Решение по делу № 2-1062/2024 от 21.03.2024

66RS0051-01-2024-000818-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Серов Свердловская область                                            02 июля 2024 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Александровой Е.В., при секретаре судебного заседания Шулаковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1062/2024 по иску Серовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Серовского городского округа об обязании ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов,

с участием помощника Серовского городского прокурора Салаватуллиной А.М.,

представителя ответчика Администрации Серовского городского округа Валиховой М.Н., действующей на основании доверенности № 19 от 21.12.2023г. сроком до 31.12.2024 года,

представителя третьего лица Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области Кархонен Н.В., действующей на основании доверенности от 19.01.2024г. сроком на один год,

представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Дорониной О.В., действующей на основании доверенности от 31.08.2023г., сроком на три года,

УСТАНОВИЛ:

Серовский городской прокурор обратился в Серовский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Серовского городского округа, об обязании ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Серовского городского округа.

В обоснование заявленных требований указал, что Серовской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия на предмет соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и пожарной безопасности. На земельном участке, расположенном в <адрес>, на земельном участке с координатами , установлено место несанкционированного размещения отходов, в том числе отходов лесопиления, из которых образованы кучи и валы, что создает высокую пожарную опасность, поскольку указанное место накопления отходов производства и лесопиления находятся в непосредственной близости к жилым домам и хозяйственным постройкам <адрес>. Просит обязать администрацию Серовского городского округа в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов деревообработки, расположенную в <адрес>, на земельном участке с координатами .

В судебном заседании приняты уточненные требования Серовского городского прокурора, в которых он просит возложить обязать на администрацию Сосьвинского городского округа в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки    отходов, расположенные на территории Сосьвинского городского округа, в точках, имеющих координаты:

         В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержала, просит их удовлетворить. Пояснила, что при проведении повторного обследования территорий 18.06.2024 г. несанкционированные свалки отходов деревообработки не ликвидированы, что представляет высокую пожарную опасность вблизи домов. Общая территория захламления 22 000 кв.м. высота от 1 до 10 метров. Указанная свалка несет экологический вред.

         В судебном заседании представитель ответчика Администрации Серовского городского округа Валихова М.Н. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что Администрация Серовского городского округа является ненадлежащим ответчиком, полномочия возложены ООА СГО «Комитет ЭТС и ЖКХ».

    В судебном заседании представитель третьего лица Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области Кархонен Н.В. поддержала исковые требования. Пояснила, что в предписании об устранении нарушений, врученной администрации Серовского городского округа сроки были указаны, последней данное предписание не обжаловалось. На протяжении длительного времени свалка отходов не ликвидировалась.

        В судебном заседании представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Доронина О.В. поддержала исковые требования. Пояснила, что более 10 лет вышеуказанная свалка отходов не ликвидируется. Ранее в адрес администрации было направлено предписание, нарушения относительно данной местности не устранены. При обследовании 18.06.2024 года были нанесены точки с географическими координатами. Отходы, размещенные на земельном участке, согласно классификаторы состоят из щепы и опила, а так же отходы строительства: кирпич, бетонные плиты, которые оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду и нарушают права граждан.

       Суд, заслушав прокурора, представителя третьего лица Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.

       В соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

       Согласно ст. 27 п. 4, ст. 35 п. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересы общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

       Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

        Статьей 11 указанного Федерального закона установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

        В соответствии с ч.1 ст. 51 данного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

        Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

            Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        Частью 1 ст.13 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

        В силу с ч. 1 ст. 13.4 данного Федерального закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

        Согласно со ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами влечет за собой гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        В судебном заседании установлено, что в период с 25.04.2023 по 23.05.2023 Серовской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и пожарной безопасности.

При осмотре территории Серовского городского округа установлено, что на точке, имеющей координаты имеются отходы лесопиления, из которых образованы кучи и валы, что создает высокую пожарную опасность, поскольку указанное место накопления отходов производства и лесопиления находятся в непосредственной близости к жилым домам и хозяйственным постройкам <адрес>.

                Земельный участок, на котором расположена указанная несанкционированная свалка, расположен на землях общего пользования на территории Серовского городского округа.

         ДД.ММ.ГГГГ проведено повторное обследование с участием специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, в ходе, которого установлено, что на территории, прилегающей с юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером: , установлено размещение отходов опила и щепы свежей и старой распиловки. Кроме того, локально выявлены места сброса строительных отходов. По составу отходы, размещенные на земельном участке: щепа натуральной чистой древесины, опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные, мусор от сноса и разборки зданий несортированный, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий. Географические координаты крайних точек загрязненного участка: . Площадь захламления территории составила не менее 22 000 кв. метров, высота варьируется от 1 метра до 10 метров, объем отходов определить не представляется возможным

        В судебном заседании установлено, что несанкционированная свалка в точке, имеющей координаты 59.382838 61.260440 расположена на территории Серовского городского округа, являются землями общего пользования, что администрацией Серовского городского округа не оспаривается.

        Нахождение отходов лесопиления на данном земельном участке с указанными координатами подтверждается актом обследования и фотографиями свалки, находящимися в материалах дела.

        Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение статьи 42 Земельного кодекса РФ на земельных участках в границах Серовского городского округа не обеспечено осуществление мероприятий по охране земель, допущено загрязнение, истощение, деградация, порча земель и почв, влекущие негативное воздействие на земли, не обеспечено соблюдению экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

        Согласно ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях: ограничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

    - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, н сходящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

    - иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

            В соответствии с п. 1 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

           Согласно п. 2. ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»,    органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, осуществляется предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

           Вышеуказанные отходы расположены на землях Серовского городского округа. С учетом приведенных требований земельного законодательства управление и распоряжение данными земельными участками осуществляется администрацией Серовского городского округа.

           В силу ст.12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

          Согласно ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

          Частью 2 ст.13 Земельного кодекса определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

        В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

         В силу статьи 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды», органы местного самоуправления при осуществлении деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в населенных пунктах.

        Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и пункту 1 статьи 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

        Пунктами 5 и 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов и на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

         Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке в границах Серовского городского округа, на ответчика в силу приведенных выше положений законодательства должна быть возложена обязанность по ликвидации указанной несанкционированной свалки. При таких обстоятельствах суд считает, что иск Серовского городского прокурора подлежит удовлетворению.

        Как предусмотрено ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

        Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

        В соответствии с п.9 ч. 1 ст. 333.36. Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождены прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

        В силу п.19. ст.333.36. Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены органы местного самоуправления выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что оснований для взыскания с ответчика Администрации Серовского городского округа государственной пошлины в доход местного бюджета не имеется.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Серовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Серовского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки – удовлетворить.

        Возложить обязать на администрацию Сосьвинского городского округа в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку    отходов, расположенную на    территории Серовского городского округа, на земельном участке, имеющим координаты: .

           Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.

       Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2024г.

       Председательствующий                        Е.В. Александрова

2-1062/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Серовский гороской прокурор
Ответчики
Администрация СГО
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии СО
ОНДиПР СГО УНДиПР ГУ МЧС России по СО
Суд
Серовский районный суд Свердловской области
Дело на сайте суда
serovsky.svd.sudrf.ru
21.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2024Передача материалов судье
21.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.05.2024Предварительное судебное заседание
02.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2024Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
15.08.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
02.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее