дело № 12-36/2018
Р Е Ш Е Н И Е
с. Объячево, Республики Коми 07 мая 2018 года
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Родионов А.В.,
при секретаре судебного заседания Михеевой О.С.,
с участием старшего государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми Шиловской Т.С., действующей на основании доверенности № от 11.10.2017,
государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми Савиной М.Г., действующей на основании доверенности № от 20.12.2017,
представителя администрации муниципального района «Прилузский» Пименова М.А., действующего на основании доверенности № от 26.06.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации муниципального района «Прилузский» на постановление должностного лица от 03 апреля 2018 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми от 03.04.2018 юридическое лицо - администрация муниципального района «Прилузский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.7 ч. 2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, представитель администрации муниципального района «Прилузский» обратился в Прилузский районный суд с жалобой, в которой указал, что администрацией предпринимаются конкретные меры по устранению нарушений земельного законодательства, а невыполнение работ обусловлено обстоятельствами, не зависящими от администрации муниципального района «Прилузский», вызванных недобросовестностью подрядной организации «Котласский Агропромпроект», которая своевременно не исполнила муниципальный контракт, не получила положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию, не выполнила условия мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Республики Коми. В настоящее время администрацией муниципального района «Прилузский» заключен договора от 01.03.2018 с ООО «Рифей» на выполнение комплекса кадастровых работ по изготовлению межевого плана на земельный участок площадью 5 га, предназначенного для размещения отходов. После устранения недостатков и получения положительного заключения государственной экспертизы будет проведена рекультивация земельного участка и объявлен аукцион на проведение работ по строительству полигона ТБО. Администрацией также ведется работа по приведению категории и вида разрешенного использования фактическому использованию земельного участка, расположенного в м. Косьволок сельского поселения «Ношуль» Прилузского района Республики Коми. Указанное правонарушение совершено юридическим лицом впервые, с учетом изложенного выше и тяжелого материального положения юридического лица, которое имеет ссудную задолженность в сумме 60,2 млн. рублей, представитель юридического лица просит признать правонарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, отменить постановление, освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В судебном заседании представитель юридического лица на доводах жалобы настаивает, при этом пояснил, что постановлением руководителя администрации муниципального района «Прилузский» от 20 апреля 2018 года внесены изменения в постановление от 15 августа 2007 года № 470 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка администрации сельского поселения «Ношуль», согласно которому земельный участок для строительства площадки складирования и временного хранения отходов переведён из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, прихожу к следующему.
Административным правонарушением, в силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.
В соответствии с пп. 1 п. 1, п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: одной из категорий являются земли сельскохозяйственного назначения. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы. а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 72 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений.
В силу ст. 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п. 1 ст.78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с ч.2 ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Как следует из материалов дела, по информации, поступившей от Прилузского районного комитета по охране окружающей среды, 06.12.2017 в 10 часов на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в м. Косьволок сельского поселения Ношуль, Прилузского района, Республики Коми (вблизи автодороги с. Ношуль - д. Лихачёвская) выявлено нарушение требований земельного законодательства, которое выразилось в том, что на 4 км автодороги с. Ношуль - п. Ваймес в м. Косьволок сельского поселения Ношуль Прилузского района Республики Коми, координаты: 60,1489150С.Ш., 49,4181100В.Д., в двадцати метрах от края дороги, выявлен участок земли площадью около 4 га, где несанкционированно размещены твердые коммунальные отходы около 1000 куб.м. (несанкционированная свалка), а именно: «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», «отходы мебели из разнородных материалов», «тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами», «упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами», «бой стекла».
Данная территория, согласно Постановлению администрации муниципального образования муниципального района «Прилузский» от 15.08.2007 № 470, Генеральному плану муниципального образования сельского поселения «Ношуль» Прилузского района Республики Коми, данным публичной кадастровой карты относится к землям сельскохозяйственного назначения. Государственная собственность на земли из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Прилузский район, м. Косьволок, вблизи автодороги с. Ношуль - д. Лихачёвская, выделенные под размещение отходов, не разграничена, межевание границ участка не проведено, на публичной кадастровой карте границы не определены, государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на земельный участки не проведены.
Согласно Генеральному плану МО СП «Ношуль», захламленная территория находится в границах МО СП «Ношуль», но за пределами границ населенного пункта.
В ходе административного расследования установлено, что указанная территория используется под свалку с 2008 года. Постановлением Администрации МО МР «Прилузский» № 470 от 15.08.2007 земельный участок площадью 20 000 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Прилузский район, м. Косьволок, вблизи автодороги с. Ношуль - д. Лихачевская, предоставлен в пользование администрации СП «Ношуль» для размещения и захоронения отходов потребления. Как следует из постановления, земельный участок по своему целевому назначению, отведенный для размещения отходов относится к землям сельскохозяйственного назначения. Использование земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения для размещения отходов не соответствует его целевому назначению. Рекультивация части участка проводилась в 2013 году (акт приемки рекультивированных земель площадью 1,28 га от 06 декабря 2013 года). После рекультивации вывоз коммунальных отходов на данную территорию местным населением продолжается.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Коми от 01.03.2016 № 10-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми», органы местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Республике Коми в пределах своей компетенции, установленной федеральным законодательством, уставами муниципальных образований, осуществляют организацию мероприятий по охране окружающей среды.
В силу п. 9, 14 ст. 9 Устава МО МР «Прилузский», принятого решением Совета МО «Прилузский район» от 29.11.2005 № 1, к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района.
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенныx территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, в силу закона на территории сельского поселения Ношуль Прилузского района Республики Коми ответственность за выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от захламления отходами производства и потребления и предотвращению иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, несут органы местного самоуправления муниципального района «Прилузский». МО МР «Прилузский» не является собственником земельного участка, но на него как на публично-правовое образование возложено исполнение ряда обязанностей в целях охраны окружающей среды, в том числе с целью защиты земель сельскохозяйственного назначения от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно п. 1 ст.39 Устава МО МР «Прилузский», принятого решением Совета МО «Прилузский район» от 29.11.2005 № 1, администрация муниципального района является органом местного самоуправления муниципального района, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения. Согласно п. 1.2 Постановления администрации муниципального района «Прилузский» от 17.06.2015 № 716 «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального земельного контроля а отношении расположенных в границах сельских поселений объектов земельных отношений» функция муниципального земельного контроля за объектами земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений района, исполняется администрацией муниципального района «Прилузский».
Таким образом, в течение длительного времени (с 2008 года по настоящий момент) юридическое лицо администрация МО МР «Прилузский» не надлежащим образом исполняло обязанности по проведению мероприятий по охране окружающей среды на территории МО МР «Прилузский», в т.ч. по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, проведению муниципального земельного контроля, защите земель сельскохозяйственного назначения от захламления отходами производства и потребления, в результате чего допустило захламление земель сельскохозяйственного назначения отходами производства и потребления объемом около 1000 куб.м. на площади около 4 га по адресу: Прилузский район, м. Косьволок, вблизи автодороги с. Ношуль - д. Лихачевская и не приняло организационных мер по ликвидации указанного захламления.
Совершение юридическим лицом административного правонарушения наряду с протоколом об административном правонарушении подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
В силу ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация муниципального района «Прилузский», имея реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению и своим бездействием совершило административное правонарушение.
Принимая во внимание, что суду представлена совокупность доказательств, подтверждающих не выполнение установленных требований по защите земель и охране почв от негативного воздействия, ухудшающего качественное состояние земель, вина юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения имеется.
Таким образом, факт совершения администрацией муниципального района «Прилузский» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными должностным лицом в совокупности с другими материалами в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем, вывод о виновности администрации муниципального района «Прилузский» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является правильным и обоснованным. Оснований для переоценки установленных должностным лицом фактических обстоятельств дела, не имеется.
В то же время, доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения не могут быть проигнорированы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица, судьи, уполномоченного рассматривать жалобу. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Само по себе отсутствие вредных последствий не подтверждает отсутствие такого обязательного при применении ст. 2.9 КоАП РФ признака, как отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В судебном заседании должностные лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми пояснили, что нарушение требований законодательства выразилось в использовании земель сельхозназначения для хранения отходов. Постановлением руководителя администрации МР «Прилузский» от 20 апреля 2018 года земли, на которых расположена свалка, переведены в категории «земли промышленности», в связи с чем, нарушение требований законодательства устранено и имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
Учитывая указанные обстоятельства, конкретные обстоятельства по делу, принимая во внимание, что выявленное нарушение требований законодательства устранено, оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного юридическим лицом, роль правонарушителя, считаю возможным признать административное правонарушение малозначительным и освободить юридическое лицо от административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу представителя администрации муниципального района «Прилузский» удовлетворить.
Постановление и.о. начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми от 03.04.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района «Прилузский», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации муниципального района «Прилузский» прекратить, на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Родионов