ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Голубев В.Ю. УИД: 18RS0023-01-2023-002347-37
Апел. производство: № 33-2269/2024
1-я инстанция: № 2-362/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2024 года город Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Петуховой О.Н., Константиновой М.Р.,
при секретаре судебного заседания Шибановой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации г. Сарапула Удмуртской Республики на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 16 января 2024 года по гражданскому делу по иску Мерзлякова И. Р. к Администрации <адрес> Удмуртской Республики, Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняка А.В., изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Мерзляков И. Р. обратился в суд с иском к ответчикам Администрации г. Сарапула УР, Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики (далее в тексте – Минсоцполитики УР) с требованиями о предоставлении ему жилого помещения в г. Сарапуле Удмуртской Республики, соответствующего установленным требованиям.
Исковые требования мотивированы тем, что Мерзляков И.Р. родился ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о рождении в графе отец указан Мерзляков Р. И., в графе мать – Мерзлякова Ю. С.. Данные отца указаны по заявлению матери Мерзляковой Ю.С. и являются вымышленными. Мать истца лишена родительских прав заочным решением Сарапульского городского суда УР от 22.10.2010; истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Министерства образования и науки УР истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в УР. Истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в собственности какое-либо жилое помещение отсутствует. Истец имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда; постоянным местом жительства истца, а также местом устройства в опекаемую семью является территория г. Сарапула УР. На неоднократные обращения с просьбой предоставления жилого помещения ответчик отвечал отказом, что является нарушением прав истца и привело к невозможности разрешения спора во внесудебном порядке и необходимости обращения в суд (л.д. 6-8).
В судебное заседание суда 1 инстанции истец Мерзляков И.Р. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 91).
Ранее в судебном заседании представитель истца Мерзлякова И.Р. – Терре Е.А., действующая по ордеру, на исковых требованиях настаивала (л.д. 49).
В судебное заседание суда 1 инстанции представитель ответчика Минсоцполитики УР не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В представленных возражениях представитель ответчика Минсоцполитики УР Чумакова В.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2023, выразила несогласие с заявленными требованиями, указала, что истец включен в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, следовательно, за ним закреплено право на однократное, безвозмездное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; Министерство в пределах своих полномочий вправе лишь предоставлять жилые помещения детям0сиротам из специализированного жилищного фонда, но не имеет полномочий по его формированию путем приобретения либо строительства жилых помещений; специализированный жилищный фонд формируется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики; по состоянию на 01.11.2023 истец находится на 2240 месте в республиканском списке и на 164 месте по г. Сарапулу; жилое помещение будет предоставлено истцу в порядке очередности, в соответствии с положениями Закона УР №8-РЗ, поскольку пре6доставление истцу жилого помещения на основании решения суда, вне зависимости от его места в очереди, повлечет нарушение прав иных лиц, которыми соблюден установленный законом порядок, но которые до настоящего времени жильем не обеспечены, несмотря на постанову в очередь раньше истца; при наличии судебного решения о предоставлении жилого помещения истец в последующем не сможет претендовать на выплату, предусмотренную ст.8.1 ФЗ №159-ФЗ (л.д. 27-28).
В судебное заседание суда 1 инстанции представитель ответчика Администрации г. Сарапула УР не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Сарапула УР Колчина О.А., действующая на основании доверенности от 22.12.2023, выразила несогласие с исковыми требованиями, пояснила, что требования истца к Администрации г. Сарапула УР преждевременны (л.д. 49)
Представитель третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Решением Сарапульского городского суда УР от 16.01.2024 исковые требования Мерзлякова И. Р. к Администрации г. Сарапула УР, Министерству социальной политики и труда УР удовлетворены частично; возложена обязанность на Министерство социальной политики и труда УР предоставить в пользование истца Мерзлякова И.Р. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям г. Сарапула УР жилое помещение не менее № кв.м. и не более № кв.м. на территории г. Сарапула УР; с Министерства социальной политики и труда УР в пользу Мерзлякова И.Р. взысканы судебные расходы по оплате почтовых услуг в размере 363,66 руб.; на Администрацию г. Сарапула УР возложена обязанность заключить с Мерзляковым И.Р. договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Министерством социальной политики и труда УР обязанности по предоставлению в пользование Мерзлякову И. Р. жилого помещения (л.д. 73-75).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Сарапула УР Шестаков В.М. просит решение суда отменить в части возложения обязанности на Администрацию г. Сарапула УР заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Минсоцполитики УР обязанности по предоставлению в пользование истцу жилого помещения, указывает, что до подачи иска в суд истец с заявлением о заключении договора найма в Администрацию г. Сарапула не обращался, соответственно, отказа в заключении такого договора не получал. Права истца Администрацией г.Сарапула не нарушены. Удовлетворение иска нарушает права Администрации г.Сарапула, т.к. порождает обязанность оплаты судебных расходов. (л.д. 101).
Апелляционных жалоб от других лиц, участвующих в деле, и письменных возражений на жалобу ответчика Администрации г. Сарапула УР не поступило.
Информация о рассмотрении апелляционной жалобы своевременно размещена на официальном интернет-сайте Верховного Суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/).
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца, ответчиков и третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на сайте Верховного Суда Удмуртской Республики (http://vs.udm.sudrf.ru/). Доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах для неявки, лица, отсутствующие в судебном заседании, не представили, ходатайства об отложении дела не заявляли.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для частичной отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации г. Сарапула.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, что истец Мерзляков И. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9, 34, 40, 69(оборот)), является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Мерзлякова Ю.С. была лишена родительских прав в отношении истца на основании заочного решения Сарапульского городского суда УР от 22.10.2010 (л.д. 10-11, 31-32).
Согласно записи акта о рождении № от 14.05.2001 сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д. 59).
На основании постановления Главы Администрации г. Сарапула № от 05.05.2009 опекуном истца была назначена Исмагилова И.М.; за истцом закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.65 оборот).
Истец обучался по специальности 08.01.14 «монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования» в <данные изъяты>» <адрес>, по окончании обучения истцу выдан диплом о среднем профессиональном образовании №, регистрационный № от 29.06.2022 (л.д. 14).
В период времени с 24.06.2022 по 23.06.2023 истец проходил военную службу по призыву, что следует из военного билета № (л.д. 15).
Согласно уведомлению Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 21.05.2012 № следует, что Министерство образования и науки Удмуртской Республики приняло решение об установлении факта невозможности проживания Мерзлякова И.Р. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 12).
Согласно уведомлению Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 30.08.2018 № Мерзляков И.Р. включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в УР (л.д. 62).
Из заключения Управления по делам семьи, материнства и детства Администрации г. Сарапула от 17.08.2018 № о включении истца в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в УР следует, что истец не имеет в собственности жилых помещений; Министерством образования и науки УР принято решение об установлении факта невозможности проживания истца в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, где он имеет право пользования жилым помещением, являясь членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (л.д. 62(оборот)-63).
Согласно ответа Управления имущественных отношений г. Сарапула от 23.07.2018 № истец нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является (л.д.74).
Согласно ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.10.2023 истец в собственности жилых помещений не имеет (л.д.35).
Согласно письменных возражений, представленных представителем ответчика Минсоцполитики УР, следует, что по состоянию на 01.11.2023 истец находится на 2240 месте в республиканском списке и на 164 месте по г. Сарапулу (л.д. 27-28).
Установленные судом обстоятельства подтверждаются вышеуказанными письменными доказательствами, сторонами не оспаривались, ответчик подтвердил включение истца в Список.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 40 Конституции РФ, статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее в тексте – ЖК РФ), статьями 98 ГПК РФ, статьей 333,36 Налогового кодекса РФ, положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона УР от 14.03.2013 № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и исходил из того, что истец действительно является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей; нуждается в жилом помещении для постоянного проживания; включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике; достиг совершеннолетия; выразил волеизъявление на обеспечение жилым помещением по договору найма из специализированного жилого фонда Удмуртской Республики; подлежит обеспечению жилым помещением из специализированного жилого фонда УР Министерством социальной политики и труда УР.
Проверяя доводы апелляционной жалобы ответчика Администрации г.Сарапула УР, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования истца к Администрации г. Сарапула УР об обязании заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения являются преждевременными, не направлены на защиту права на заключение договора.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Удмуртской Республики №8-РЗ от 14.03.2013 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам (статья 6), в соответствии с которым дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике (далее – Список).
Согласно ч.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержат ст. 2 и ч.3 ст. 3 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики:
1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (часть 3 статьи 3).
В силу положений ч.1 ст.3 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ от 14.03.2013 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
Жилые помещения, предусмотренные настоящей частью, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Право истца на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда ответчиком по существу не оспаривалось; истец из республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не исключен, но жилое помещение до настоящего момента не предоставлено.
Установленные судом 1 инстанции обстоятельства свидетельствуют о возникновении у ответчика Министерства социальной политики и труда УР обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, в связи с чем суд принял законное решение, понудив указанного ответчика предоставить истцу такое жилое помещение.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право на обеспечение жильем лиц не должно быть обусловлено соблюдением какой-либо очередности. Закон связывает наступление у ответчика обязанности предоставить жилое помещение лицам данной категории, включенным в список, с достижением ими совершеннолетия и не обусловливает такую обязанность очередностью. Список является лишь способом учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их дальнейшего обеспечения жильём и определения объемов финансирования.
При таких обстоятельствах суд принял обоснованное решение о понуждении ответчика Минсоцполитики УР к предоставлению истцу жилого помещения.
Согласно ст.9 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ от 14.03.2013 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими отдельными государственными полномочиями (далее - отдельные государственные полномочия), в том числе, полномочие по заключению с лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров социального найма жилого помещения в отношении жилых помещений, предоставленных указанным лицам в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ч.2 ст.7 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ от 14.03.2013 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган местного самоуправления в Удмуртской Республике по месту нахождения жилого помещения в течение 3 рабочих дней со дня поступления копии решения о предоставлении жилого помещения в письменной форме уведомляет лицо, указанное в статье 2 настоящего Закона, о принятом уполномоченным органом решении и необходимости заключения договора найма специализированного жилого помещения.
Согласно ч.5 ст.7 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ от 14.03.2013 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицом, указанным в статье 2 настоящего Закона, которому предоставлено жилое помещение (далее - наниматель), не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения. Копии указанного договора в течение 5 рабочих дней со дня его заключения направляются в уполномоченный орган и в орган опеки и попечительства.
В соответствии с ч.2 ст.12 Закона Удмуртской Республики №8-РЗ от 14.03.2013 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны, в том числе, осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики.
Как следует из вышеуказанных положений, обязанность органа местного самоуправления по заключению договора возникнет после принятия решения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения, поступления в орган местного самоуправления копии соответствующего решения.
По рассматриваемому делу жилое помещение истцу Минсоцполитики УР не было предоставлено, уполномоченным органом решение о предоставлении истцу определенного жилого помещения не принималось, истец в Администрацию г. Сарапула УР с требованием о заключении договора найма специализированного жилого помещения не обращался, отказа в заключении такого договора истец не получал.
При указанных обстоятельствах неправомерных действий или бездействия Администрации г.Сарапула, нарушающих права истца, не установлено; истец, предъявляя иск к Администрации г.Сарапула, по сути исходит из предполагаемого возможного нарушения его права, а не фактического нарушения, предъявление иска к Администрации г.Сарапула является преждевременным и необоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований истца к ответчику Администрации г.Сарапула УР у суда 1 инстанции не имелось.
Апелляционная жалоба ответчика Администрации г. Сарапул УР содержит обоснованные доводы, являющиеся основанием для отмены решения суда в части, в связи с чем, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 16 января 2024 года отменить в части, в которой удовлетворены исковые требования Мерзлякова И. Р. к ответчику Администрации г. Сарапула Удмуртской Республики.
В указанной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мерзлякова И. Р. к Администрации г. Сарапула Удмуртской Республики о возложении обязанности заключить с Мерзляковым И. Р. договор найма специализированного жилого помещения отказать.
Апелляционную жалобу ответчика Администрации г. Сарапула Удмуртской Республики удовлетворить.
Мотивированное апелляционное определение вынесено 12.07.2024 г.
Председательствующий: А.В. Солоняк
Судьи: О.Н. Петухова
М.Р. Константинова