Решение по делу № 2-121/2024 (2-2229/2023;) от 19.10.2023

Гражданское дело № 2-121/12-24г.

УИН 46RS0031-01-2023-003223-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2024 года город Курск

Промышленный районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи Никитиной Е.В.,

при секретаре Мальцевой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русакова Дмитрия Емельяновича к Комитету социальной защиты населения г.Курска о признании незаконным и отмене решения и о признании права на получение компенсационных выплат,

У С Т А Н О В И Л:

Русаков Д.Е. обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения г.Курска о признании незаконным и отмене решения и о признании права на получение компенсационных выплат, мотивируя тем, что решением Комитета социальной защиты населения г.Курска от 15.12.2022г. ему как инвалиду отказано в назначении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по адресу: <адрес> что является незаконным. Просит суд признать незаконным и отменить вышеуказанное решение и признать за ним право на получение компенсационных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Истец Русаков Д.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования поддерживал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, указав, что задолженности по оплате ЖКУ на момент обращения за получением компенсационных выплат не имел.

Представитель ответчика - Комитета социальной защиты населения г.Курска Шумакова А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила отзыв, указав, что решение от 15.12.2022г. является законным и обоснованным, поскольку Русаков Д.Е. на момент обращения за получением компенсационных выплат имел подтвержденную вступившим в законную силу судебным актом непогашенную задолженность по оплате коммунальных услуг, что в силу подп. «г» п.15 Правил предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг является основанием для отказа в назначении компенсации расходов.

Представитель третьего лица – МКУ «Центр социальных услуг города Курска» ОКУ «Центр социальных выплат» Николаева Я.Е. в судебном заседании пояснила, что по обращению Русакова Д.Е. за получением компенсационных выплат МКУ «Центр социальных услуг города Курска» осуществило сбор документов, в том числе данных из системы ГИС ЖКХ, которые направило в Комитет социальной защиты населения г.Курска для принятия решения. Считает вынесенное решение законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.2 и 3 ст.160 ЖК РФ, право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

11.10.2021г. постановлением администрации Курской области № 1072-па утверждены Правила предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которые определяют порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, которым меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области и имеющим место жительства в Курской области.

Часть 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Вместе с тем, согласно положениям ч.3 ст.160 ЖК РФ, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.

По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Подп. «г» п.15 Правил предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предусмотрено, что основаниями для отказа в назначении компенсации расходов является, в том числе наличие у гражданина подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

В судебном заседании установлено, что Русаков Д.Е., являясь инвалидом группы, 23.11.2022г. обратился через АУ КО «МФЦ» с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением Комитета социальной защиты населения города Курска от 15.12.2022г. Русакову Д.Е. в назначении такой компенсации отказано на основании подп. «г» п.15 Правил предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Администрации Курской области № 1072-па от 11.10.2021г., ввиду наличия подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Уведомлением № 97 от 15.12.2022г. Русакову Д.Е. было сообщено об отказе в назначении компенсации расходов.

Из материалов дела следует, что на момент обращения с заявлением о назначении компенсации Русаков Д.Е. имел подтвержденную вступившим в законную силу судебным актом непогашенную задолженности по оплате отопления и горячего водоснабжения, что подтверждается данными системы ГИС ЖКХ, копиями постановлений об окончании исполнительных производств, копией судебного приказа от 03.06.2022г. о взыскании задолженности за отопление и горячее водоснабжение за период с сентября 2020 по март 2022гг.

Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Истцом не представлено уважительных причин образования задолженности.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Русакова Д.Е. о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении компенсации расходов и о признании права на получение компенсационных выплат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Русакова Дмитрия Емельяновича к Комитету социальной защиты населения г.Курска о признании незаконным и отмене решения и о признании права на получение компенсационных выплат отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г.Курска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться 26.01.2024г.

Председательствующий судья:            Никитина Е.В.

2-121/2024 (2-2229/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Русаков Дмитрий Емельянович
Ответчики
Комитет социальной защиты населения г. Курска
Другие
МКУ "Центр социальных услуг города Курска"
Суд
Промышленный районный суд г. Курск
Дело на сайте суда
promyshleny.krs.sudrf.ru
19.10.2023Регистрация административного искового заявления
19.10.2023Передача материалов судье
23.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
07.12.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
21.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее