Дело № 2а-4045/2021
74RS0031-01-2021-006841-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Веккер Ю.В.
при секретаре Шибанове Н.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области к Мокину Сергею Вадимовичу о взыскании недоимки,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мокину С.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование к фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с <дата обезличена>): налог в размере 32 448 руб. за расчетный период 2020 года, пеня в размере 87,34 руб. за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного страхования за расчетные периоды, начиная с <дата обезличена>: налог в размере 7 990,71 руб. за расчетный период 2020 года, пени за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в размере 22,66 руб.
В обоснование требований указано, что ответчиком не исполнена обязанность по уплате обязательных платежей, в связи с чем последнему начислены пени. Требование об уплате образовавшейся недоимки административным ответчиком не исполнено.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении разбирательства дела не обращался.
Административный ответчик Мокин С.В. в судебном заседании не возражал против заявленных требований.
Суд, руководствуясь положениями ст.ст. 150,152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Выслушав административного ответчика Мокина С.В., исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации. Указанная обязанность также предусмотрена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели (подп. 2 п. 1 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
С 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Пунктом 5 ст. 18 названного Федерального закона признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
На основании пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных выше, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации; объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно ст. 425 Налогового кодекса Российской Федерации тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой (п. 1).Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах: на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента; на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов (в редакции федерального закона на дату исчисления взносов); 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; 3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
В соответствии с п. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за каждый налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мокин С.В. в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> являлся индивидуальным предпринимателем (л.д. 9-11).
Таким образом, административный ответчик Мокин С.В. являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, обязанность по уплате которых административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок, не исполнена.
Согласно сведениям лицевого счета налогоплательщика страховые взносы на ОПС за расчетный период 2020 года до даты прекращения деятельности - <дата обезличена> составили 32 448 руб.
Недоимка по страховым взносам на ОМС за расчетный период 2020 года составила 7 990,71 руб.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В пункте 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в установленный законом срок начислена пеня:
- по ОПС в размере 87,34 руб. (за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>: 32 448 *4,25%/300*19 дн.=87,34 руб.);
- по ОМС за расчетный период 2020 год в размере 22,66 руб. (за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>: 8426*4,25%/300*19 дн.=22,66 руб.).
Иного расчета задолженности, а также доказательств, подтверждающих уплату административным ответчиком суммы задолженности, в материалах дела не имеется.
Поскольку административный ответчик в установленный законом срок не исполнил налоговое обязательство, налоговым органом в его адрес выставлено требование об уплате налога, пени, исчисленные в порядке пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, <дата обезличена> Мокину С.В. через личный кабинет налогоплательщика выставлено налоговое требование об уплате налога <номер обезличен> по состоянию на <дата обезличена> в размере 40 874 руб. (л.д. 31-35).
Таким образом, процедура извещения налогоплательщика о необходимости уплаты исчисленного налога налоговым органом соблюдена, направленные в адрес налогоплательщика требование считается полученным, следовательно, оснований для освобождения Мокина С.В. от уплаты налога, не имеется.
Вместе с тем, соблюдение установленных пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроков для обращения налоговых органов в суд с исками о взыскании налога (сбора, пени) подлежит обязательной проверке судом.
Так, согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела, судебный приказ о взыскании с Мокина С.В. в пользу МИФНС России № 16 по Челябинской области о взыскании недоимки вынесен 17 мая 2021 года, и отменен мировым судьей судебного участка № 5 Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области, в связи с поступившими возражениями административного ответчика (л.д. 41-43).
В суд с настоящим административным иском МИФНС России № 16 по Челябинской области обратилось <дата обезличена>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что срок, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не пропущен.
Учитывая, что административным ответчиком не исполнены в добровольном порядке требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области по уплате налога и пени, доказательств, подтверждающих уплату суммы задолженности, административным ответчиком в соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суду не представлено, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, административный иск удовлетворен.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с административного ответчика Мокина С.В. следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 616, 46 руб.
Руководствуясь ст. ст. 114, 175, 177 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области к Мокину Сергею Владимировичу о взыскании недоимки удовлетворить.
Взыскать с Мокина Сергея Владимировича, <адрес обезличен> в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области недоимку по обязательным платежам и санкциям в размере 40 548 рублей 71 копейку в том числе:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 рублей, пени в размере 87 рублей 34 копейки за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 7 990 рублей 71 копейка, пени в размере 22 рубля 66 копеек за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>.
Взыскать с Мокина Сергея Владимировича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 616 рублей 46 копеек.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 10 ноября 2021 года.
Председательствующий: