дело № 2- 30/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2024 года с.Новолакское
Новолакский районный суд Республики Дагестан в составе: Председательствующего судьи Магдуева А.М., при секретаре Гашимовой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.А.Ч. к Отделению Социального фонда России по <адрес> о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
З.А.Ч.. (далее истец) обратилась в суд к Отделению Социального фонда России по Республики Дагестан (далее СФР по РД) и просит: признать количество баллов ИПК рассчитанных ответчиком по п.4 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № –ФЗ) незаконным; обязать ответчика произвести перерасчет Индивидуального пенсионного коэффициента (далее -ИПК) согласно п.3 ст.30 закона №173-ФЗ с учетом справки о заработной плате от КФХ «Фонтан»;
обязать ответчика назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ с ИПК равной 67.218 баллов;
обязать ответчика произвести перерасчет пенсии и выплатить ей невыплаченную разницу со дня назначения пенсии;
В обоснование иска указывает, что на основании ранее принятых и учтенных периодов работы, с учетом решения, Новолакского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, без учёта периодов учебы и ухода за детьми согласно ч.12.ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закона №400-ФЗ) стаж ее работы для расчета ИПК на дату возникновения права на пенсию ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет 6 месяцев и 15 дней. Ответчиком оценка пенсионных прав произведено по п.4 ст.30 Закон №173-ФЗ когда по пункту 3 он более выгоден для нее. Согласно п.2 ст.30 данного закона право выбора пунктов оставлено за пенсионером. Кроме того, период ухода за детьми учтено в стаже, когда баллы ИПК за эти страховые периоды ей было бы более выгоднее рассчитать отдельно. ДД.ММ.ГГГГ ею в ОПФР по <адрес> была подано заявление о перерасчете пенсии со дня ее назначения с учетом справки о заработной плате, однако ответ ею не был получен. ДД.ММ.ГГГГ после вмешательства прокуратуры она получила расчеты размера пенсии в котором специально занижен размер ИПК, написав коэффициент 0.063 вместо 1.22. Средне месячный ее заработок принят 32.27 рублей вместо 615.67 рублей. Хотя в справке за 1993-1998 годы представленной ею в ОПФР по <адрес> заработная плата указана в тысячных рублях, расчет произведен без тысячных неверно.
Надлежаще извещенная о дате времени и месте рассмотрения дела истец в судебное заседание не явилась.
Представитель истца по доверенности Саидов М.Г. требования уточнил и просил суд
признать количество баллов ИПК рассчитанных ответчиком по п.4 ст.30 закона № –ФЗ незаконным и обязать ответчика произвести перерасчет ИПК согласно п.3 ст.30 закона №173-ФЗ с учетом справки о заработной плате от КФХ «Фонтан» с учетом тысячных поскольку заработная плата начислялась в не деноминированных и удовлетворить иск по изложенным в заявлении основаниям. В дополнении пояснил, что сотрудники Новолакского отделения СФР по РД объяснили ему, что справка не соответствует установленным образцам, указанные в справке по месяцам и годам размеры заработной платы в цифрах тысячные не разделены запятой.
Представитель ответчика по доверенности Измаилова Ф.А. иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать и пояснила, что перерасчёт пенсии истцу не произведена поскольку ею была представлена справка о заработной плате в период ее работы в КФХ «Фонтан» с 1993 по 1998 год без разделения тысячных. То есть представленная ответчиком справка о заработной плате в периоды ее работы в КФХ «Фонтан» не соответствовала установленным образцам.
Выслушав объяснения сторон и исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом N 400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 1 статьи 11 Закона N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Закон №173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Из ответа ответчика на обращение истца о перерасчете пенсии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размер ее пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составляет 8833.74 рублей и оснований в перерасчёт пенсии не имеется. В случае перерасчета пенсии по п.3 ст.30 Закона №173-ФЗ размер пенсии уменьшиться.
Представителем ответчика в судебном заседании представлено решение об отказе в установлении пенсии Новолакского территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что в удовлетворении заявление о перерасчёте пенсии (№ отказано в соответствии со ст.23 ФЗ-400 по причине того, что представленная заявителем для перерасчета справка о заработной плате за период с 1993-1998 гг с отношением -0,063 не повлияет на размер пенсии.
В силу п. 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В силу п. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.Согласно абзаца 7 пункта 3, абзаца 4 пункта 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виного работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Закона N 173-ФЗ).
В подпункте 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» также разъяснено, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчёта расчётного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платёжные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
На основании статьи 30.3 Закона № 173-ФЗ лицо имеет право на перерасчёт размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтён при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьёй 30 указанного закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ №-ЮЛ; ЛЧ-06-27/9704, при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. К таким документам могут быть отнесены учётные карточки членов партии и партийные билеты, учётные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учётные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчётные книжки (расчётные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Действующее пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчёт и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
При этом, обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая им заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объём проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объёма работы, различные системы оплаты труда и премирования, а также иных обстоятельств.
Истцом суда представлена справка о заработной плате № выданная ДД.ММ.ГГГГ крестьянским фермерским хозяйством «Фонтан» Забидовой А.Ч. ДД.ММ.ГГГГ года рождения для назначения пенсии из которой следует, что она действительно работала в КФХ «Фонтан» сперва бухгалтером, потом главой КФХ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из данной справки следует, что размер заработной платы составлял в тысячных рублях с разбивкой по месяцам по месяцам, а всего: с февраля по декабрь 1993 года -1045 рублей, за полный 1994 г. - 3900 рублей; за полный 1995 год - 8640 рублей, за полный 1996 год - 11050 рублей, за полный 1997 год- 11375 рублей и по марту 1998 года - 1935 рублей.
Факт уплаты страховых взносов исходя из размера получаемой заработной платы истцом подтверждается справкой № Государственной налоговой инспекции из которой следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год КФХ «Фонтан» не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней штрафов и процентов, подлежащих уплате в бюджет и фонды разных уровней в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
Согласно Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен», была проведена Деноминация рубля.
Президент РФ данным Указом постановил согласиться с предложением Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об укрупнении российской денежной единицы, проведении с ДД.ММ.ГГГГ деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 года.
Деноминация была проведена с коэффициентом 1000:1, то есть одному новому рублю соответствовали 1000 старых (образца 1993 и 1995 гг.).
Учитывая негативный опыт по трёхдневному обмену 50 и 100-рублевых купюр в СССР в 1991 году, обмен старых купюр был возможен до 2002 года. В последующем Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1387 в пункт 3 настоящего Указа внесены изменения и обмен был продлён его ещё на год до 2003 года.
Проведение мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен регламентированы Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен"
Так согласно пункту 5 данного Постановления Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, а также других органов и организаций, осуществляющих назначение и выплату пенсий и пособий, поручено обеспечить пересчет пенсий и пособий, выплачиваемых населению, исходя из нового масштаба цен.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что ответчиком в нарушении требований п.5 указанного постановления не обеспечен перерасчёт пенсии истцу.
Ссылка представителя ответчика при отказе в перерасчете пенсии на ст.23 Закона №400-ФЗ суд признает несостоятельным, поскольку истцом одновременно с подачей заявления о перерасчёте пенсии вместе с заявлением о перерасчете пенсии представлена необходимая для этого справка о заработной плате (п.2).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований ситца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования З.А.Ч. к Отделению Социального фонда России по <адрес> удовлетворить.
Признать количество баллов индивидуального пенсионного коэффициента рассчитанных ответчиком по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" незаконным.
Обязать Отделение Социального фонда России по <адрес> произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента согласно пункта 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" согласно справки № о заработной плате З.А.Ч. выданный КФХ «Фонтан» ДД.ММ.ГГГГ с учетом тысячных.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Новолакский районный суд Республики Дагестан.
Судья А.М. Магдуев
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2024 года.