Дело № 2-1088/2022
УИД 75RS0001-02-2022-000183-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 апреля 2022 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Аксёновой Е.С.
при секретаре Чуносовой М.О
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная в защиту законных интересов Киршиной Н.В. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» о признании действий незаконными, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение сроков выплат,
УСТАНОВИЛ:
заместитель военного прокурора гарнизона Дровяная в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском в защиту прав и законных интересов Киршиной Н.В. ссылаясь на проведенную проверку по обращению указанного лица, в ходе которой установлено следующее. Киршина Н.В. работает по трудовому договору №23 от 12 декабря 2019 в должности делопроизводителя в/ч 33558. С февраля 2021г. по настоящее время истцу установлена заработная плата ниже предусмотренного минимального размера оплаты труда, с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях. Начисляется дополнительная выплата в соответствии с Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, которые учитываются в составе МРОТ с указанными коэффициентами.
Из приказов командира войсковой части и расчетных листков следует, что в различные периоды времени работнику начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная Приказом №1010, а также премия экономии фонда оплаты труда, которые фактически осуществляли и прикрывали доведение размера начисляемой заработной платы до МРОТ с коэффициентами за работу в ОКУ, что противоречит законодательству о заработной плате, предусматривающем такие выплаты сверх МРОТ, но не в ее составе.
Просит суд признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением при начислении заработной платы работнику в состав минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010, и премии экономии фонда оплаты труда незаконными, с возложением на работодателя обязанности начислять работнику заработную плату без учета указанных премий в составе МРОТ с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, взыскать с ответчика в пользу работника задолженность по заработной плате за период с февраля по ноябрь 2021 г. в размере 41103,51 руб., проценты (денежную компенсацию) за задержку заработной платы за период с 11 марта 2021 г. по 27 января 2022 г. в размере 2456,48 руб..
В судебном заседании помощник военного прокурора гарнизона Дровяная исковые требования поддержал.
Истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался в установленном порядке, причину неявки не сообщил.
Представитель ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» возражала против требований, по основаниям изложенным в отзыве.
Представитель третьих лиц Департамент социальных гарантий МО РФ также представил письменные возражения на иск.
Представители третьего лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Восточного военного округа», войсковая часть 33558 в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд не усматривает нарушения прав не явившихся лиц и рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что Киршина Н.В. работает по трудовому договору №23 от 12 декабря 2019 в должности делопроизводителя в/ч 33558.
Согласно представленным в материалы дела расчетным листкам на имя истца следует, что при полностью отработанной норме рабочего времени, выплачивалась заработная плата ниже предусмотренного минимального размера оплаты труда, с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях. При этом за счет иных выплат, премий, в том числе начисляемых в соответствии с приказом №1010, установленный размер заработной платы превысил МРОТ.
Из приказов командира войсковой части, табелей рабочего времени и расчетных листков следует, что в различные периоды истцу начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная Приказом №1010, премия экономии фонда оплаты труда: №133 от 10 февраля -5000 руб., №214 от 10 марта 2021 -3300 руб., №308 от 13 апреля 2021 – 3400 руб., №422 от 11 мая 2021 -3106,50руб., № 533 от 07 июня 2021 – 3660 руб.,№595 от 07 июля 2021 – 3528 руб., № 633 от 6 августа- 3775,20 руб., №684 от 6 сентября 2021-3797 руб., №779 от 6 октября 2021 – 3740 руб., №890 от 10 ноября 2021- 4549 руб.,№1038 от 1 декабря 2021 – 3500 руб., №06 декабря 2021-3400 руб.
При этом установлено, что размер заработной платы с начисленными премиями с коэффициентами за работу в ОКУ, соответствовал размеру начисляемой заработной платы до установленного размера МРОТ.
Войсковая часть состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю».
Финансовое экономическое обеспечение войсковой части 33558 и других частей (подразделений), состоящих при ней на обеспечении осуществляет в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной системе, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» осуществляет на основании договора на обслуживание.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 463-ФЗ «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с ДД.ММ.ГГГГ составлял 12 130 руб. в месяц.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 января в 2021 г. МРОТ составляет 12 792 руб. в месяц.
При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Изложенное свидетельствует о повышении оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях после выполнения требования об обеспечении работнику заработной платы не ниже определенного законом МРОТ.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ч. 2 ст. 349 ТК РФ для работников заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Таким образом, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера является прерогативой работодателя.
Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 01.0.2007 в соответствии с пунктом 4 названного Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах, доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Согласно пункту 3 Порядка дополнительное истребование денежных средств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Расчетная сумма устанавливается Министром обороны Российской Федерации по представлению заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе (пункт 4 Порядка).
Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях, и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации на основании приказов командиров (начальников, руководителей) (пункт 6 Порядка).
Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Пунктом 7 Порядка определено, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, командир (начальник, руководитель) определяет конкретный размер дополнительного стимулирования каждому работнику. Учитывая нормы, установленные Порядком, составление списков на премирование, с установлением конкретного размера выплаты каждому военнослужащему относится к исключительным полномочиям командиров (начальников, руководителей).
Из вышеуказанных положений следует вывод о том, что дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемое на основании Приказа № 1010, не является гарантированной и обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного законом МРОТ с коэффициентами за работу в ОКУ.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21). Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22).
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и стимулирующие выплаты предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», не являются гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Суд находит обоснованными доводы истца, что взаимосвязанные положения ст.ст.129, 133 ТК РФ и Приказа № 1010 не предполагают включение в состав заработной платы указанного дополнительного материального стимулирования, что в соответствии с п. 38 приложения № 2 Приказа № 545 экономия фонда оплаты труда направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), следовательно, премия экономии фонда оплаты труда выплачивается за счет экономии бюджетных средств и не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, соответственно не может быть включена в среднюю заработную плату работника и должна выплачиваться сверх МРОТ с коэффициентами за работу в ОКУ.
При изложенных обстоятельствах, требования прокурора о признании действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением при начислении заработной платы истца в состав минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, и премии экономии фонда оплаты труда, следует признать незаконными.
С учетом изложенного, доводы ответчика о включении в МРОТ суммы всех элементов вознаграждения за труд, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, не основаны на нормах права. Отсутствие при формировании оплаты труда воинской части доплаты дол МРОТ и ее воспроизводство за счет экономии фонда оплаты труда, относится к усмотрению работодателя и не соответствует приведенным выше нормам закона, регулирующим начисления и выплату заработной платы.
Ответчиком заявлено о применении срока давности к исковым требованиям о взыскании заработной платы з за пределами установленного 3-х месячного срока, указано о длительности работы истца и осведомлённости о размерах заработной платы.
Истец возражает против доводов ответчика, заявляя о длящемся характере отношений с учетом положений ч.2 ст.392 ТК РФ и течение срока давности равному 1 году, который не пропущен.
В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется всего периода действия трудового договора.
В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором; при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Согласно трудового договора заработная плата истцу за отработанный месяц выплачивается до 10 числа следующего месяца.
Истец обратился в суд с данными требованиями 11 января 2022г., заявив к взысканию заработную плату за период с 11февраля 2021 по ноябрь 2021г., исходя из даты выплаты заработной платы до 10 числа следующего месяца, суд приходит к выводу, что истцом не пропущен срок для взыскания не начисленных сумм заработной платы за спорный период.
Согласно расчету истца, не оспоренного ответчиком и признаваемого судом верным, сумма задолженности по заработной плате истца составляет: февраль 2021 года 5000 руб., март 2021 года 3300руб., апрель 2021 года 4239,30 руб., май 2021 года 3106,50 руб., июнь 2021 года 3067,95 руб., июль 2021 г – 3430,48 руб., август 2021 года 3775,20 руб., сентябрь 2021 года 5031,36руб., октябрь 2021 года 5031,36 руб., ноябрь 5031,36 руб., всего 41103,51 руб.
Таким образом, с ответчика в пользу Киршиной Н.юВ. подлежит взысканию задолженность по заработной плате за период февраль – ноябрь 2021г. в размере 41103,51 руб.
Также суд находит обоснованными исковые требования о взыскании процентов (денежной компенсации) за задержку заработной платы.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Учитывая, что факт нарушения ответчиком трудовых прав материального истца, выразившихся в несвоевременной выплате заработной платы в период февраль – октябрь 2021г. нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, следовательно, требования прокурора о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы за спорный период в размере 2456,48 руб. подлежат удовлетворению, согласно расчетам истца. Расчет проверен судом и является верным.
На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от оплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением при начислении заработной платы Киршиной Н.В. в состав минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010, и премии экономии фонда оплаты труда, незаконными.
Обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» начислять Киршиной Н.В. заработную плату без учета указанных премий в составе минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Киршиной Н.В. задолженность по заработной плате за период с февраля по ноябрь 2021 г. в размере 41103,51руб., проценты (денежную компенсацию) за задержку заработной платы за период с 11 марта 2021 г. по 17 декабря 2022 г. в размере 2456,48 руб.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы
Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2022 года.
Судья Аксёнова Е.С.