Гражданское дело № 2-121/12-24г.
УИН 46RS0031-01-2023-003223-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2024 года город Курск
Промышленный районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Никитиной Е.В.,
при секретаре Мальцевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русакова Дмитрия Емельяновича к Комитету социальной защиты населения г.Курска о признании незаконным и отмене решения и о признании права на получение компенсационных выплат,
У С Т А Н О В И Л:
Русаков Д.Е. обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения г.Курска о признании незаконным и отмене решения и о признании права на получение компенсационных выплат, мотивируя тем, что решением Комитета социальной защиты населения г.Курска от 15.12.2022г. ему как инвалиду отказано в назначении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по адресу: <адрес> что является незаконным. Просит суд признать незаконным и отменить вышеуказанное решение и признать за ним право на получение компенсационных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Истец Русаков Д.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования поддерживал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, указав, что задолженности по оплате ЖКУ на момент обращения за получением компенсационных выплат не имел.
Представитель ответчика - Комитета социальной защиты населения г.Курска Шумакова А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила отзыв, указав, что решение № от 15.12.2022г. является законным и обоснованным, поскольку Русаков Д.Е. на момент обращения за получением компенсационных выплат имел подтвержденную вступившим в законную силу судебным актом непогашенную задолженность по оплате коммунальных услуг, что в силу подп. «г» п.15 Правил предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг является основанием для отказа в назначении компенсации расходов.
Представитель третьего лица – МКУ «Центр социальных услуг города Курска» ОКУ «Центр социальных выплат» Николаева Я.Е. в судебном заседании пояснила, что по обращению Русакова Д.Е. за получением компенсационных выплат МКУ «Центр социальных услуг города Курска» осуществило сбор документов, в том числе данных из системы ГИС ЖКХ, которые направило в Комитет социальной защиты населения г.Курска для принятия решения. Считает вынесенное решение законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.2 и 3 ст.160 ЖК РФ, право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
11.10.2021г. постановлением администрации Курской области № 1072-па утверждены Правила предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которые определяют порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, которым меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области и имеющим место жительства в Курской области.
Часть 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Вместе с тем, согласно положениям ч.3 ст.160 ЖК РФ, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Подп. «г» п.15 Правил предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предусмотрено, что основаниями для отказа в назначении компенсации расходов является, в том числе наличие у гражданина подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
В судебном заседании установлено, что Русаков Д.Е., являясь инвалидом № группы, 23.11.2022г. обратился через АУ КО «МФЦ» с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением Комитета социальной защиты населения города Курска № от 15.12.2022г. Русакову Д.Е. в назначении такой компенсации отказано на основании подп. «г» п.15 Правил предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Администрации Курской области № 1072-па от 11.10.2021г., ввиду наличия подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Уведомлением № 97 от 15.12.2022г. Русакову Д.Е. было сообщено об отказе в назначении компенсации расходов.
Из материалов дела следует, что на момент обращения с заявлением о назначении компенсации Русаков Д.Е. имел подтвержденную вступившим в законную силу судебным актом непогашенную задолженности по оплате отопления и горячего водоснабжения, что подтверждается данными системы ГИС ЖКХ, копиями постановлений об окончании исполнительных производств, копией судебного приказа № от 03.06.2022г. о взыскании задолженности за отопление и горячее водоснабжение за период с сентября 2020 по март 2022гг.
Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Истцом не представлено уважительных причин образования задолженности.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Русакова Д.Е. о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении компенсации расходов и о признании права на получение компенсационных выплат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Русакова Дмитрия Емельяновича к Комитету социальной защиты населения г.Курска о признании незаконным и отмене решения и о признании права на получение компенсационных выплат отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г.Курска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться 26.01.2024г.
Председательствующий судья: Никитина Е.В.