Апелляц. дело № 33- 291- 24 г.
УИД 21RS0025- 01- 2023- 002244- 68
Судья Мамуткина О. Ф.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е15 января 2024 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Л. В.,
судей Агеева О. В., Вассиярова А. В.,
при секретаре Ефимовой К. Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах Яковлевой О. Н. к казенному учреждению « Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании решения незаконным, поступившее по апелляционной жалобе казенного учреждения « Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., выслушав объяснения прокурора- Власовой Ю. М., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
прокурор Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Яковлевой О. Н. к казенному учреждению Чувашской Республики « Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики ( далее также- Учреждение), в котором с учетом уточнения просил признать незаконным решение отдела социальной защиты населения Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики Учреждения ( далее также- Отдел) № ... от 14 сентября 2022 года.
Требование мотивировал тем, что 16 августа 2022 года Яковлева О. Н. обратилась в Отдел с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставляемой для реализации мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Указанным решением в удовлетворении заявления Отдел отказал, ссылаясь на заключение межведомственной комиссии, т. е. по основаниям, не предусмотренным законодательством, регулирующим спорные правоотношения.
В судебном заседании прокурор требования поддержал в уточненном варианте.
Яковлева О. Н., представитель Учреждения, представитель третьего лица- Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, третье лицо- Яковлев С. М. в судебное заседание не явились, но в письменных объяснениях представитель ответчика иск не признал, полагая его необоснованным, в том числе ввиду того, что решение об отказе в оказании государственной социальной помощи Отдел принял на основании заключения межведомственной комиссии. При этом 12 сентября 2022 года Яковлеву О. Н. по телефону пригласили на заседание этой комиссии для защиты бизнес- плана, от чего она отказалась, ссылаясь на невозможность взять на себя ответственность за ведение предпринимательской деятельности на основании социального контракта. В связи с устным отказом заключить социальный контракт комиссия приняла решение об отказе в оказании государственной социальной помощи.
Судом принято указанное решение, которым постановлено признать незаконным решение Учреждения № ... от 14 сентября 2022 года.
Данное решение обжаловано ответчиком на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив дело, рассмотрев его в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Разрешая спор, суд первой инстанции среди прочего исходил из того, что как межведомственная комиссия, так и ответчик отказали в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта со ссылкой на принятие такого решения указанной комиссией. Однако в соответствии с правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, это обстоятельство основанием для отказа в удовлетворении заявления Яковлевой О. Н. не является.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что заявление Яковлевой О. Н. первоначально рассматривает межведомственная комиссия, созданная при Учреждении. При этом законоположения, применяемые к настоящему делу, не позволяют ответчику выносить положительное решение, если в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта отказала указанная комиссия.
Кроме того, документом, содержащим решение об оказании данной помощи, является социальный контракт, совершенный между структурным подразделением Учреждения и заявителем, а документом, содержащим мотивированное решение об отказе в ее предоставлении- уведомление, выдаваемое упомянутым структурным подразделением.
Районный суд также не учел, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается определенным категориям граждан, включая граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Об изменениях, влияющих на принятие решения о назначении государственной социальной помощи либо продолжении оказания такой помощи, заявитель обязан сообщить в отдел социальной защиты населения в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Между тем с апреля 2022 года среднедушевой доход семьи Яковлевой О. Н. существенно превышал названную величину прожиточного минимума, что лишало материального истца права на получение спорной государственной социальной помощи. Но об увеличении доходов семьи она не сообщила.
Данные доводы отмену решения не влекут.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178- ФЗ « О государственной социальной помощи» ( далее- Федеральный закон № 178- ФЗ) ( здесь и далее нормативные правовые акты приведены в редакциях, регулирующих спорные правоотношения)Федеральный закон № 178- ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом № 178- ФЗ, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты ( поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Из его положений ( ст. 1, 7, ч. 1, 2 ст. 8, ч. 1- 3 ст. 8. 1, ст. 9 Федерального закона № 178- ФЗ) следует, что получателями государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, к которому помимо прочего прилагается программа социальной адаптации, могут быть и малоимущие семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по заявлению гражданина, в том числе от имени своей семьи, представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему ( его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с гл. 2 Федерального закона № 178- ФЗ.
Соответственно, государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением вышеуказанного органа социальной защиты населения. Но в случае представления заявителем неполных и ( или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему ( его семье) имуществе на праве собственности данный орган социальной защиты населения отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кабинет Министров Чувашской Республики в развитие положений Федерального закона № 178- ФЗ постановлением от 19 июня 2014 года № 210 утвердил Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта ( далее также- Порядок).
Согласно п. 2. 4, 2. 8- 2. 11 Порядка для оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта заявитель обращается, в том числе в отдел казенного учреждения Чувашской Республики « Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, по месту жительства или месту пребывания ( далее соответственно- отдел Центра предоставления мер социальной поддержки, Центр предоставления мер социальной поддержки), с заявлением в электронной либо письменной форме и представляет соответствующие документы.
Указанное заявление с имеющимися документами рассматривается на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению документов на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, образованной при Центре предоставления мер социальной поддержки из представителей Центра предоставления мер социальной поддержки, Центра занятости населения, а также по согласованию из представителей исполнительных органов Чувашской Республики, органов местного самоуправления и иных заинтересованных органов и организаций.
По результатам их рассмотрения межведомственная комиссия дает заключение о возможности ( невозможности) оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта. На основании этого заключения отдел Центра предоставления мер социальной поддержки принимает решение о назначении ( отказе в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта и уведомляет гражданина о принятом решении письменно либо путем направления соответствующего письма на адрес электронной почты заявителя.
При этом отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в случаях:
представления заявителем неполных и ( или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему ( его семье) имуществе на праве собственности;
несоответствия заявителя категориям граждан, указанным в п. 1. 2 Порядка;
недостаточности лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году.
В случае принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдел Центра предоставления мер социальной поддержки и заявитель подписывают социальный контракт и прилагаемую к нему программу социальной адаптации, составленные с учетом заключения межведомственной комиссии.
В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствующем уведомлении отдел Центра предоставления мер социальной поддержки излагает основания, в соответствии с которыми было принято такое решение.
Применительно к спорной ситуации указанное означает, что заявление гражданина об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта действительно первоначально рассматривает межведомственная комиссия, созданная при Учреждении, которая дает соответствующее заключение по результатам его рассмотрения. На основании данного заключения ответчик принимает решение о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
При этом в случае принятия решения о назначении государственной социальной помощи подписывается социальный контракт и программа социальной адаптации, а в случае отказа в ее назначении в соответствующем уведомлении, направляемом гражданину, Отдел помимо прочего излагает основания, в соответствии с которыми было принято такое решение.
Вместе с тем данные положения нормативных правовых актов не освобождают межведомственную комиссию от надлежащего оформления документов, включая протокол ее заседания, и не препятствуют признанию решения об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта незаконным, если это решение Отдела не соответствует требованиям закона.
Как видно из настоящего дела, 16 августа 2022 года Яковлева О. Н. обратилась в Отдел с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Из него и имеющихся документов усматривается, что ее семья, состоящая из 4 человек ( ее ( материального истца), супруга, двоих несовершеннолетних детей), в качестве малоимущей зарегистрирована с 29 апреля 2021 года, согласно бизнес- плану по проекту « Мастерская по изготовлению съедобных букетов и композиций» направлением предполагаемой деятельности является мастерская по изготовлению съедобных букетов и композиций.
Заключением межведомственной комиссии от 14 сентября 2022 года, оформленным в виде протокола от 14 сентября 2022 года, в государственной социальной помощи на основании социального контракта Яковлевой О. Н. отказано по мотиву принятия такого решения комиссией.
По этой же причине в назначении государственной социальной помощи отказал и Отдел, о чем принял решение № ... от 14 сентября 2022 года.
Между тем названная комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения о Межведомственной комиссии при казенном учреждении Чувашской Республики « Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики по рассмотрению документов на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного приказом директора Учреждения № 9 от 14 января 2020 года ( далее- Положение о межведомственной комиссии) ( приложение № 29 к приказу). Этим же приказом утвержден поименный состав такой комиссии по Московскому району г. Чебоксары Чувашской Республики в количестве 6 человек ( приложение № 28 к приказу), который впоследствии изменялся на основании соответствующих приказов директора Учреждения.
В соответствии с нормами, содержащимися в Положении о межведомственной комиссии, в состав комиссии входят ее председатель, которым является глава ( заместитель главы) администрации муниципального образования Чувашской Республики, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии. При этом заседание комиссии ведет его председатель либо по его поручению заместитель. Секретарь комиссии помимо прочего ведет протокол заседания комиссии.
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствовало более половины ее членов, а решение принимается большинством голосов членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос члена комиссии, председательствующего на заседании.
Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывает член комиссии, председательствующий на заседании, и направляется в отдел социальной защиты населения Учреждения.
В Порядке и Положении о межведомственной комиссии нормы, предусматривающие содержание протокола заседания межведомственной комиссии, отсутствуют. Но данное обстоятельство с учетом сложившегося и широко применяемого в этой области деятельности правила не освобождает комиссию от отражения в нем основных позиций, позволяющих установить дату, время и место проведения заседания; вопросы, включенные в повестку дня; сведения о лицах, принявших участие в заседании; результаты голосования членов комиссии, участвовавших на заседании, по каждому вопросу повестки дня; в случае необходимости также сведения о ходе проведения заседания, что в конечном итоге позволяет проверить правомочность проведения заседания межведомственной комиссии и принятия ею оспариваемого решения.
Из настоящего дела усматривается, что свое заключение, которым предлагает отказать Яковлевой О. Н. в государственной социальной помощи на основании социального контракта по причине принятия такого решения комиссией, межведомственная комиссия дала 14 сентября 2022 года, о чем составила протокол от 14 сентября 2022 года. Этот протокол подписали 6 человек как члены указанной комиссии без расшифровки занимаемых ими должностей.
Вместе с тем, как отмечалось выше, поименный состав комиссии, первоначально утвержденный приказом № 9 от 14 января 2020 года, впоследствии ответчик изменял. В частности суду первой инстанции он представил приказ директора Учреждения № 29 от 8 апреля 2022 года, в котором, кроме поименного состава комиссии из 6 человек с перечислением занимаемых ими должностей, указан представитель государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования « ...» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики ( по согласованию). При этом поименный состав комиссии, приведенный в приказе № 29 от 8 апреля 2022 года, не совпадает с поименным составом, указанным в протоколе от 14 сентября 2022 года.
Кроме того, в протоколе от 14 сентября 2022 года не отражен результат голосования членов комиссии, участвовавших на заседании, по рассмотренному вопросу ( сколько из них проголосовали за удовлетворение заявления Яковлевой О. Н., сколько- против, сколько воздержались), равно как не раскрывается, что явилось причиной отказа в оказании государственной социальной помощи, не приводятся основания, предусмотренные Федеральным законом № 178- ФЗ, Порядком, наличие которых влечет принятие такого решения. В этом протоколе нет и ссылок на иные документы, из содержания которых можно было бы установить названные причину и основания.
Вышеуказанные сведения отсутствуют также в решении Отдела, оспариваемого по настоящему делу.
А формулировка, примененная в протоколе заседания межведомственной комиссии, в решении Отдела, о том, что в оказании социальной помощи отказано ввиду принятия такого решения межведомственной комиссией, установить названные обстоятельства не позволяет.
В иске, в судах первой и апелляционной инстанций прокурор среди прочего указывает, что конкретные мотивы, повлекшие принятие межведомственной комиссией упомянутого решения, в протоколе не приведены, а причина, изложенная в протоколе от 14 сентября 2022 года и в решении Отдела № ... от 14 сентября 2022 года, в соответствии с законоположениями, регулирующими спорные правоотношения, основанием для отказа в оказании государственной социальной помощи не является.
Представитель Учреждения, в свою очередь, в письменных объяснениях ссылается на то, что 12 сентября 2022 года Яковлева О. Н. отказалась заключить социальный контракт, в связи с чем межведомственная комиссия приняла решение об отказе в оказании государственной социальной помощи.
Между тем, как отмечалось ранее, именно ответчику предоставлено право отказывать в оказании социальной помощи, в связи с чем какие именно мотивы побудили межведомственную комиссию сделать вышеуказанное заключение, а ответчика- принять оспариваемое решение, по какому из оснований, предусмотренных законодательством, отказано в оказании социальной помощи следовало изложить соответственно в протоколе заседания межведомственной комиссии, в решении и уведомлении Отдела.
При таких обстоятельствах упущения, допущенные по спорным правоотношениям при оформлении документов, не могут быть устранены в суде представленными доказательствами, в том числе и объяснениями лиц, участвующих в деле. Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций, выйдя за рамки своих полномочий, не вправе, подменив собой ответчика, самостоятельно за него ( ответчика) определить причины и основания, по которым он отказал Яковлевой О. Н. в оказании названной помощи, на которые как на основания принятия соответствующих решений межведомственная комиссия и Учреждение не ссылались.
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности ( ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- ГПК РФ)), правильно применив нормы законодательства, регулирующие возникшие правоотношения, районный суд пришел к правомерным окончательным выводам о незаконности оспариваемого решения Учреждения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу казенного учреждения « Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на это решение- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи