11RS0001-01-2023-005325-10 дело №2-6010/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Крыжевской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 23 мая 2023 года гражданское дело по иску Поповой Светланы Васильевны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
Попова С.В. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить ей на состав семьи 3 человека благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 40,5 кв.м., указав в обоснование требований на непригодность для проживания жилого помещения, занимаемого им по договору социального найма и бездействие ответчика в принятии мер к расселению жильцов аварийного дома, проживание в котором несет угрозу для жизни и здоровья.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Попова К.М. и Попов Н.М.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признала.
Истец и третьи лица в суд не явились.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в собственности МО ГО «Сыктывкар» находится жилое помещение по адресу: ...
** ** ** администрацией г.Сыктывкара истцу на состав семьи 2 человека, выдан ордер №... на право занятия комнаты жилой площадью 20,9 кв.м. в ....
Истец и её дети (Попова К.М. и Попов Н.М.) зарегистрированы в комнате ... по месту жительства.
На основании заключения межведомственной комиссии от ** ** ** №... постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... многоквартирный жилой дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для расселения проживающих в доме граждан установлен до ** ** **.
Иного благоустроенного жилья истец не имеет.
Истец полагает, что имеет право на предоставление благоустроенного жилья по договору социального найма, поскольку проживание в занимаемом ею жилом помещении в аварийном доме опасно для жизни и здоровья.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-89 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57 ЖК РФ, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В этом случае, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить нанимателю другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
При этом, поскольку предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, то признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 ЖК РФ, не требуется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2018 года №57-КГ18-16).
Согласно отчету по обследованию многоквартирного ..., подготовленному АО «...» в ** ** **, дом построен в 1941 году, деревянный, эксплуатируется 77 лет, физический износ здания – 77%. При осмотре дома установлено, что его фасады находятся в неудовлетворительном состоянии: имеются отслоения и отпадения окрасочного слоя, обшивка рассохлась и отходит от основания, имеет следы гнили, частые разломы, стены в подтеках, оконные и дверные блоки перекошены, свесы кровли разбиты, обшивка частично разрушена. Под окнами имеются щели, сквозные трещины, что приводит к продуваемости первого и второго этажей и возникновению плесени. На фундаменте дома наблюдаются искривления горизонтальной линии стен, усадка, трещины. Присутствует оседание отдельных участков здания. Забирка поражена гнилью, нижняя часть цоколя обросла мхом. Отмостка вокруг здания фактически отсутствует, вследствие чего поверхностные воды от здания не отводятся, попадают в фундамент. Несущая способность фундамента утратила восприятие нагрузок. На стенах дома имеются опасные деформации, повреждения гнилью. Стены повсеместно поражены грибком и жучком. По центру здания стена имеет значительную усадку. В квартирах – сырость, присутствует запах плесени и канализации, на поверхности влажной древесины присутствуют обильные налеты грибка, споры которого легко распространяются в окружающей среде.
По результатам обследования специалистами сделан вывод об аварийном техническом состоянии дома, характеризующемся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Пребывание граждан в таком здании не безопасно, сохранность инженерного оборудования при таком состоянии несущих конструкций находится под угрозой прорыва в результате неконтролируемой осадки конструкций стен, перекрытий.
На основании данного технического отчета АО «...» Межведомственная комиссия в заключении ** ** ** пришла к выводу о выявлении основания для признания многоквартирного ... аварийным и подлежим сносу.
Каких-либо сведений о том, что на момент рассмотрения дела состояние жилого ... приведено в состояние, пригодное для проживания в нем, администрацией не представлено.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что техническое состояние занимаемого истцом жилого помещения и ... не позволяет проживать в нем и имеет опасность для жизни и здоровья, восстановительные (страховочные, противоаварийные) работы на оставшийся до переселения срок не ведутся.
Установленный постановлением администрации от ** ** ** №... срок для принятия мер к расселению жильцов дома истек в ** ** **.
Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о наличии у истца права на предоставление благоустроенного жилого помещения, реализация которого регламентирована положениями статей 85-89 ЖК РФ, и не зависит от признания её малоимущей и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 ЖК РФ).
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов жилые помещение в соответствии с установленными нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В связи с этим, орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение равнозначной площади, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от наличия финансовой возможности на реализацию указанных полномочий.
Учитывая техническое состояние аварийного дома и истечение установленного срока для его расселения, бездействие администрации в принятии мер по переселению истца из ... нельзя признать законным.
Поскольку истец до настоящего времени благоустроенным жилым помещением взамен непригодного не обеспечена, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» в силу статей 85, 87, 89 ЖК РФ, а также статьи 40 Конституции Российской Федерации, подлежит возложению обязанность по предоставлению ей на состав семьи 3 человека на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения в черте г.Сыктывкара.
Определяя характеристики жилья, подлежащего предоставлению истцу, суд учитывает, что фактически ..., является коммунальной, состоит из трех четырех жилых комнат, одну из которых занимает на условиях социального найма семья истца.
Согласно техническому паспорту на дом, общая площадь жилых помещений (4 комнат) в квартире составляет 75,5 кв.м., площадь помещений общего пользования секции (коридор, кухня, санузел,) – 59,6 кв.м., общая площадь жилых комнаты истца – 20,9 кв.м.
Таким образом, с учетом положений части 5 статьи 15 ЖК РФ, статей 41 и 42 ЖК РФ (применяемых по аналогии), на занимаемые истцом комнаты приходится 16,4 кв.м. в площади помещений общего пользования, которые также подлежит учёту при определении характеристик подлежащего предоставлению истцу жилья. (Расчет: 20,9 : 75,5)*59,6).
Соответственно, истцу подлежит предоставлению благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 37,3 кв.м. (20,9+16,4).
Доводы ответчика о дефиците бюджета и отсутствии жилых помещений, не являются основанием к отказу истцу в иске, поскольку возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма лицами, проживающими в жилом помещении, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не находится в зависимости от указанных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» (ОГРН 1021100517140, ИНН 1101482338) предоставить Поповой Светлане Васильевне ... на состав семьи 3 человека, включая Попову Ксению Максимовну и Попова Никиту Максимовича, на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Сыктывкара общей площадью не менее 37,3 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Председательствующий О.Л. Саенко