Дело № 2-59/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Ики-Бурул 18 мая 2020 г.
Приютненский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Лиджиева Р.С.,
при секретаре - Бикеевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и Церенкееву Б.У.о признании договора аренды земельного участка недействительным,
у с т а н о в и л:
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее – Минзем) обратилось в суд с указанным иском, мотивируя следующим.
В собственности Республики Калмыкия находятся три нежилых здания:
1. Дом животновода, кадастровый номер 08:02:0000000:840, площадью 76,6 кв. м, место расположения: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, в 8 км на северо-восток от п. Светлый.
2. Дом животновода, кадастровый номер 08:02:0000000:841, площадью 159,8 кв.м, место расположения: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, в 7,5 км на северо-восток от п. Светлый.
3. Дом животновода, кадастровый номер 08:02:0000000:842, площадью 162,9 кв.м, место расположения: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, в 7,3 км на северо-восток от п. Светлый
В целях оформления прав на земельный участок и проведения кадастровых работ на участке 08:02:0000000:1137, на котором находятся вышеуказанные здания, Минзем обратился к Министерству природных ресурсов и окружающей среды Республики Калмыкия (далее – Минприроды). В письме от 27 декабря 2019 г. Минприроды указало, что раздел данного участка невозможен, поскольку он предоставлен во временное пользование по договору аренды лесного участка от 26 декабря 2019 г. № 2 Церенкеееву Б.У. Основанием предоставления в аренду данного участка явилось решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 10 сентября 2019 г. которым признано право собственности Церенкеева Б.У. на объекты недвижимости, расположенные в <адрес>
Считает, что данный участок предоставлен Церенкееву Б.У. неправомерно, поскольку право собственности на них не зарегистрировано, участки не состоят на кадастровом учете, и они не должны сопоставляться с объектами недвижимости, находящимися в республиканской собственности. На спорном земельном участке находятся объекты Республики Калмыкия. Оспариваемая сделка является незаконной, так как ограничивает и нарушает права собственника Республики Калмыкия в лице Минзема.
Просит признать недействительным в силу ничтожности договор аренды от 26 декабря 2019 г. № 2 лесного земельного участка с кадастровым номером 08:02:0000000:1137, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, с видом разрешенного использования «Для лесных насаждений», заключенный между Минприроды и Церенкеевым Б.У.
Представитель Минзема Челеев Э.С. просил провести судебное заседание без его участия, разрешение иска оставил на усмотрение суда.
Ответчик Минприроды ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя, разрешение иска оставил также на усмотрение суда.
Ответчик Церенкеев Б.У. просил суд провести судебное заседание без его участия. Пояснил, что спорный договор расторгнут, он (договор) не был зарегистрирован в Росреестре.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия ходатайствовало о рассмотрении дела без участия его представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судом по настоящему делу установлены следующие обстоятельства.
В собственности Республики Калмыкия находятся три нежилых здания: дом животновода, кадастровый номер 08:02:0000000:840, площадью 76,6 кв. м, место расположения: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, в 8 км на северо-восток от п. Светлый; дом животновода, кадастровый номер 08:02:0000000:841, площадью 159,8 кв. м, место расположения: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, в 7,5 км на северо-восток от п.Светлый; дом животновода, кадастровый номер 08:02:0000000:842, площадью 162,9 кв. м, место расположения: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, в 7,3 км на северо-восток от п. Светлый. Данные обстоятельства подтверждаются Выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
2 декабря 2019 г. истец обратился в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия по вопросу проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 08:02:0000000:1137, на котором находятся вышеуказанные объекты республиканской собственности. Данное обращение передано на рассмотрение в Минприроды РК, поскольку в соответствии со ст. 86 Лесного кодекса РФ полномочия в области лесных насаждений передано указанному министерству, что следует из письма от 3 декабря 2019 г.
Согласно письму от 27 декабря 2019 г. Минприроды РК в ответ на обращение истца сообщило, что раздел данного участка невозможен, ввиду его передачи в аренду Церенкееву Б.У.
Решением Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 7 августа 2019 г. признано право собственности Церенкеева Б.У. на недвижимое имущество в <адрес>
На основании данного решения 28 января 2020 г. зарегистрировано право собственности ответчика на указанные объекты недвижимости, что установлено выписками из Росреестра.
Между Минприроды РК (арендодатель) и Церенкеевым Б.У. (арендатор) 26 декабря 2019 г. заключен договор аренды земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 08:02:0000000:1137 площадью 2 га, местоположение: Республика Калмыкия, Ики-Бурульский район, КУ РК «Калмыцкое лесничество», Элистинское лесничество, Красное участковое лесничество, квартал № 114 (2); срок аренды 2 года.
Данный договор по соглашению сторон расторгнут и его действие прекращено, что следует из Соглашения № 1 от 11 февраля 2020 г. и решения Минприроды РК № 1 от 11 февраля 2020 г.
17 января 2020 г. государственная регистрация данной сделки приостановлена ввиду того, что аренда лесных земельных участков осуществляется без проведения торгов с собственниками зданий, сооружений, находящихся на этом участке; в ЕГРП отсутствуют сведения, что арендатор Церенкеев Б.У. является собственником таких объектов недвижимости. Кроме того, в ЕГРН вид разрешенного использования указан «для лесных насаждений», а в решении Минприоды и договоре – «ведение сельского хозяйства». При этом сведений об изменении вида разрешенного использования не имеется. Согласно уведомлению от 17 февраля 2010 г. прекращено осуществление государственной регистрации прав на данный земельный участок.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд признает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу ст. 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Согласно ч. 3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г., разъяснено, что п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» разъяснено, что сторона договора, не прошедшего необходимую государственную регистрацию, не вправе на этом основании ссылаться на его незаключенность. Как указано в названном пункте, по смыслу ст. 164, 165, п. 3 ст. 433, п. 2 ст. 651 ГК РФ государственная регистрация договора осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных третьих лиц знать о долгосрочной аренде. Впоследствии указанная позиция Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации нашла отражение в уточняющем дополнении законодателем п. 3 ст. 433 ГК РФ, согласно действующей редакции которого государственная регистрация договора имеет значение для момента его заключения исключительно для третьих лиц.
Положениями п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» разъяснено для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ) При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве.
В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом установлено, что оспариваемый договор долгосрочной аренды земли не получил государственной регистрации, в этой связи не породил правовых последствий для истца, как третьего лица, и считается для него незаключенным в силу ч. 3 ст. 433 ГК. Стороны договора по обоюдному согласию расторгли оспариваемую сделку 11 февраля 2020 г., непосредственно после обращения истца в суд.
К тому же регистрирующим органом прекращена ее регистрация ввиду следующего. Согласно подп. 4 п. 3 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются с собственниками зданий, сооружений, находящихся на таком участке, или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право собственности Церенкеева Б.У. на объекты, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 08:02:0000000:1137, зарегистрировано 28 января 2020г., то есть на момент заключения договора аренды право собственности на них у него не возникло в смысле ст. 131 ГК РФ.
При таких обстоятельствах на момент 26 декабря 2019 г. данный участок должен был предоставляться в аренду на торгах, чего Минприродой РК не было сделано.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда и др. Согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов РФ.
По данным ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 08:02:0000000:1137 относится к категории земель лесного фонда. Между тем, Минприроды, предоставляя земельный участок в аренду, указал в договоре вид разрешенного использования – для ведения сельского хозяйства. При этом соответствующих документов, подтверждающих изменение категории земли, не представил в регистрирующий орган.
Таким образом, на момент разрешения настоящего иска для истца сделка аренды земельного участка считается незаключенной, в связи с чем предмет спора отсутствует.
Рассмотрев доводы ходатайства истца о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения заявления Минзема об отмене по вновь открывшимся обстоятельствам решения Приютненского районного суда РК от 7 августа 2019 г., суд находит их несостоятельными по следующим основаниям.
Основания приостановления производства по делу предусмотрены статьями 215-216 ГПК РФ. Статьей 215 ГПК РФ установлено, что суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве, а также дела об административном правонарушении.
Обращение истца в суд с заявлением об отмене решения по вновь открывшимся обстоятельствам не образует оснований для приостановления производства по данному делу, поскольку разрешение настоящего спора не зависит от исхода рассмотрения указанного заявления. При таких обстоятельствах дела ходатайство, а также иск в целом удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении иска Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и Церенкееву Б.У. о признании договора аренды земельного участка недействительным отказать.
Обеспечительные меры, принятые по определению Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 6 февраля 2020 г., отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Приютненский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий (подпись) Р.С. Лиджиев
Копия верна. Судья Р.С. Лиджиев