Дело № 2а-508/2020
УИД № 24RS0003-01-2019-000944-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 02 декабря 2020 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС № 12 по Красноярскому краю к ФИО4 о взыскании задолженности по налогам, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная Инспекция ФНС №12 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО5 В.В. о взыскании задолженности по налогам, пени, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 357 НК РФ ФИО6 В.В. является налогоплательщиком транспортного налога, так как в соответствии законом, за ним зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Так согласно представленных в налоговый орган сведений, должнику принадлежит транспортное средство: <данные изъяты>, г/н №, 1997 года выпуска, мощностью 84 л/с (дата возникновения права собственности 26.03.2014); <данные изъяты>", г/н №, 2014 года выпуска, мощностью 81 л/с (дата возникновения права собственности 22.05.2014), <данные изъяты>, г/н №, 2002 года выпуска, мощностью 110 л/с (дата возникновения права собственности 13.07.2006, дата отчуждения - 27.04.2018), а также имущество: земельный участок с кадастровым номером №, площадью 118.80 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (дата регистрации права собственности 27.08.2013г.), земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2303 кв.м, по адресу: <адрес>, <адрес> (дата регистрации права собственности 27.08.2013г.). Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю в адрес ФИО7 В.В. были направлены налоговые уведомления: № № от 16.09.2016г. по сроку уплаты до 01.12.2016г., сумма к уплате по настоящему уведомлению составляет 3617,00 руб.; № № от 12.07.2017г. по сроку уплаты до 01.12.2017г., сумма к уплате по настоящему уведомлению составляет 3072,00 руб.; № № от 24.08.2018г. по сроку уплаты до 03.12.2018г., сумма к уплате по настоящему уведомлению составляет 3078,00 руб. В связи с неуплатой налогов налоговым органом были сформированы и направлено в адрес административного ответчика требования: № № от 22.12.2016г. со сроком исполнения до 07.02.2017г. на общую сумму задолженности в размере 3640,78 руб., а именно: транспортный налог с физических лиц за 2015 год в размере 2947,00 руб., пеня в размере 19,65 руб. (период образования с 02.12.2016 по 21.12.2016); налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2015 год в размере 66,00 руб., пеня в размере 0,44 руб. (период образования с 02.12.2016 по 21.12.2016); земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2015 год в размере 604,00 руб., пеня в размере 3,69 руб. (период образования с 02.12.2016г. по 21.12.2016г.). Требование направлено в адрес административного ответчика почтой, что подтверждается списком заказных отправлений № 39 от 29.12.2016 (пункт 2). Требование №№ от 27.06.2019г. со сроком исполнения до 15.10.2019г. на общую сумму задолженности в размере 1 474,10 руб., а именно: пеня по транспортному налогу с физических лиц в размере 1283,41 руб. (период образования с 02.12.2017г. по 26.06.2019г.); пеня по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 30,36 руб. (период образования с 02.12.2017г. по 26.06.2019г.); пеня по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 160,33 руб. (период образования с 02.12.2016г. по 26.06.2019г.). Требование направлено в адрес административного ответчика почтой, что подтверждается списком заказных отправлений № № от 08.07.2019 (пункт 4). В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Согласно п.6 ч.1 ст. 287 КАС РФ, в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ. В силу ч. 2 ст. 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается, в том числе, копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций. По правилам частей 5, 6, 7 статьи 219 КАС РФ, причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Согласно статье 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ, судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в том числе в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. Частью 2 ст. 123.5 КАС РФ предусмотрено, что судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств. Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что при отсутствии спора о праве налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физического лица налога, сбора, пеней, штрафов, однако пропуск установленного законом срока для обращения в суд препятствует вынесению судебного приказа. Однако, в случае если налоговый орган, обращаясь с административным иском, одновременно заявляет ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу в суд, рассмотрение которого в рамках приказного производства действующим законодательством не предусмотрено, административное дело по данному иску подлежит рассмотрению в районном суде. Просит суд восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления на взыскание обязательных платежей и санкций с ФИО8 В.В., взыскать с ФИО9 В.В. сумму задолженности в размере 5114,88 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2015 год в размере 2947,00 руб., пеня в размере 19,65 руб. (период образования с 02.12.2016 по 21.12.2016) КБК 18210604012020000110; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2015 год в размере 66,00 руб., пеня в размере 0,44 руб. (период образования с 02.12.2016 по 12.2016) КБК 18210601030100000110; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2015 год в размере 604,00 руб., пеня в размере 3,69 руб. (период образования с 02.12.2016 по 21.12.2016) КБК 18210606043100000110, пеня по транспортному налогу с физических лиц в размере 1 283,41 руб. (период образования с 02.12.2017 по 26.06.2019) КБК 18210604012020000110; пеня по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 30,36 руб. (период образования с 02.12.2017 по 26.06.2019) КБК 18210601030100000110; пеня по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 160,33 руб. (период образования с 02.12.2016 по 26.06.2019) КБК 18210606043100000110.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной Инспекции ФНС № 12 по Красноярскому краю не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО10 В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ст.57 Конституции РФ и п.1 ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст.357 НК РФ Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 1 ст.358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.388 НК РФ Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из ч.1 ст.389 НК РФ Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу ч.3, 7 ст.396 НК РФ Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
В силу ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
По смыслу норм ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст. 138 КАС РФ, пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с гражданина задолженности по налогам и сборам.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных КАС РФ, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Согласно ч. 2 ст. 95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При исследовании письменных материалов дела судом установлено, что административному ответчику ФИО11 В.В. принадлежит (принадлежало) следующее имущество – транспортные средства: <данные изъяты>, г/н № 1997 года выпуска, мощностью 84 л/с (дата возникновения права собственности 26.03.2014г.); "<данные изъяты> г/н №, 2014 года выпуска, мощностью 81 л/с (дата возникновения права собственности 22.05.2014г.), <данные изъяты>, г/н №, 2002 года выпуска, мощностью 110 л/с (дата возникновения права собственности 13.07.2006г., дата отчуждения - 27.04.2018г.), а также земельный участок с кадастровым номером №, площадью 118.80 кв.м., по адресу: <адрес> (дата регистрации права собственности 27.08.2013г.), земельный участок с кадастровым номером № площадью 2303 кв.м, по адресу: <адрес>, (дата регистрации права собственности 27.08.2013г.), жилой дом с кадастровым номером № площадью 118,80 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. (л.д.23).
В адрес административного ответчика ФИО12 В.В. административным истцом направлено налоговое уведомление № № от 16.09.2016г. по оплате транспортного налога в размере 2947 рублей, земельного налога в размере 604 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 66 рублей; а также налоговое уведомление № № от 12.07.2017г. по оплате транспортного налога в размере 2947 рублей, земельного налога в размере 49 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 76 рублей; налоговое уведомление № № от 24.08.2018г. по оплате транспортного налога в размере 2947 рублей, земельного налога в размере 49 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 82 руб. (л.д. 7, 9, 11).
В связи с неуплатой налогов в адрес административного ответчика были направлены требования: № № об уплате задолженности по налогам в размере 3617 рублей, пени 23,78 рублей в срок до 07.02.2017 года; № № об уплате пени по транспортному налогу в размере 1283 рублей 41 копеек, пени по налогу на имущество в размере 30 рублей 36 копеек, пени по земельному налогу в размере 160 рублей 33 копеек на общую сумму 1474 рублей 10 копеек в срок до 15.10.2019 года; (л.д. 13, 16).
Срок исполнения по требованию № № о погашении задолженности - до 07.02.2017 года, срок на обращение в суд истек 07.08.2017 года (07.02.2017г.+6 месяцев).
Срок исполнения по требованию № № о погашении задолженности - до 15.10.2019 года, срок на обращение в суд истек 15.05.2020 года (15.10.2019г.+6 месяцев).
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным иском о взыскании с ФИО13 В.В. задолженности по налогам, пени, поскольку данный срок истек, что указано в исковом заявлении.
Рассматривая требования административного истца о восстановлении срока на подачу искового заявления, суд приходит к следующим выводам. Административный истец не указывает причины пропуска срока, не приводит доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением.
В связи с вышеизложенным, суд отказывает в ходатайстве Межрайонной ИФНС №12 по Красноярскому краю о восстановлении срока на подачу административного искового заявления о взыскании с ФИО14 В.В. задолженности по налогам, пени.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии с ч. 5 ст. 138 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Межрайонной инспекции ФНС №12 по Красноярскому краю в удовлетворении административных исковых требований к ФИО15 о взыскании задолженности по налогам, пени, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2020г.