Решение по делу № 21-435/2021 от 14.07.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, д. 51,

г. Улан-Удэ, 670000

тел/факс: 8 (3012) 21-50-78,

E-mail: vs.bur@sudrf.ru

Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/

судья Баторова Д.А.

дело № 21-435

поступило 14 июля 2021 года

УИД 04RS0007-01-2020-006922-72

Р Е Ш Е Н И Е

2 августа 2021 года                                                                      г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой Светланы Валерьевны

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия,

У С Т А Н О В И Л:

1. Постановлением начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов по взысканию алиментных платежей по г. Улан-Удэ (ОСП по ВАП) Цыбенова Б.Ц. от 6 ноября 2020 года Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее – Минсоцзащиты Республики Бурятия) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 30 000 рублей.

Минсоцзащиты Республики Бурятия обжаловало постановление в районный суд.

Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 23 декабря 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Минсоцзащиты Республики Бурятия состава административного правонарушения.

Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 18 февраля 2021 года решение районного суда оставлено без изменения.

Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2021 года решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ и решение Верховного Суда Республики Бурятия отменены, дело возвращено на новое рассмотрение в районный суд.

При новом рассмотрении дела 24 июня 2021 года районный суд вынес решение об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо Цыбенов Б.Ц. подал жалобу на решение районного суда в Верховный Суд Республики Бурятия.

В заседание вышестоящего суда должностное лицо не явилось, ходатайство об отложении судебного разбирательства не направило, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие. От представителя Минсоцзащиты Республики Бурятия Гармаевой О.Б. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований к отмене решения районного суда.

Согласно части 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела видно, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Бурятия от 6 июля 2020 года на Минсоцзащиты Республики Бурятия возложена обязанность предоставить Б. жилое помещение специализированного жилищного фонда в Иволгинском районе Республики Бурятия.

6 августа 2020 года ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ возбуждено исполнительное производство по исполнению данного решения, срок для добровольного исполнения установлен в пять дней с момента получения должником копии постановления.

В указанный срок требования исполнительного документа не исполнены.

8 сентября 2020 года с Минсоцзащиты Республики Бурятия взыскан исполнительский сбор, а также установлен новый срок для исполнения исполнительного документа – 30 дней со дня поступления требования судебного пристава-исполнителя.

Требование судебного пристава-исполнителя в установленный срок не исполнено.

30 октября 2020 года в отношении министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, 6 ноября 2020 года вынесено постановление о назначении министерству административного наказания.

Возражая против привлечения к административной ответственности, Минсоцзащиты Республики Бурятия ссылается на то, что решение суда невозможно исполнить в установленные судебным приставом-исполнителем сроки, поскольку процедура формирования специализированного жилищного фонда занимает длительное время.

Районный суд признал эти доводы обоснованными и указал в решении, что данных о наличии у Минсоцзащиты Республики Бурятия на момент установления срока для исполнения исполнительного документа соответствующего жилого помещения не было. Министерство предприняло зависящие от него необходимые меры, обстоятельства, препятствовавшие исполнению решения суда в установленный срок, не могли быть устранены исключительно действиями министерства.

Выводы суда об отсутствии виновного поведения Минсоцзащиты Республики Бурятия являются правильными.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Состав, предусмотренный частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, образует неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно статье 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения;

при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

Таким образом, должник может быть привлечен к административной ответственности только в случае, если будет установлено, что он не выполнил требования исполнительного документа во вновь установленный срок без уважительных причин.

Применительно к исполнительному производству, возбужденному в отношении Минсоцзащиты Республики Бурятия, должно быть доказано, что министерство имело в своем распоряжении свободное жилое помещение специализированного жилищного фонда либо в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока могло в полном объеме осуществить процедуру приобретения специализированного жилья и передать это жилье взыскателю.

Согласно статье 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Из статьи 9 данного Закона Республики Бурятия следует, что гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные данным Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Порядок финансирования расходов, предусмотренных данным Законом, определяется Правительством Республики Бурятия.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014                  № 107 утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан».

Из данной Государственной программы следует, что ответственными соисполнителями мероприятия 3.7 «Обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» являются Минсоцзащиты Республики Бурятия и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия. При этом Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия является главным распорядителем бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 10.04.2019                № 191-р утвержден Технологический регламент («дорожная карта») приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данный регламент действовал до 19 августа 2020 года, в нем перечислены соответствующие мероприятия, сроки реализации и ответственные исполнители.

Так, среди мероприятий указаны:

заключение соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений;

планирование и осуществление закупочной процедуры по приобретению благоустроенных жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

заключение государственных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

принятие решения об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду;

направление сведений в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд

и другие.

Ряд мероприятий подлежат реализации в сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 19 августа 2020 года № 480-р утвержден новый Технологический регламент («дорожная карта») приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Исходя из указанных норм Минсоцзащиты Республики Бурятия не может единолично разрешить вопрос о приобретении жилья для детей-сирот. Процедура приобретения жилья для специализированного жилищного фонда занимает длительное время, в ней участвуют несколько органов исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления, государственные казенные и бюджетные учреждения.

Сведений о том, что у Минсоцзащиты Республики Бурятия на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока исполнения имелась реальная возможность исполнить решение суда, материалы дела не содержат.

Судебный пристав-исполнитель сослался только на факт неисполнения требований исполнительного документа, не приведя в постановлении доказательства, которые свидетельствуют о неуважительности причин неисполнения решения суда.

Между тем 19 августа 2020 года министерство направляло судебному приставу-исполнителю информацию о невозможности исполнить в срок решение суда из-за длительности процедуры приобретения жилых помещений специализированного фонда.

Этот документ оставлен судебным приставом-исполнителем без внимания, хотя он имел правовое значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении дела в районном суде Минсоцзащиты Республики Бурятия представило ряд дополнительных документов, в частности:

соглашение между Министерством просвещения России и Минсоцзащиты Республики Бурятия от 18 декабря 2019 года о предоставлении субсидии из федерального бюджета в 2020-2022 годах на приобретение жилых помещений в Республике Бурятия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;

сведения о направлении министерством в декабре 2019 года, января, феврале, марте, июне, августе, октябре 2020 года информации в министерство строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия о потребности в жилых помещения для детей-сирот в 2020 году.

Эти документы подтверждают, что Минсоцзащиты Республики Бурятия не бездействовало, а принимало меры к разрешению проблемы в рамках предоставленных полномочий.

Доводы Минсоцзащиты Республики Бурятия судебным приставом-исполнителем не опровергнуты.

Отсутствие виновного поведения не дает оснований для привлечения Минсоцзащиты Республики Бурятия к административной ответственности, поэтому районный суд обоснованно отменил постановление о назначении административного наказания и прекратил производство по делу.

3. Доводы жалобы о неуважительности причин неисполнения требований исполнительного документа подлежат отклонению.

Из статьи 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Привлекая министерство к административной ответственности, судебный пристав-исполнитель ограничился формальной ссылкой на неисполнение требований исполнительного документа, не приведя в постановлении доказательства, подтверждающие вину министерства в совершении административного правонарушения.

При этом обстоятельства, установленные районным судом, свидетельствуют о том, что неисполнение требований исполнительного документа вызвано уважительными причинами.

Факт намеренного уклонения должника от исполнения требований исполнительного документа не установлен, поэтому решение суда об отмене постановления и прекращении производства по делу является правильным.

Доказательства, представленные министерством, однозначно подтверждают невозможность исполнить решение суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Вопреки утверждению в жалобе, они являются объективными, полностью подтверждающими доводы министерства.

Довод о том, что не доказано направление писем в Министерство строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия, подлежит отклонению, поскольку направление писем предполагается и не опровергнуто.

Кроме того, КоАП РФ не обязывает лицо доказывать свою невиновность.

В данном случае судебный пристав-исполнитель должен доказать не просто факт неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно неуважительность неисполнения, поскольку из статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

Довод о том, что возложенная на Минсоцзащиты Республики Бурятия обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не ставится в зависимость от отсутствия достаточных финансовых средств или иных условий, нельзя принять во внимание, поскольку это обстоятельство имеет значение при разрешении материально-правового спора.

Для привлечения к административной ответственности требуется установить виновное поведение лица, а в данном случае факта намеренного уклонения должника от исполнения решения суда не установлено.

Судебный пристав-исполнитель не выяснял причины неисполнения требований исполнительного документа, поэтому нет оснований считать, что доказано виновное поведение министерства.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, вышестоящий суд

Р Е Ш И Л:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 июня 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия оставить без изменения, жалобу начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов по взысканию алиментных платежей по г. Улан-Удэ (ОСП по ВАП) Цыбенова Б.Ц. – без удовлетворения.

Судья                                                                                        С.В. Булгытова

21-435/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Министерство социальной защиты населения РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Булгытова Светлана Валерьевна
Статьи

17.15

Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
14.07.2021Материалы переданы в производство судье
02.08.2021Судебное заседание
02.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее