Дело № 2-546/2020
УИД 12RS0014-01-2020-000971-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2020 года пос. Советский Республика Марий Эл
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Коньковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Войковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тихоновой О.А. к Отраслевому органу администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам,
УСТАНОВИЛ:
Тихонова О.А. обратилась в суд с иском к Отраслевому органу администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, указывая, что она относится к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МО «<данные изъяты>» Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № она была устроена на гособеспечение, за ней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. После окончания ГОУ Республики Марий Эл «<данные изъяты>» она обращалась в отдел образования по вопросу обеспечения ее жилым помещением, однако ей устно было отказано, поскольку за ней было закреплено жилое помещение в <адрес>.
В последующем она проходила обучение в ГБПОУ Республики Марий Эл «<данные изъяты>», проживала в общежитии. ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак, зарегистрировалась и проживала в доме родителей супруга в <адрес>. Она неоднократно обращалась в отдел образования по вопросу предоставления ей жилого помещения как ребенку-сироте, но ей отказывали, указывая, что за ней закреплено жилое помещение. В ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно, что жилой дом в <адрес> признан непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, приложив все необходимые документы, в том числе документы о том, что жилой дом в <адрес> признан непригодным для проживания. Решением администрации Советского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано во включении в данный список, поскольку ее возраст в настоящее время превышает максимальный возраст категории граждан, на которых распространяется действие данного закона, с заявлением о предоставлении жилой площади до достижения 23 лет она не обращалась, в списке граждан, имеющих право на предоставление вне очереди жилых помещений она не состоит, на момент обращения в администрацию Советского муниципального района Республики Марий Эл ей исполнилось 27 лет. С данным решением она не согласна, считает, что право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не было реализовано при отсутствии ее вины, по не зависящим от нее обстоятельствам, поэтому такое право за нею сохраняется. Срок постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, а также включение ее в сводный список пропущен по уважительной причине, поскольку учреждения, на полном государственном обеспечении которых она находилась, не предпринимали мер к защите ее прав, она сама неоднократно устно обращалась в отдел образования и администрацию Советского муниципального района для предоставления ей жилого помещения, однако ей было незаконно отказано в постановке на учет. Обстоятельство достижения ею возраста, превышающего установленный законом предел, само по себе не может являться безусловным основанием для лишения ее законного права на получение социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения пригодным для проживания жилым помещением, возникшего до 23 лет. Просит суд обязать Отраслевой орган администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Обязать администрацию Советского муниципального района Республики
Марий Эл предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Взыскать с администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл в возврат государственной пошлины 300 рублей.
В судебном заседании истец Тихонова О.А. и ее представитель адвокат Громова Е.А. иск поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснили, что достижение истцом возраста, превышающего установленный законом предел, не может являться безусловным основанием для лишения ее законного права на получение социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения пригодным для проживания жилым помещением, возникшего до 23 лет, поскольку учреждения, на полном государственном обеспечении которых истец находилась, не предпринимали мер к защите ее прав. Истец неоднократно устно обращалась в отдел образования и администрацию Советского муниципального района для предоставления ей жилого помещения, однако ей было незаконно отказано. Просят исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – представитель Отраслевого органа администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ответчик – представитель администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Обратились к суду с письменными возражениями на исковое заявление, в которых указывают, что с исковыми требованиями не согласны, поскольку администрация района предоставляет жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на его предоставление в соответствии с действующим законодательством, согласно которому по достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Просят в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав другие доказательства по делу, учетное дело Тихоновой О.А., суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Тихонова О.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Килемарского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ родители Тихоновой (Полушиной) О.А. лишены родительских прав. Постановлением администрации МО «<данные изъяты>» Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя Полушина О.А. направлена на гособеспечение. За несовершеннолетней Полушиной О.А. на время учебы закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о заключении брака № ФИО1 и Полушина О.А. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака жене присвоена фамилия Тихонова.
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Тихонова О.А. обратилась
в администрацию МО «Советский муниципальный район» Республики Марий Эл о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ответу администрации Советского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на заявление Тихоновой О.А. на момент обращения в администрацию Советского муниципального района исполнилось 27 лет. Документов о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет к заявлению не приложено, а также и у администрации данные сведения отсутствуют, соответственно у администрации Советского муниципального района отсутствуют правовые основания для включения в список. Вопрос включения в список в целях дальнейшего обеспечения жилым помещением по договора найма специализированного жилого помещения может быть рассмотрен только при предоставлении копии вступившего в законную силу решения суда о защите жилищных прав, установленных статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ, что полностью соответствует пункту 17 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года № 397.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года
№ 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии со статьей 8 Федерального закона право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированное жилое помещение) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 1 статьи 2 вышеуказанного Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З в соответствии со статьей 8 Федерального закона порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года
№ 397, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Республики Марий Эл, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждое лицо должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Тихонова О.А. обратилась в администрацию Советского муниципального района Республики Марий Эл с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, лишь ДД.ММ.ГГГГ. До достижения 23 лет в органы местного самоуправления с соответствующим заявлениями о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истец не обращалась, на учете нуждающейся в жилом помещении в органах местного самоуправления в списке «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» Тихонова О.А. не состояла, на момент обращения с соответствующим заявлением в администрацию Советского муниципального района Республики Марий Эл Тихоновой О.А. исполнилось 27 лет. Доказательств уважительности причин пропуска срока обращения истцом Тихоновой О.А. суду не представлено.
Учитывая, что каких-либо уважительных причин несвоевременной постановки истца Тихоновой О.А. на учет нуждающейся в жилом помещении или несвоевременного обращения с заявлением о включении в список судом не установлено и доказательств этому истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Тихоновой О.А. исковых требований, поскольку истец уже не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как она утратила статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющегося необходимым условием получения такой социальной поддержки.
Доводы истца о том, что срок обращения с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилыми помещениями как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен, поскольку учреждения, на полном государственном обеспечении которых она находилась, не предпринимали мер к защите ее прав, суд считает необоснованными.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу Тихоновой О.А. отказано, оснований для взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 98 ГПК РФ не имеется.
Суд рассмотрел дело в пределах заявленного иска, в соответствии с требованиями ст. 196 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Тихоновой О.А. к Отраслевому органу администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации Советского муниципального района» и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл подачей жалобы через Советский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Конькова
В окончательной форме решение принято 27 ноября 2020 года.