Решение по делу № 2-289/2016 от 20.10.2016

                                                                                             Дело № 2-289-16

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ижморский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Алтынбаевой Н.А.

при секретаре Волошиной Т.В.

с участием истца Ковиной М.В.

представителя истца Руденко А.В., действующего по устному заявлению истца

представителя ответчика Администрации Ижморского муниципального района Тихоновой Р.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.

представителя третьего лица МБУЗ «Ижморская ЦРБ» Емельяненко Е.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.

ответчика - председателя жилищной комиссии Шейкина А.А.

П.г.т. Ижморский                                                                    2 декабря 2016г.

Рассмотрев дело по иску Ковиной М.В. к Администрации Ижморского муниципального района, жилищной комиссии Администрации Ижморского муниципального района о признании недействительным решения жилищной комиссии, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, встречному исковому заявлению администрации Ижморского муниципального района к Ковиной М.В. о внесении изменений в договор,

УСТАНОВИЛ:

Ковина М.В. обратилась в суд с иском к администрации Ижморского муниципального района о признании недействительным решения жилищной комиссии, об обязании предоставить благоустроенное жилье по договору социального найма. Требования мотивирует тем, что 05 июля 2011 года между ней, Ответчиком и МБУЗ «Ижморская ЦРБ», был заключен договор о целевой вузовской подготовке специалиста в сфере здравоохранения, в соответствии с которым она обязалась пройти целевую подготовку в образовательном учреждении высшего профессионального образования по специальности стоматология, а Ответчик обязуется осуществить государственную поддержку, заключающуюся в предоставлении служебного жилья по договору социального найма с правом его последующей приватизации при условии, что специалист проработает в должности врача в Ижморском районе не менее 5 лет, что подтверждается абзацем 2 пункта 2.2.4 вышеуказанного договора.

Выполняя взятые на себя обязательства по вышеуказанному договору, она в 2011 году поступила в ГБОУ «Кемеровская государственная медицинская академия», которую закончила с отличием по специальности «31.05.03 Стоматология», с присвоением квалификации «Врач-стоматолог общей практики», что подтверждается дипломом специалиста от ДД.ММ.ГГГГ

05.09.2016г. между ней и МБУЗ «Ижморская центральная районная больница» был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым она приступила к выполнению работы по специальности врача-стоматолога общей практики.

Таким образом, с её стороны все условия договора от 05.07.2011г. «О целевой вузовской подготовке специалиста в сфере здравоохранения» были выполнены в полном объеме.

Однако, со стороны Ответчика встречные обязательства по исполнению в полном объеме его обязательств, указанных в абзаце 2 п.2.2.4 в части предоставления служебного жилья по договору социального найма с правом его последующей приватизации, до настоящего времени не выполнено.

Указанное в п.2.2.4 договора жилье Ответчиком не предоставлено, в связи с чем истица вынуждена в настоящее время арендовать жилье.

Заключая 05.07.2011 года договор с Ответчиком истица исходила из безоговорочного выполнения им своих обязательств по договору. Между тем, Ответчик, взятые на себя по договору от 05.07.2011г. обязательства добровольно выполнять не желает.

27.09.2016г. жилищной комиссией Ответчика было принято Решение за №9-16жк, «О предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма», в пункте №1 которого Ответчик ссылаясь на ст.101 Жилищного кодекса РФ, принял решение предоставить ей по договору коммерческого найма жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Заключая с Ответчиком договор, согласно п.2.2.4 которого она рассчитывала на предоставления жилья в соответствии со ст.60 Жилищного кодекса РФ.

Ответчик же в одностороннем порядке решил изменить выполнение своих обязательств по договору от 05.07.2011г., на изменение которых она своего согласия не давала и никаких соглашений об изменении содержания условий договора не подписывала.

В соответствии со ст.309 Гражданского кодекса сказано, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п.1 ст.450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В соответствии с п.5.1 договора, договор вступает в силу с момента зачисления истицы в образовательное учреждение и действует до полного исполнения п.2.2 настоящего договора.

Таким образом, на настоящий момент договор действует в своем неизменном виде, а потому должен быть исполнен Ответчиком в полном объеме.

Согласно ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Учитывая то, что пункт 1 Решения №9-16жк от 27.09.2016г. жилищной комиссии Ответчика о предоставлении ей по договору коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, нарушает гражданские права истицы, данный пункт указанного Решения подлежит признанию недействительным.

Из содержания данного Решения также видно, что Ответчик имеет намерение и возможность предоставить истице благоустроенную квартиру.

Однако, в виду того, что в соответствии с «Законом о приватизации жилых помещений» с 01.03.2017г. бесплатная приватизация жилых помещений прекращается, исполнение абзаца 2 п.2.2.4 договора от 05.07.2011г., а также исполнение решения суда, в случае удовлетворения настоящего иска, может оказаться невозможным.

В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Истица просит суд: признать недействительным пункт 1 Решения жилищной комиссии Администрации Ижморского муниципального района от 27.09.2016г. №9-16жк; обязать Администрацию Ижморского муниципального района предоставить ей благоустроенное жилье (квартиру) по договору социального найма жилого помещения; обратить к немедленному исполнению решение суда.

В ходе судебного разбирательства требования истицы были уточнены. Ею указано, что Советом народных депутатов Ижморского района было утверждено Положение от 31.03.2016 г. «О социальных гарантиях студентам ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, обучающимся по целевому набору», согласно п. 14 которого, при заключении трудового договора врача, прибывшего на работу, ему предоставляется жилое помещение по договору социального найма. 05.07.2011 г. с ней заключен договор о целевой вузовской подготовке в сфере здравоохранения, по условиям п. 2.2.4 которого ответчик обязался предоставить ей жилое помещение по договору социального найма. Считает, что уклонение ответчика от выполнения своих обязательств, предусмотренных действующим законодательством и условиями договора является не допустимым и нарушает её законные права и интересы.

Просит суд обязать Администрацию Ижморского муниципального района предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям и расположенное в границах Ижморского муниципального района не менее нормы предоставления жилого помещения с последующим заключением договора социального найма на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>

Администрация Ижморского муниципального района обратилась к Ковиной М.В. со встречным исковым заявлением о внесении изменений в договор. Требования мотивированы тем, что в соответствии с решением Ижморского районного Совета народных депутатов от 31.03.2011 г. №166 «О социальных гарантиях студентам государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», обучающимся по целевому набору, и врачам, прибывшим на работу в район по приглашению руководителя МБУЗ «Ижморская ЦРБ» 05 июля 2011 года между администрацией Ижморского муниципального района Кемеровской области (администрация), МБУЗ «Ижморская ЦРБ» (Учреждение) и Ульрих (Ковиной) М.В. (Специалист) заключен договор о целевой вузовской подготовке специалиста в сфере здравоохранения №1, согласно которому администрация обязуется обеспечивать Специалисту дополнительную социальную поддержку в виде стипендии в размере 1000 (одной) тысячи рублей ежемесячно на протяжении всех лет обучения.

Согласно пункту 2.2.4 указанного договора администрация, после окончания образовательного учреждения, обязуется заключить со Специалистом трудовой договор и предоставить служебное жилое помещение, с правом последующей передачей в собственность, при условии, что специалист проработает в должности врача в Ижморском районе не менее 5 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 374-ФЭ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 N 682 (ред. от 07.04.2016) "О предоставлении в 2014 - 2016 годах единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников" осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.

Пунктом 12.2. указанного закона предусмотрено, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 статьи 51, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:

1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки.

Единовременная компенсационная выплата считается мерой социальной поддержки.

Кроме того, из положений части 12.2 статьи 52 ФЗ N 326, во взаимосвязи с положениями части 12.1 названной статьи усматривается, что медицинским работникам, имеющих среднее профессиональное образование, за счет иных межбюджетных трансфертов могут быть предоставлены другие меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 части 12.2 статьи 52: жилое помещение, и (или) земельный участок для жилищного строительства, и (или) компенсация части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иные меры социальной поддержки.

Так договором о целевой вузовской подготовке специалиста в сфере здравоохранения №1 от 05.07.2011 г. для Специалиста уже предусмотрена мера социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с последующей передачей в собственность.

29 сентября 2016 года решением Совета народных депутатов Ижморского муниципального района №198 внесено изменение в решение Ижморского районного Совета народных депутатов от 31.03.2011 г. №166 «О социальных гарантиях студентам государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», обучающимся по целевому набору, и врачам, прибывшим на работу в район по приглашению руководителя МБУЗ «Ижморская ЦРБ» следующего содержания: П. 14 настоящего Положения не распространяется на медицинских работников, прибывших в район и заключивших трудовой договор с МБУЗ «Ижморская ЦРБ», которые воспользовались единовременной компенсационной выплатой в размере одного миллиона рублей».

На основании указанного Решения дополнительным соглашением №1 от 30.09.2016 г. внесено изменение в договор о целевой вузовской подготовке специалиста в сфере здравоохранения №1 от 05.07.2011 г. такого же содержания, которое передано ответчику 30.09.2016 г., однако до настоящего времени со стороны Ковиной Марии Васильевны оно не подписано.

В виду изложенного внести изменения и дополнения в данный договор возможно только на основании решения суда.

Просит суд: внести изменения в договор о целевой вузовской подготовке специалиста в сфере здравоохранения №1 от 05.07.2011 г. следующего содержания:

1.Внести изменения в преамбулу договора: слова «... в лице главы района Алтынбаева З.Х.,....» изменить на слова «.... в лице главы района Малышко А.Н.,.. ..».

    2. Внести изменения в пункт 2.3.3 Договора после слов «обязан вернуть» изложить в следующей редакции: «....в «Администрацию».

3. Внести изменения в абзац 2 пункта 2.2.4 Договора и изложить в следующей редакции:

- при заключении трудового договора врача с МБУЗ «Ижморская ЦРБ», предоставить жилое помещение по договору служебного найма с последующей передачей жилого помещения в собственность, при условии непрерывной трудовой деятельности «Специалиста» в качестве врача-специалиста в Ижморском районе не менее 5 (пяти) лет.

    Дополнить пунктом 2.2.5 следующего содержания:

Пункт 2.2.4 настоящего Договора не распространяется на Специалиста, заключившего трудовой договор с МБУЗ «Ижморская ЦРБ» и получившего единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

    Внести изменения в пункт 2.3.4. Договора - слова «....не менее 3-х лет» изменить на слова «... не менее 5 (пяти) лет....».

    Внести изменения в пункт 2.3.5. Договора - слова «...не менее 3-х лет.» изменить на слова «..не менее 5 (пять) лет.», слова «.... не отработавший 3 года....» изменить на слова «... не отработавший 5 (пять) лет....».

    7.Внести изменения в пункт 2.3.5 Договора после слов «обязан вернуть...» изложить в следующей редакции: «.... в «Администрацию, выплаченную ему сумму за весь период обучения»

    В последующем требования были уточнены. Уточненные требования мотивированы тем, что пункт 2.2.4 договора о целевой вузовской подготовке специалиста в сфере здравоохранения № 1 от 05.07.2011 г. противоречит жилищному законодательству.

Администрация Ижморского муниципального района просит внести изменения в договор о целевой вузовской подготовке специалиста в сфере здравоохранения № 1 от 05.07.2011 г., а именно пункт 2.2.4 договора изложить в следующей редакции: при заключении трудового договора врача с МБУЗ «Ижморская ЦРБ» предоставить специалисту жилое помещение по договору служебного найма.

Определением суда от 21.10.2016 г. к участию в деле в качестве соответчика была привлечена жилищная комиссия Администрации Ижморского муниципального района.

В судебном заседании представитель истца Руденко А.В. поддержал уточненные исковые требования по доводам изложенным в заявлении об уточнении исковых требований. Указал так же, что решение жилищной комиссии от 27.09.2016 г. № 9-16жк должно быть признано недействительным. Полагает, что за спорным жилым помещением не закреплен статус специализированного и оно должно быть предоставлено по договору социального найма. Полагает, что суд может признать истицу нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Встречные исковые требования не признал, указал, что оснований для внесения изменений в договор не имеется.

    Истец Ковина М.В. поддержала доводы своего доверителя, добавив, что она в полном объеме исполнила свои обязательства по договору о целевой вузовской подготовке. Встречные исковые требования не признала.

Представитель ответчика – Администрации Ижморского муниципального района Тихонова Р.В. в судебном заседании исковые требования истца признала частично – согласна, что решение жилищной комиссии от 27.09.2016 г. должно быть признано недействительным. Указала, что оснований для предоставления истице жилого помещения по договору социального найма не имеется. Она не была признана нуждающейся в жилом помещении, на очереди не состояла. Решение от 31.03.2011 г. № 166 в п. 14 противоречило действующему законодательству с момента его принятия. Жилое помещение истице может быть предоставлено только служебное по договору специализированного найма без последующей приватизации, поскольку действующее законодательство запрещает приватизировать служебные жилые помещения. Ввиду чего жилищной комиссией не правильно предоставлено жилое помещение по договору коммерческого найма. Следовало предоставить по договору специализированного найма служебное жилое помещение. В настоящий момент норма о предоставлении жилого помещения студентам КемГМА, поступившим на работу в МБУЗ «Ижморская ЦРБ» не действует. Встречные исковые требования поддержала, указав, что не смотря на то, что положение о предоставлении жилого помещения в настоящий момент не действует, Администрация считает возможным предоставить Ковиной М.В. служебное жилое помещение, так как она в настоящее время работает в МБУЗ «Ижморская ЦРБ». С учетом того, что в договоре прописано два основания предоставления жилого помещения, что противоречит ЖК РФ, считает необходимым внести в спорный договор изменения, указав на обязанность Администрации предоставить служебное жилое помещение без права на последующую приватизацию.

Ответчик – председатель жилищной комиссии Администрации Ижморского муниципального района Шейкин А.А. в судебном заседании согласился с исковыми требованиями частично, признав, что незаконно жилое помещение предоставлено по договору коммерческого найма. Считает, что истица имеет право на предоставление служебного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Считает, что права на предоставление жилого помещения по договору социального найма у истицы в настоящий момент не имеется. Она не была в установленном порядке признана нуждающейся, на очереди не состоит.

Представитель третьего лица - МБУЗ «Ижморская ЦРБ» Емельяненко Е.А. в судебном заседании подтвердила, что Ковина М.В. в настоящее время является работником МБУЗ «Ижморская центральная районная больница».

Суд, заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 1 решения жилищной комиссии Администрации Ижморского района от 27.09.2016 г. № 9-16 жк «О предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма», Ковиной М.В. постановлено предоставить жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности Ижморского муниципального района по договору коммерческого найма в соответствии со ст. 101 ЖК РФ.

Из трудовой книжки, трудового договора № 36/16 следует, что Ковина (Ульрих) М.В. 05.09.2016 г. принята в МБУЗ «Ижморская ЦРБ» врачом стоматологом общей практики.

    Согласно свидетельству о заключении брака, Ульрих М.В. после заключения брака присвоена фамилия Ковина.

    В материалах дела представлен договор о целевой вузовской подготовке специалиста в сфере здравоохранения от 05.07.2011 г., сторонами которого являются Администрация Ижморского муниципального района, Ульрих М.В., МБУЗ «Ижморская ЦРБ». Из п. 2.2.4 договора следует, что Администрация Ижморского муниципального района обязалась предоставить Ульрих М.В. служебное жилье по договору социального найма с правом его последующей приватизации при условии, что специалист проработает в должности врача в Ижморском районе не менее 5 лет.

    Положением «О муниципальной стипендии студентам, зачисленным в КемГМА по договору на целевую подготовку специалиста», утвержденным решением Ижморским советом народных депутатов 31.03.2011 г. № 166 в п. 14 предусмотрено, что при зачислении выпускника КемГМА в штат МУЗ «Ижморская ЦРБ» ему предоставляется служебное жилое помещение по договору социального найма с правом его последующей приватизации при условии, что специалист проработал в должности врача в Ижморском районе не менее 5 лет.

    В материалах дела представлено постановление Администрации Ижморского муниципального района от 03.07.2014 г. № 496-п «Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду», согласно которому в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, решения Совета народных депутатов Ижморского муниципального района от 01.07.2014 г. № 76 «О внесении изменений в решение Ижморского районного Совета народных депутатов от 31.03.2011 г. № 166 «О социальных гарантиях студентам Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», обучающимся по целевому набору, и врачам, прибывшим на работу в район по приглашению руководителя МБУЗ «Ижморская ЦРБ», жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, находящиеся в собственности Ижморсколго муниципального района, отнесены к специализированному жилищному фонду – служебные жилые помещения.

Так же в материалах дела представлено постановление Администрации Ижморского района от 22.09.2010 г. № 760-п «Об утверждении перечня категорий граждан на предоставление служебного жилья». Согласно п. 1 данного перечня, к гражданам, имеющим право на предоставление служебного жилья отнесены врачи и средний медицинский персонал.

Согласно ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Согласно ч. 1, 3, 4 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1).

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.4).

    Согласно п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 N 129-ОЗ (ред. от 12.05.2015) "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", право на получение жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом имеют работники государственных или муниципальных учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, физической культуры, спорта и туризма.

Согласно ч. 2 названного закона, гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, законами Кемеровской области, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

Жилые помещения жилищного фонда Кемеровской области не предоставляются в случае наделения органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона. В этом случае предоставляются жилые помещения соответствующего муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 33 ст. 2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 N 99-ОЗ (ред. от 01.07.2016) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения", органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями: обеспечение жилыми помещениями категорий граждан, установленных Законом Кемеровской области "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений".

Согласно п. 7, 8 ч. 5 ЖК РФ, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в п. 4, наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса РФ должны применяться нормы этого Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Из п. 4 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, следует, что защита жилищных прав осуществляется путем: неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.

    В судебном заседании установлено, что Администрацией Ижморского муниципального района 31.03.2011 г. было утверждено положение «О муниципальной стипендии студентам, зачисленным в КемГМА по договору на целевую подготовку специалиста», в п. 14 которого предусмотрено право специалиста на предоставление служебного жилого помещения по договору социального найма с возможностью последующей приватизации. Однако, данный нормативный акт противоречит нормам действующего ЖК РФ, поскольку содержит одновременно два основания предоставления жилого помещения, соответственно жилые помещения находятся в разных жилых фондах, предусматривают различный порядок предоставления. Ввиду чего суд приходит к выводу о неприменении названного положения к спорным отношениям, а считает необходимым руководствоваться нормами ЖК РФ.

Установлено, что Ковина М.В. не была признана в установленном законом порядке нуждающейся в предоставлении жилья, на очереди не состояла, что требуется в соответствии со ст. 49 ЖК РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма. Жилые помещения для данной категории отнесены Администрацией района к специализированному жилищному фонду. Кроме того, хотя органы местного самоуправления Кемеровской области и наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений работникам здравоохранения по договору социального найма, но при соблюдении требований о нуждаемости и очередности. Таким образом, правовых оснований для заключения договора социального найма между истцом и ответчиком при имеющихся обстоятельствах не имеется.

Суд приходит к выводу, что Ковина М.В. будучи принятой на работу в МБУЗ «Ижморская ЦРБ», в силу возникших трудовых отношений, а так же договора о целевой вузовской подготовке от 05.07.2011 г., ст. 93 ЖК РФ имеет право на предоставление служебного жилого помещения по договору специализированного найма. Однако, таких требований ею не заявлено. Часть 2 ст. 1 ЖК РФ регламентирует, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Таким образом, требования истицы о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма удовлетворению не подлежат.

Поскольку суд пришел к выводу, что истица имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору специализированного найма, то требования о признании недействительным решения жилищной комиссии о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма подлежат удовлетворению по тем же основаниям с учетом положений ст. 13 ГК РФ. Кроме того, ст. 101 ЖК РФ, на которую ссылается жилищная комиссия в своем решении содержит основания для расторжения договора найма специализированного жилого помещения. В данном случае договор специализированного найма заключен не был, основания для его расторжения не возникли. Данная статья не содержит возможности заключения договора коммерческого найма. Ответчиком не было представлено протокола заседания жилищной комиссии, обосновывающего принятое решение. В данной части требований ответчики не возражали против их удовлетворения - фактически признали их.

Что касается доводов представителя истца о том, что спорная квартира не имеет статуса служебного жилого помещения, ссылаясь на то, что для признания квартиры служебной необходимо её зарегистрировать в качестве таковой, то суд приходит к следующему.

Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, в п. 12. которых регламентировано, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В п. 14 названных правил указано, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Вместе с тем государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, в связи с чем, отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как служебного не может свидетельствовать об отсутствии такового статуса, поскольку основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не государственная регистрация данного решения. В материалах дела представлено решение об отнесении жилых помещений для данной категории граждан к специализированному жилому помещению.

Относительно доводов представителя истца о том, что суд может признать истицу нуждающейся в жилом помещении, суд находит данное мнение так же ошибочным, поскольку суд не наделен такими полномочиями.

Что касается встречных исковых требований, то суд приходит к следующему.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа (п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса РФ, изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В судебном заседании установлено, что со стороны Ковиной М.В. нарушений договора от 05.07.2011 г. не имелось. Доказательств того, что существенно изменились обстоятельства стороной истца представлено так же не было. Истец ссылается только на то, что положение от 31.03.2011 г., на основании которого был заключен договор не соответствовало нормам жилищного законодательства в момент его утверждения. Требований о признании положения от 31.03.2011 г. и договора от 05.07.2011 г. в спорной части недействительными не заявлялось. Суд при рассмотрении первоначального иска пришел к выводу, что при исполнении спорного договора необходимо руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. Администрации Ижморского района следует исполнять договор исходя из совокупности имеющихся в настоящий момент обстоятельств с учетом требований действующего законодательства. А именно: Ковина М.В. является работником МБУЗ «Ижморская ЦРБ», однако не была признана нуждающейся и не состояла на очереди на предоставление жилья. Соответственно имеет право на предоставление ей служебного жилого помещения. Кроме того, Ковина М.В. не лишена возможности получить жилое помещение по договору социального найма при условии соблюдения требований Закона Кемеровской области от 17.11.2006 N 129-ОЗ (ред. от 12.05.2015) "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений". Таким образом, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Ковиной М.В. удовлетворить частично.

Признать пункт 1 решение жилищной комиссии от 27.09.2016 г. № 9-16 жк о предоставлении жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности Ижморского муниципального района по договору коммерческого найма в соответствии со ст. 101 ЖК РФ незаконным.

В удовлетворении остальных требований отказать.

В удовлетворении встречных требований Администрации Ижморского муниципального района, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья                                Алтынбаева Н.А.

Мотивированное решение изготовлено 05.12.2016 г.

2-289/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Ковина М.В.
Ответчики
Жилищная комиссия администрации Ижморского муниципального района
Администрация Ижморского муниципального района
Другие
Руденко А.В.
Емельянова Е.а.
Тихонова Р.В.
МБУЗ "Ижморская ЦРБ"
Суд
Ижморский районный суд Кемеровской области
Дело на странице суда
izhmorsky.kmr.sudrf.ru
20.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2016Передача материалов судье
21.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2016Подготовка дела (собеседование)
01.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2016Подготовка дела (собеседование)
09.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2016Судебное заседание
25.11.2016Судебное заседание
02.12.2016Судебное заседание
05.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее