РТ №283-п от 16 марта 2023 года «О мероприятиях в период санитарно-экологического двухмесячника» Министерством экологии и природных ресурсов РТ в лице Юго-восточного территориального управления проведена проверка по факту размещения несанкционированных свалок бытовых отходов.
В ходе проверки выявлен факт складирования отходов а именно мусора от жилищ несортированный ФККО <данные изъяты> на площади 180 кв.м., объем 32 куб.м. на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, географическими координатами 54.762900, 52.486620, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно актуальной выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежит ООО «Ярыш»; в разделе Особые отметки указаны кадастровые номера обособленных (условны) участков, входящих в единое землепользование в числе которых земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
В соответствии со статьями 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники отходов, размещенных на выявленном земельном участке, в ходе проверки не установлены. Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела также не представлены.
Оценив вышеизложенные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ООО «Ярыш» по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Суд полагает излишним указание в решении суда географических координат 54.762900, 52.486620 земельного участка, поскольку сторонами не оспаривается, что на указанном земельном участке находится одна несанкционированная свалка отходов.
Создание несанкционированной свалки на землях сельскохозяйственного назначения подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни.
Тем самым, ООО «Ярыш» нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и требования ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, права неопределенного крута лиц - населения, а также лиц временно находящихся на указанной территории (т.е. субъекты, персонифицировать которых невозможно). Бесконтрольность по сбору отходов, может впоследствии являться источником инфекционных заболеваний, т.к. на свалку имеется свободный доступ диких и домашних животных, а также людей.
Таким образом, проанализировав приведенные выше нормы права, исследовав все предоставленные доказательства, учитывая, вышеизложенные обстоятельства по делу, суд находит законные основания для удовлетворения требований в полном объеме.
Таким образом, в силу приведенных выше требований федеральных законов, принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, принадлежащего ООО «Ярыш», то ответственность по его надлежащему содержанию возлагается на собственников юридического лица.
Руководствуясь статьями 194-198,233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковое заявление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к обществу с ограниченной ответственностью «Ярыш» о возложении обязанности по ликвидации свалки отходов удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ярыш» ликвидировать свалку на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> за счет собственных средств путем вывоза незаконно размещенных отходов на санкционированный полигон ТБО.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Р.Р. Булатова
Копия верна
Судья Р.Р. Булатова
Решение вступило в законную силу «___»_____________202__ года
Судья