Решение по делу № 2-20/2024 (2-178/2023;) от 15.11.2023

Дело № 2-20/2024

                                                                         УИД 75RS0012-01-2022-000123-31

Решение

Именем Российской Федерации

24 апреля 2024 года                                                                                       с.Калга

     Калганский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Давыдовой О.А.,

при секретаре Макаровой О.П.,

с участием помощника прокурора Калганского района Забайкальского края Новикова Д.С.,

истца ФИО1.,

представителя истца – адвоката Першиной А.В., действующей на основании удостоверения № , ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.,

представителя ответчика ФИО2. – адвоката Кусовой О.Н., действующей на основании удостоверения № , ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Калга гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 о признании утратившим права на получение единовременных выплат и страховой суммы, взыскании выплаченных сумм,

установил:

     ФИО1 первоначально обратилась в суд с иском к ФИО2., акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании отсутствующим у ответчика права на выплату единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью ее сына ФИО3.

     Определением суда от 15.01.2024г. производство по делу в части обязания Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить единовременное пособие в связи с гибелью военнослужащего ФИО3. его матери ФИО1 прекращено.

     В дальнейшем истец обратилась в суд с уточненным иском к ФИО2 акционерному обществу «Страховое общество газовой промышленности» просит признать ФИО2 утратившим право на получение единовременных выплат установленных Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Указом Президента РФ от 05.03.2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ, и членам их семей», Постановлением Правительства Забайкальского края от 05.03.2022 г. №71 «О некоторых вопросах оказания социальной помощи отдельным категориям граждан», в связи с гибелью военнослужащего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения; признать ФИО2. утратившим право на получение страховой суммы установленной Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» в связи с гибелью военнослужащего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения; признать имеющей право на получение страховой суммы установленной Федеральным законом от 28.03.1998г. № 52-ФЗ в связи с гибелью военнослужащего ФИО3. за его матерью ФИО1.; признать имеющей право на получение единовременных выплат установленных Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 306-Ф3, Указом Президента РФ от 05.03.2022 г. № 98, Постановлением Правительства Забайкальского края от 05.03.2022 г., в связи с гибелью военнослужащего ФИО3. за его матерью ФИО1.; обязать Акционерное общество «СОГАЗ» выплатить единовременные пособия и страховую сумму в связи с гибелью военнослужащего ФИО3 его матери ФИО1 взыскать с ФИО2 <данные изъяты> руб. в пользу ФИО1., выплаченные ответчику ФИО2 Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края.

     В обоснование исковых требований (с учетом уточнений) истец указала, что в ДД.ММ.ГГГГ она стала встречаться с ФИО2. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), с ДД.ММ.ГГГГ. стали проживать в фактически семейных отношениях до ДД.ММ.ГГГГ г. Брак зарегистрирован не был. ДД.ММ.ГГГГ. у них родился совместный сын ФИО3. Когда ФИО3 исполнилось <данные изъяты> месяцев ФИО2. уехал, больше истица его не видела. ФИО3 проходил военную службу в войсковой части № . ДД.ММ.ГГГГ. в период прохождения действительной военной службы, при выполнении специальных задач на территории <адрес>, ФИО3 погиб. При жизни сына и до его совершеннолетия ответчик не занимался воспитанием сына, материально не содержал, своих обязанностей родителя не осуществлял, не интересовался его судьбой, не принимал мер по его физическому, духовному и нравственному развитию, не использовал свое право на общение с ребенком, злостно уклонялся от исполнения обязанностей родителя. По указанным основаниям истец считает, что ответчик утратил свое право на получение выплат, предусмотренных родителю в связи с гибелью сына.

    Протокольным определением от 05.02.2024г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Военный комиссариат Забайкальского края, военный комиссариат Приаргунского, Калганского, Нерчинско-Заводского районов Забайкальского края освобожден от участия в деле.

     Определением судьи от 22.12.2023г. в целях обеспечения иска ФИО2 запрещено расходовать денежные средства, закрывать счета, до вынесения решения по делу; АО «СОГАЗ» запрещено производить выплату единовременных пособий и страховой суммы ФИО2., до вынесения решения по делу.

     Определением суда от 23.04.2024г. производство по делу в части: признания имеющей право на получение страховой суммы установленной Федеральным законом от 28.03.1998г. № 52-ФЗ в связи с гибелью военнослужащего ФИО3 за его матерью ФИО1 признания имеющей право на получение единовременных выплат установленных Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 306-Ф3, Указом Президента РФ от 05.03.2022 г. № 98, Постановлением Правительства Забайкальского края от 05.03.2022 г., в связи с гибелью военнослужащего ФИО3 за его матерью ФИО1.; обязании Акционерного общества «СОГАЗ» выплатить единовременные пособия и страховую сумму в связи с гибелью военнослужащего ФИО3 его матери ФИО1. прекращено.

     В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель Першина А.В. уточненные исковые требования к ответчику ФИО2. поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

     Представитель ответчика ФИО2. - Кусова О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что ответчик не был лишен родительских прав, встречался с сыном во взрослом возрасте, с ответчиком у ФИО3 были хорошие отношения.

     Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, доказательств уважительности причины неявки не представил.

     Представители третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации, воинской части № , Военного комиссариата Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, об отложении не просили.

     В ранее направленном в суд отзыве и дополнении к нему представитель Министерства обороны Российской Федерации указал, что согласно ч.5 ст.2 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», социальные гарантии и компенсации устанавливаются, в том числе военнослужащим и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Министерство обороны Российской Федерации при вынесении судом решения полагает необходимым учесть, что ФИО2., на момент рождения ФИО3., в браке с ФИО1. не состоял, участия в воспитании сына не принимал. В случае подтверждения указанных обстоятельств, Министерство обороны Российской Федерации оставляет разрешение заявления ФИО1. на усмотрение суда.

     На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о дате судебного заседания надлежащим образом.

     Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключение помощника прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

     Согласно ч.1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

     Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на совместное проживание с родителями и воспитание ими, а также право не быть разлученным со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка (п.1 ст.8, п.1 ст.9 Конвенции о правах ребенка, п.2 ст.54 СК РФ).

     В силу п.1 ст.63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

     Согласно п.1 ст.64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

     В соответствии с п.1 ст.65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

     В силу требований ст.69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав в том числе, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; злоупотребляют своими родительскими правами.

     В судебном заседании установлено, что истец и ответчик встречались с ДД.ММ.ГГГГ., в течение шести месяцев с ДД.ММ.ГГГГ. проживали совместно, брак не регистрировали. В период фактических брачных отношений у них родился сын – ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

     Из копии записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ., составленной Управлением ЗАГС Читинской области – Нерчинско-Заводский район, следует, что ФИО3. родился ДД.ММ.ГГГГ., в графе «Мать» указана ФИО1., в графе «Отец» - ФИО2., сведения об отце указаны на основании свидетельства об установлении отцовства (запись акта № от ДД.ММ.ГГГГ., Управление ЗАГС Читинской области – Нерчинско-Заводский район).

     Из извещения военного комиссара Приаргунского, Калганского и Нерчинско-Заводского районов Забайкальского края следует, что ефрейтор ФИО3. проходивший службу в Вооруженных Силах РФ, считается погибшим с ДД.ММ.ГГГГ. Смерть наступила при выполнении специальных задач в ходе специальной военной операции на территории <адрес>.

     Согласно копии записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ., составленной Отделом ЗАГС Центрального района г.Читы Департамента ЗАГС Забайкальского края, ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.

     Из представленного в материалы дела реестра № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Забайкальского края от 05.03.2022г. № 71, Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края ФИО2. и ФИО1. перечислены единовременные выплаты, в связи с гибелью военнослужащего, в размере <данные изъяты> руб. в пользу каждого.

     В письменном дополнительном возражении на исковое заявление представитель АО «СОГАЗ» указал, что страховщик осуществил выплату: страховой суммы (согласно 52-ФЗ) в размере 1636328,69 руб. (1/2 доли) в адрес ФИО1., единовременного пособия (согласно 306-ФЗ) в размере <данные изъяты> руб. (1/2 доли) в адрес ФИО1 Денежные средства, предназначенные для выплаты в адрес ФИО2 не выплачивались, в связи с принятием судом обеспечительных мер, и будут выплачены по результатам рассмотрения настоящего иска.

     Из письма АО «СОГАЗ» от 30.01.2024г. следует, что доли страховой суммы и единовременного пособия, причитающиеся отцу застрахованного лица, зарезервированы за ним до поступления в адрес страховой организации заверенной установленным порядком копии окончательного решения по делу с отметкой о вступлении в законную силу.

     Согласно ответу врио командира войсковой части на запрос суда, в адрес воинской части заявление на выплату, в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 05.03.2022г. № 98, от ФИО1. и ФИО2 поступили ДД.ММ.ГГГГ. из военного комиссариата Забайкальского края Приаргунского, Калганского и Нерчинско-Заводского районов. Единовременная выплата не производилась. Проект приказа о назначении единовременной выплаты подготовлен. Для передачи приказа и комплекта документов в 75 Финансово-экономическую службу необходимо подтверждение родства ФИО1 в отношении погибшего военнослужащего ФИО3., в связи с тем, что в свидетельстве о рождении серии <данные изъяты> ФИО3., ФИО1. записана как ФИО1, а в паспорте серии <данные изъяты> и заявлении на установление выплаты - ФИО1, о чем было сообщено ФИО1 посредством сотовой связи.

     Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями к ФИО2. истец указала, что ФИО2 не вправе получать указанные выплаты, так как ребенка не воспитывал, в жизни его не участвовал, материально не содержал, данные обязанности выполняла она.

     Суд, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.

     Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации).

     В соответствии с п.1 ст.969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

     Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п.2 ст.969 ГК РФ).

     Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

     В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.03.1998г. № 52-ФЗ).

     Исходя из положений ст.1 Федерального закона от 28.03.1998г. № 52-ФЗ, к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

     Федеральным законом от 7.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон от 7.11.2011г. № 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (ч.16 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011г. №306-ФЗ).

     В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (ч.8 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011г. №306-ФЗ).

     В соответствии с положениями ч.9 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011г. №306-ФЗ, в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

     Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011г. №306-ФЗ к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

     Как следует из ст.4 Федерального закона от 28.03.1998г. № 52-ФЗ, страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является - гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

     Согласно ч.2 ст.5 указанного закона, страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2000000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.

     Согласно ч.3 ст.2 указанного закона, выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются родители (усыновители) застрахованного лица.

     Абзацем 1 Указа Президента РФ от 05.03.2022г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (далее - Указ Президента РФ от 05.03.2022г. № 98) установлено, что: в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

     Получение единовременных выплат, установленных настоящим Указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (абз.2 Указа Президента РФ от 05.03.2022г. № 98).

     Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

     Также Постановлением Правительства Забайкальского края от 05.03.2022г. № 71 «О некоторых вопросах оказания социальной помощи отдельным категориям граждан» (далее - Постановление Правительства Забайкальского края от 05.03.2022г. № 71) установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременной выплаты членам семей лиц, принимавших участие и погибших (умерших) в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года. Единовременная денежная выплата в размере 1000000 рублей в равных долях предоставляется членам семьи участника специальной военной операции, постоянно проживавшего или проходившего службу на территории Забайкальского края на день гибели (смерти) участника специальной военной операции. При этом согласно п.4 Постановления Правительства Забайкальского края от 05.03.2022г. №71 к членам семьи участника специальной военной операции относятся родители.

     Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

     Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в ст.5 Федерального закона от 28.03.1998г. № 52-ФЗ, ст.3 Федерального закона от 07.11.2011г. № 306-ФЗ, подпункте «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022г. № 98, п.4 Постановления Правительства Забайкальского края от 05.03.2022г. № 71, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки, в связи с его гибелью (смертью), их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

     Согласно ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

     Семейная жизнь в понимании ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.

     Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).

     Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

         Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации).

     Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (п.1 ст.1 СК РФ).

     Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (п.1 ст.61 СК РФ).

     Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй п.1 ст.63 СК РФ).

     Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п.1 ст.66 СК РФ).

     Согласно абзацу второму статьи 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

     Пунктом 1 статьи 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

     В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017г. № 44) разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статьи 69, 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017г. № 44).

     Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017г. № 44).

     В п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017г. № 44 даны разъяснения о том, что в соответствии со ст.69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

     Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

     Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

     Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

     Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

     Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью), лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

     Положения приведенных норм материального права в их взаимосвязи с нормами специального законодательства, предусматривающие соответствующие выплаты членам семьи погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяют сделать вывод, что если родитель, злостно уклонявшийся от воспитания и материального обеспечения своего ребенка плоть до его совершеннолетия, и погибшего при выполнении служебных обязанностей, недостоин быть выгодоприобретателем и получателем вышеуказанных выплат.

     Такие доказательства в отношении ответчика ФИО2 имеются.

     В судебном заседании истица пояснила, что с ответчиком проживала незначительное время в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ., в ДД.ММ.ГГГГ. ответчик уехал и больше никогда с ней и сыном не проживал. ФИО2. никогда не оказывал своему сыну материальной помощи, воспитанием не занимался, при жизни сына до его совершеннолетия с сыном не общался, не встречался, не звонил, писем и подарков не присылал.

     Данные объяснения истицы подтверждаются согласованными показаниями свидетелей ФИО4., ФИО5., ФИО6 которые были допрошены в судебном заседании и подтвердили, что ответчик со своим сыном никогда не общался, связи не поддерживал, не интересовался судьбой ребенка, финансово не помогал, никогда сына не навещал, от воспитания устранился.

     У суда отсутствуют основания не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку ранее они с ответчиком в конфликте не находились, и повода для предвзятого отношения к ответчику у свидетелей не имелось, показания данных свидетелей идентичны, стабильны, логичны и последовательны, не содержат противоречий.

     Согласно справке администрации сельского поселения «Аргунское» муниципального района «Нерчинско-Заводский район» от 30.11.2023г. исх.№59, ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента рождения и до поступления на военную службу проживал по адресу: <адрес>, совместно с ним проживали: мать – ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бабушка – ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дедушка – ФИО8., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра – ФИО6., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, племянник – ФИО9., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

     Из школьной характеристики следует, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучался в МОУ Аргунская СОШ с 1 класса. Окончил 9 классов в 2018 году. За время обучения отец не участвовал в воспитании ребенка, в школе ни разу не появлялся, не интересовался его жизнью. Проживал в другом районе. В село к ребенку не приезжал, на важные события для ребенка не реагировал. Ребенок на каникулы к отцу не ездил. Все собрания и мероприятия посещала мама, занималась его воспитанием и развитием.

     Согласно ответу на запрос суда от 05.12.2023г., на исполнении Калганского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю нет и не было исполнительного документа о взыскании алиментов с ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

     Из справки, выданной начальником отделения ОПС Аргунск Коневой Е.М. от 10.01.2024г. следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ. до достижения совершеннолетия ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на имя ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, и на данный адрес денежных переводов от ФИО2 не поступало.

     Согласно адресной справке № 4 от 19.12.2023г., выданной ПП по Нерчинско-Заводскому району МО МВД России «Газимуро-Заводский», в учетах МВД России содержится адресно-справочная информация о том, что ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время.

     К письменным объяснениям военнослужащих войсковой части № , а также жителей с.Аргунск, представленными стороной истца, суд относится критически, ввиду того, что они не были допрошены в качестве свидетелей по делу с соблюдением их процессуальных прав.

     В судебном заседании судом были допрошены свидетели со стороны ответчика - ФИО10., ФИО11. и ФИО12.

     К их показаниям суд относится критически и не принимает их в качестве доказательств, поскольку из показаний данных свидетелей следует, что ответчик ФИО2А. общался с сыном ФИО3 в период, когда сын достиг совершеннолетия, сведения о том, занимался ли ответчик воспитанием и содержанием сына до его совершеннолетия им не известны.

     Кроме того, показания свидетеля ФИО11. противоречат обстоятельствам дела. Как пояснил данный свидетель, ФИО2. занимался воспитанием сына, с его слов ей известно, что ФИО2 ездил в <адрес>, общался с сыном. Однако ФИО3 с момента рождения проживал с матерью ФИО1. в <адрес>, поэтому при поездках в <адрес> ФИО2 фактически не мог общаться с сыном, который жил в другом районе. Таким образом, показания свидетеля ФИО11 являются ошибочными, опровергаются материалами дела.

     Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что с момента рождения и достижения умершим ФИО3. совершеннолетия ответчик как отец ребенка устранился от его воспитания, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, материально не помогал, алименты не выплачивал, меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития не предпринимал, фактически семейных и родственных связей между ними не имелось. Факт участия ответчика в жизни сына и его воспитании вплоть до его совершеннолетия судом не установлен.

     В период совершеннолетия ответчик связь с сыном поддерживал непродолжительное время.

     При этом суд обращает внимание, что основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, зашита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

     Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что ответчик Рыбаков А.А. не достоин права на получение выплат, установленных Федеральным законом от 07.11.2011г. № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Указом Президента РФ от 05.03.2022г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ, и членам их семей», Постановлением Правительства Забайкальского края от 05.03.2022г. № 71 «О некоторых вопросах оказания социальной помощи отдельным категориям граждан», Федеральным законом от 28.03.1998г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации», в связи с гибелью военнослужащего Рыбакова Д.А., поскольку, не будучи лишенным родительских прав, свои родительские обязанности в отношении сына Рыбакова Д.А. не выполнял, участия в его воспитании и содержании не принимал. Доказательств иного, в нарушение ст.56 ГПК РФ, ответчик не представил, в связи с чем, иск о признании его утратившим право на получение страховых сумм и единовременных пособий после смерти Рыбакова Д.А. подлежит удовлетворению.

     Ввиду изложенного, доводы представителя ответчика Кусовой О.Н. о том, что ответчик не лишен родительских прав, следовательно, имеет право на все причитающиеся выплаты после гибели сына, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку законом предусмотрена возможность лишения такого права в случае уклонения от выполнения обязанностей родителя.

     Вместе с тем, как следует из материалов дела, ответчик ФИО2 получил единовременную выплату по Постановлению Правительства Забайкальского края от 05.03.2022г. № 71 «О некоторых вопросах оказания социальной помощи отдельным категориям граждан», в связи с гибелью военнослужащего ФИО3., в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается реестром № от ДД.ММ.ГГГГ.

     Поскольку на момент принятия решения по осуществлению единовременной выплаты отсутствовали законные основания для отказа ФИО2 в выплате, в связи со смертью сына (лишение родительских прав, решение суда о лишении ФИО2. права на выплаты и иное), на основании изложенного, суд приходит к выводу, что совершая выплаты Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края руководствовалось действующим законодательством и не вправе было отказать ответчику ФИО2 в получении предусмотренных Постановлением Правительства Забайкальского края от 05.03.2022 г. № 71 «О некоторых вопросах оказания социальной помощи отдельным категориям граждан» выплат.

     Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК РФ.

     Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24.03.2017г. № 9-П содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

     В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 данного кодекса.

     Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п.3 ст.1109 ГК РФ).

     Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

     Поскольку при рассмотрении данного дела судом установлено, что ФИО2 в связи с уклонением от выполнения им обязанностей родителя утратил право на выплаты, предусмотренные Федеральным законом от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих предоставлении им отдельных выплат», Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», Указом Президента РФ от 05.03.2022г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ, и членам их семей», Постановлением Правительства Забайкальского края от 05.03.2022г. № 71 «О некоторых вопросах оказания социальной помощи отдельным категориям граждан», суд приходит к выводу, что полученные ФИО2. денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию с ФИО2. в пользу ФИО1., являющейся единственным родителем, имеющим право на получение выплат и пособий в связи со смертью сына.

     С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

     Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

     Исковые требования ФИО1 к ФИО2 удовлетворить.

     Признать ФИО2 (паспорт серия <данные изъяты>) утратившим права на получение единовременных выплат установленных Федеральным законом от 07.11.2011г. № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Указом Президента РФ от 05.03.2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ, и членам их семей», Постановлением Правительства Забайкальского края от 05.03.2022г. № 71 «О некоторых вопросах оказания социальной помощи отдельным категориям граждан», в связи с гибелью военнослужащего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

     Признать ФИО2 (паспорт серия <данные изъяты>) утратившим право на получение страховой суммы установленной Федеральным законом от 28.03.1998г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» в связи с гибелью военнослужащего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

     Взыскать с ФИО2 (паспорт серия <данные изъяты>) в пользу ФИО1 (паспорт серия <данные изъяты>) <данные изъяты> рублей, выплаченные ФИО2 Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Калганский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                             О.А. Давыдова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2024 года.

2-20/2024 (2-178/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Фалилеева Алена Николаевна
Прокурор Калганского района Забайкальского края
Ответчики
Акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности"
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края
Рыбаков Алексей Александрович
Другие
Военный комиссариат Забайкальского края
Министерство Обороны РФ
Войсковая часть №56313
Першина Анжела Владимировна
Кусова Ольга Николаевна
Суд
Калганский районный суд Забайкальский края
Судья
Давыдова Оксана Анатольевна
Дело на странице суда
kalga.cht.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
17.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2023Подготовка дела (собеседование)
07.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.02.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее