Решение по делу № 2-406/2022 от 10.10.2022

14RS0023-01-2022-000552-74

Дело №2-406/2022

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Олекминск                                                          5 декабря 2022 года

Олекминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Чемпосовой У.Д.,

при секретаре судебного заседания Шелеховой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) к эвенкийской родовой общине малочисленных народов «Морсо» о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,

у с т а н о в и л:

Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее по тексту – Росреестр) обратилось в суд с исковым заявлением к эвенкийской родовой общине малочисленных народов «Морсо» (далее по тексту – община «Морсо») о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по <адрес>

Истец Росреестр надлежаще извещенный о месте, дате и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не направил своего представителя, не просил отложить судебное разбирательство дела. Представитель истца по доверенности Башарина Д.Ю. просит провести судебное разбирательство без участия представителя истца. Потому в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ судебное заседание определено провести без участия представителя истца, причина его неявки признана уважительной, явка – необязательной.

На судебное заседание ответчик община «Морсо», надлежаще извещенный о месте, дате и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не направил своего представителя, не просил отложить судебное разбирательство дела. Уважительность причины неявки ответчик не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Потому дело рассмотрено в порядке заочного производства, о чем вынесено соответствующее определение.

Третье лицо территориальное управление Росимущества в Республике Саха (Якутия) надлежаще извещенное о месте, дате и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не направил своего представителя, не просил отложить судебное разбирательство дела. Уважительность причины неявки не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, ходатайства и мнение по иску в суд не представил. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ судебное заседание определено провести в отсутствие третьего лица, причина неявки признана неуважительной, его явка - необязательной.

Из искового заявления видно, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту - ЕГРН) содержится запись о праве собственности общины «Морсо» на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым , расположенный по <адрес>, площадью 259343854 кв.м., зарегистрированного на основании свидетельства на право владения и постоянного пользования землей от 23 декабря 1991 года. Согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок расположен в границах зон 14:23-15.1 (лесничество) и 14:23-9.4 (особо охраняемая природная территория – национальный парк «Ленские столбы»), в связи с чем данный земельный участок является лесным и находится в силу закона (лесные участки в составе земель лесного фонда) в федеральной собственности, управление и распоряжение которым осуществляет Российская Федерация. При этом земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности, ограничены в обороте. Спорный земельный участок предоставлен общине «Морсо» в постоянное пользование. При этом земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности таких лиц могут использоваться ими на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и порядке, установленные земельным законодательством. Малочисленные народы и их общины вправе безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и распространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством. При использовании лесов им обеспечивается защита исконной среды обитания и их традиционный образ жизни. Однако наличие у общины права на получение земель в соответствии с указанными целями, факт их использования не должны влечь изменение прав Российской Федерации в отношении лесных участков земель лесного фонда и не влияет на правовой режим данных земель. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно лицам, перечисленным в п.2 с.39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ). Считает, что земельный участок должен быть предоставлен ответчику в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ, на основании соответствующих документов, право постоянного (бессрочного) пользования должно быть переоформлено на право аренды или приобретено на праве собственности. Кроме того установлено разрешенное использование вышеуказанного земельного участка – для осуществления рекреационной деятельности в местности «Ленские столбы». Запись в ЕГРН нарушает право Российской Федерации. Потому просит признать отсутствующим у ответчика общины «Морсо» права собственности на земельный участок с кадастровым номером распложенный по <адрес> город Олекминск, площадью 259343854 кв.м.

Исследовав все представленные доказательства, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит установленным следующее.

Из свидетельства на право владения и постоянного пользования землей видно, что по решению администрации Орджоникидзевского района Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 1991 года эвенкийскому родовому кочевому хозяйству «Морсо» (род Калитиных и Гаврильевых) для ведения кочевого хозяйства предоставлено в пожизненное наследуемое владение и постоянное пользование земельный участок площадью 191200 Га. Свидетельство выдано главе рода М. Отмечено, что свидетельство является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право владения, постоянного пользования землей.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент издания постановления от 23.12.1991, в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.

Статьей 18 Земельного кодекса РСФСР было установлено, что ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит, в том числе, предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса.

Согласно статье 23 Земельного кодекса РСФСР изъятие (включая выкуп, в том числе и принудительный) земельных участков в целях предоставления их гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям производится по решению соответствующего Совета народных депутатов: сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РСФСР право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждена Советом Министров РСФСР.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», действовавшим на момент выдачи свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей, были установлены единые для РСФСР две формы (№1 и №2) государственного акта.

Однако акт на право владение, постоянного пользования спорным земельным участком, выданный уполномоченным органом эвенкийскому родовому кочевому хозяйству «Морсо», суду не представлен.

Как видно из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ) от 28 сентября 2022 года, эвенкийская родовая община малочисленных народов «Морсо», ИНН 1431009994, ОГРН 1071431000167, создано 29 марта 2007 года, адрес нахождения: г.Якутск, Сергеляхское шоссе, 10км, дом №23/21А. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан глава общины Калитин Н.Р. Основным видом экономической деятельности по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) является разведение оленей (01.49.4), а также юридическое лицо занимается четырьмя дополнительными видами экономической деятельности.

При этом выписка из ЕГРЮЛ на эвенкийское родовое кочевое хозяйство «Морсо» суду не представлена.

Согласно выписке из ЕГРН от 27 сентября 2022 года земельный участок с кадастровым номером (присвоен 17 октября 2011 года), площадью 259343854 +/- 281822,74 кв.м., кадастровой стоимостью <.......> рубля, относится к категории земель - земли лесного фонда, с видом разрешенного использования - для осуществления рекреационной деятельности в местности «Ленские Столбы». Земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории - объектов: «14:23-15.1» - лесничества, «14:23-9.4» - национального парка «Ленские столбы». Почтовый адрес ориентира: Республика Саха (Якутия), Олекминский улус (район), г.Олекминск. Принадлежит на праве собственности эвенкийской родовой общине малочисленных народов «Морсо», ИНН 1431009994, дата регистрации права – 19 июля 2022 года. Граница земельного участка состоит из 2 контуров: 1) 151027086,36 кв.м., 2) 108316768,08 кв.м. Установлено ограничение права на земельный участок, предусмотренные ст.56 ЗК РФ, срок действия – с 2 февраля 2015 года. Граница земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами: и . Имеются планы, описания двух контуров земельного участка.

Согласно разъяснениям, изложенным в четвертом абзаце пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление №10/22) в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В пункте 53 Постановления 10/22 также разъяснено, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.

Тем самым, община «Морсо» является надлежащим ответчиком по данному делу.

Как следует из положения ч.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.

Частью 1 ст.8 ЛК РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу требований абз.1 п.1 ст.17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В соответствии с п.1 и 2 ч.5 ст.27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 ст.27 ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЗК РФ и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях; из состава земель лесного фонда находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

Согласно абз.2 ст.11 Федерального закона от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

В порядке, установленном п.1 ч.1 ст.8 Федерального закона от 30.04.1999 №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

В соответствии с ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» свидетельства на право владения и постоянного пользования землей признаются действительными и имеют равную силу с записями в ЕГРН. При этом юридические лица, за исключением указанных в п.2 ст.39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ.

При этом в соответствии с п.2 ст.39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям; 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии с п.13 ч.1 ст.39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе, лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет.

Согласно ч.7 ст.41 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду.

В силу ст.48 ЛК РФ в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

При этом государственная регистрация прав на недвижимое имущество это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного ч.1 ст.44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных ч.1 и 2 ст.43 настоящего Федерального закона); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы (ст.14).

При таких обстоятельствах суд находит установленным, что спорный земельный участок с кадастровым номером , площадью 259343854 кв.м. +/- 281822.74 кв.м. располагается на территории Олекминского района Республики Саха (Якутия). 23 декабря 1991 года земельный участок, площадью 191200 Га, был предоставлен эвенкийскому родовому кочевому хозяйству «Морсо» (роду Калитиных и Гаврильевых) в пожизненное наследуемое владение и постоянное пользование, занимающемуся разведением оленей. Данному хозяйству надлежало получить государственный акт на право владения, постоянного пользования землей. 19 июля 2022 года за эвенкийской родовой общиной малочисленных народов «Морсо» зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок для осуществления рекреационной деятельности в местности «Ленские столбы». При этом граница спорного земельного участка пересекает границы других двух земельных участков, что влечет за собой ограничение права на спорный земельный участок. Кроме того спорный земельный участок является лесным, расположен в границах 14:23-15.1, 14:23-9.4 - на территории особо охраняемых природных объектов – национального парка «Ленские столбы» и лесничества. Лесные участки в составе земель лесного фонда, к которым относится спорный земельный участок, находятся в федеральной собственности, управление и распоряжение которыми осуществляет Российская Федерация, ограничены в обороте. При этом суд отмечает, что община «Морсо» вправе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности пользоваться землями различных категорий для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами и т.п. Однако такое право не должно влечь изменение прав Российской Федерации в отношении лесных участков земель лесного фонда и не влияет на правовой режим данных земель. Община «Морсо» обязано было до 1 июля 2012 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность в соответствии с установленными правилами. Однако в нарушение действующего законодательства, ответчик этого не сделал. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям; 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, к которым ответчик не относится. В настоящее время имеющаяся запись в ЕГРН о зарегистрированных правах на спорный земельный участок нарушает право Российской Федерации и подлежит восстановлению.

Следовательно, исковое заявление Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) подлежит безусловному удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истцы были освобождены, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Судом удовлетворены исковые требования о признании отсутствующим у ответчика права собственности на недвижимое имущество, следовательно, размер государственной пошлины составит 6000 рублей.

Поскольку истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, сумму государственной пошлины следует взыскать в указанном размере с ответчика в доход бюджета МР «Олекминский район» РС (Я).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167, 103, 194-198, 235 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) - удовлетворить.

Признать право собственности эвенкийской родовой общины малочисленных народов «Морсо» (ИНН 1431009994, ОГРН 1071431000167) на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по <адрес> площадью 259343854 кв.м., отсутствующим.

Взыскать с эвенкийской родовой общины малочисленных народов «Морсо» (ИНН 1431009994, ОГРН 1071431000167) государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) в размере 6000 (Шести тысяч) рублей.

Принятое решение является основанием погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности эвенкийской родовой общины малочисленных народов «Морсо» (ИНН 1431009994, ОГРН 1071431000167) на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по <адрес>

Копию судебного решения направить сторонам, не принимавшим участия в судебном заседании.

Ответчик вправе подать в Олекминский районный суд Республики Саха (Якутия), принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 (Семи) дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение 1 (Одного) месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 1 (Одного) месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: п./п.

Копия верна:

Судья Олекминского районного

суда Республики Саха (Якутия):                                                                              У.Д. Чемпосова

2-406/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия)
Ответчики
Эвенкийская родовая община малочисленных народов "Морсо"
Другие
Территориальное управление Росимущества в Республике Саха (Якутия)
Суд
Олекминский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Чемпосова Ульяна Дмитриевна
Дело на сайте суда
olekma.jak.sudrf.ru
10.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2022Передача материалов судье
12.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2022Подготовка дела (собеседование)
07.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2022Судебное заседание
05.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
09.12.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
06.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
02.03.2023Дело оформлено
13.03.2023Дело передано в архив
05.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее