45RS0026-01-2024-013013-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2024 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Аброськина СП.
при ведении протокола секретарем Лейченок Д.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к УМВД России по г. Кургану, УМВД России по Курганской области о признании действий незаконными, возложении обязанностей
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к УМВД России по г. Кургану, УМВД России по Курганской области о признании действий незаконными, возложении обязанностей. В обоснование иска указано, что в период с 29.09.2000 по 26.08.2022 он проходил службу в органах внутренних дел, занимал различные должности в УМВД России по г. Кургану. В период службы, 20.02.2013 истец обратился по месту службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения (далее - ЕСВ). Решение по заявлению ФИО14, принято жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Курганской области лишь 17.05.2013, а 29.10.2013 данное решение утверждено. Из открытых источников, размещённых на сайте МВД России, в мае 2024 года истцу стало известно о том, что он состоит на учете для получения ЕСВ с даты утверждения решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Курганской области, то есть с 29.10.2013. Полагает, что должен быть поставлен на учет с даты подачи заявления, с 20.02.2013. Указывает, что в уникальном номере на сайте мвд.рф, дата подачи заявления о получении ЕСВ указана – 08.04.2013.
Ссылаяс на изложенное, просит суд, признать действия УМВД России по Курганской области по его принятию на учет для получения ЕСВ, исходя из даты утверждения начальника УМВД России по Курганской области решения жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Курганской области, незаконным; установить очередность и право истца ФИО2 с остовом семьи из двух человек на получение ЕСВ с даты подачи заявления и документов с 20.02.2013; обязать УМВД России по Курганской области внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения ЕСВ УМВД России по Курганской области в том числе в части даты принятие на учет, с 20.02.2013, путем изменения уникального номера в базе данных.
В судебном заседании истец ФИО2, его представитель, действующая по доверенности, ордеру, адвокат ФИО4 исковые требования поддержали, дали пояснения по доводам, изложенным в иске, указав, что с заявлением о постановке на учет для получения ЕСВ истец обратился 20.02.2013, что следует из даты, указанной в заявлении,
ФИО1 ответчика УМВД России по Курганской области, действующая по доверенности ФИО5 в судебное заседании исковые требования не признала, полагала, что они не подлежат удовлетворению, дала пояснения по доводам, изложенным в иске, указала, что исковое заявление ФИО2 подано по истечению срока исковой давности, в связи с чем, просила к заявленным требованиям применить последствия пропуска срока исковой давности.
Представитель УМВД России по г. Кургану, действующий по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал позицию представителя УМВД России по Курганской области.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
В соответствии с пунктом 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Согласно абзаца 2 пункта 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как следует из Приложения к Правилам, в которых приведена форма книги учета, в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Из изложенного следует, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 23 ноября 2015 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты. При определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Преимущественное право лиц, указанных в части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», реализуется исключительно среди очередников, поставленных на учет в том же году, что и указанные лица.
Судом установлено, что ФИО2 с 29.09.2000 по 26.08.2022 проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации в УМВД России по г. Кургану, уволен со службы по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Истец полагает, что его права нарушены в результате несвоевременной постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты утверждения протокола заседания комиссии, а не с даты подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – 29.10.2013 года, поскольку он должен пропустить сотрудников, имеющих преимущество, подавших заявления и поставленных на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в 2013 году, что следует из представленного в материалы дела ответчиком УМВД России по Курганской области списка сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из материалов гражданского дела следует, что в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, 20.02.2013, ФИО2 обратился в ЖБК УМВД России по Курганской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, приложив к заявлению всех необходимые документы. Данное обстоятельство также подтверждается представленным УМВД России по Курганской области списком сотрудников, принятых на учет для получения ЕСВ.
Согласно решению ЖБК УМВД России по Курганской области по предоставлению социальной единовременной выплаты (протокол № 4 от 17.05.2023), ФИО2 принят на учет на получение ЕСВ в составе семьи трех человек: сам ФИО2, его жена ФИО4, сын ФИО7).
Указанное решение утверждено распоряжением № 11/1059 от 29.10.2013 о рассмотрении вопросов предоставления единовременной социальной выплаты.
При этом не рассмотрение заявления ФИО4 от 20.02.2013 в установленный срок привело к изменению его очередности за счет включения в очередь перед ним лиц, указанных в части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», продавших соответствующие заявления и поставленные на учет после 20.02.2013 году, поскольку преимущественное право указанных лиц реализуется исключительно среди очередников, поставленных на учет в том же году.
Реализация права истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не может быть поставлена в зависимость от даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти (распоряжения УМВД России по Курганской области № 11/1059 от 29.10.2013), которым утверждено решение жилищно-бытовой комиссии о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что явно приводило бы к ущемлению его законных интересов в результате того, что при соблюдении срока он мог быть принят на учет раньше и подлежал бы обеспечению выплатой наряду с сотрудниками, принятыми на учет в феврале 2013 года, и не пропуская перед собой в очереди сотрудников, имеющих преимущество в силу части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключительно среди очередников, поставленных на учет в том же году, что и указанные лица.
Суд, проанализировав списки сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отмечает, что такие сотрудники как ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 подавшие заявления о постановке на учет позднее истца, распоряжениями УМВД России по Курганской области поставлены в очередь перед ФИО2
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, проанализировав подлежащие применению к спорным правоотношениям нормы материального права, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком порядка очередности при постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, принцип определения которой установлен в п. 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223.
Установив факт нарушения очередности истца при постановке на учет для получения ЕСВ, принцип определения которой установлен в п. 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, суд приходит выводу о том, что истец имеет право состоять на учете для получения социальной выплаты с даты подачи заявления.
Разрешая ходатайство ответчика о пропуске ФИО2 срока исковой давности суд приходит к следующему.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Судом установлено, что о нарушенном праве истцу стало известно с даты получения в УМВД России по Курганской области материалов, связанных с постановкой на учет для получения ЕСВ, то есть с марта 2024 года, следовательно эта дата является началом течения срока исковой давности по его требованиям, вследствие чего его обращение в суд 26.10.2024 имело место в пределах срока исковой давности.
С учетом изложенного, суд полагает возможным признать незаконными действия жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Курганской области по принятию ФИО2 на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения исходя из даты вынесения решения – с 29.10.2013; признать за ФИО2 право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел с даты подачи заявления на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20.02.2013.
Разрешая требования ФИО2 о возложении обязанности внести изменения в распорядительные документы путем издания распоряжения об определении очередности истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты подачи заявления, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями п. 21 Правил предоставления ЕСВ книга учета порядка очередности ведется комиссией и является документом строгой отчетности. Изменения, вносимые в книгу учета, заверяются печатью и подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за ведение книги учета.
Согласно п. 22 тех же Правил на каждого сотрудника, принятого на учет для получения единовременной выплаты, заводится учетное дело, в котором содержатся заявление и документы, представленные в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге учета.
Таким образом, по смыслу названных Правил предоставления ЕСВ для изменения сведений о дате постановки истца на очередь для получения ЕСВ ответчику достаточно внести соответствующие изменения в вышеуказанную книгу учета на основании настоящего решения суда, а потому для восстановления права истца стоять на учете на получение ЕСВ ответчику не требуется вновь издавать распоряжение об определении очередности истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения исходя из даты подачи заявления.
Следовательно суд приходит к выводу об отказе в данной части требований.
руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к УМВД России по г. Кургану, УМВД России по Курганской области о признании действий незаконными, возложении обязанностей – оставить без удовлетворения.
Признать незаконными действия жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Курганской области при принятию ФИО2 на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения исходя из даты установленной распоряжением УМВД России по Курганской области от 29.10.2013.
Признать за ФИО2 право состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел с даты подачи заявления на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20.02.2013.
Исковые требования ФИО2 к УМВД России по Курганской области о возложении обязанностей внести изменения в книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВ России по Курганской области исходя из даты подачи принятия на учет 20.02.2013, путем изменения уникального номера в базе данных – оставить без удовлетворения.
В удовлетворении требования ФИО2 к УМВД России по г. Кургану – отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Курганский областной суд через Курганский городской суд Курганской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.П. Аброськин
Решение суда в окончательной форме составлено 3 декабря 2024 года.