УИД: 59RS0029-01-2024-001324-33
Дело № 12-126/2024
Р Е Ш Е Н И Е
08 августа 2024 года г. Оханск
Судья Нытвенского районного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Оханске) Норина Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Баровой П.Г.,
с участием защитника Ванюкова В.В. - Ванюковой Е.В., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ванюковой Е. В. на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Оханскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ванюкова В. В.,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по Оханскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ Ванюков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Из постановления следует, ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 19 минут на перекресте <адрес> Ванюков В.В. в нарушение пункта 2.1.1 Правил дорожного движения управлял самоходным механическим транспортным средством с двигателем внутреннего сгорания «BRAIT МБ-2», объемом двигателя 210 куб.см, с прицепным устройством, без государственных рекреационных знаков, имеющее место оператора, находясь на котором, воздействовал на органы управления указанного транспортного средства, не имея права управления данным транспортным средством.
Не согласившись с данным постановлением, защитник Ванюкова Е.В. обратилась Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, указывая, на то, что к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, применительно к другим статьям главы 12 КоАП РФ, транспортным средством признан быть не может. При этом, понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит.
В судебном заседании Ванюков В.В. не участвовал, о месте, времени и дате рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Защитник Ванюкова Е.В., действующая по доверенности, доводы жалобы поддержала.
Начальник отделения Госавтоинспекции МВД России по Оханскому городскому округу Гагарин А.И. в судебном заседании не участвовал, извещен.
Заслушав защитника, рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
В соответствии с частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Совокупность доказательств по делу об административном правонарушении подтверждают факт, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 19 минут по адресу: перекресток <адрес> Ванюков В.В. управлял самоходным механическим транспортным средством «BRAIT МБ-2» приводимым в движение двигателем внутреннего сгорания объемом 210 куб.см, с прицепным устройством имеющее место оператора, находясь на котором воздействовал на органы управления самоходного транспортного средства, не имея прав управления указанным транспортным средством в нарушение требований пункта 2.1.1 ПДД РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ и виновность Винокурова В.В. в его совершении, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об отстранении от управления самоходным средством, протоколом о задержании транспортного средства, видеофайлом транспортного средства с прицепом, на которой зафиксировано самоходное средство, модель и номер двигателя, рабочее место оператора, управление, руководством по эксплуатации мотоблока.
Оснований не доверять приведенным доказательствам не имеется, поскольку изложенные в них фактические обстоятельства дела согласуются между собой и с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения, они составлены должностными лицами в рамках их должностных обязанностей, по факту выявления совершения административного правонарушения, порядок их составления соблюден, они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями статьи 26.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что мотоблок не относится к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, не является самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право и не может быть признан транспортным средством со ссылкой на Федеральный закон от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники", Постановление Правительства Российской Федерации N 1570 от 21.09.2020 "Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники" не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
На основании пункта 1.2 ПДД РФ, статьей 2 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Федеральный закон N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.) водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
В соответствии с примечания к статье 12.1 КоАП РФ под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 19 минут по адресу: перекресток <адрес> Ванюков В.В. управлял самоходным механическим транспортным средством «BRAIT МБ-2», приводимым в движение двигателем внутреннего сгорания объемом 210 куб.см, с прицепным устройством имеющее место оператора, находясь на котором воздействовал на органы управления самоходного транспортного средства, не имея управления указанным транспортным средством, в нарушение требований пункта 2.1.1 ПДД РФ.
В Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии N 25 от 12 февраля 2019 г. "О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" содержится понятие мотоблока (мотокультиватора), который представляет собой устройство с возможностью крепления навесного и (или) прицепного оборудования, управляемое рядом идущим водителем при помощи рулевого устройства в виде двух рукояток, с одной ведущей осью, двигателем внутреннего сгорания, конструктивные особенности которого предусматривают возможность установки на ведущую ось рабочих органов (фрез) для обработки почвы или колес, имеющее тягово-сцепное устройство, и (или) приспособления для крепления навесного оборудования, и шкив или вал отбора мощности, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 и 6 классифицируется в субпозиции 8701 10 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии N 54 от 16 июля 2012 г. "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" к субпозиции 8701 10 000 0 (Код ТН ВЭД) относятся тракторы одноосные.
Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 1090 от 23 октября 1993 г. "О Правилах дорожного движения", механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1507 от 21 сентября 2020 г. утверждены Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (далее по тексту - Правила N 1507).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 1507 настоящие Правила определяют порядок государственной регистрации самоходных машин и других видов техники.
В настоящих Правилах понятие "техника" означает самоходные машины и прицепы к ним.
Иные используемые в настоящих Правилах понятия применяются в значениях, определенных Федеральным законом "О самоходных машинах и других видах техники".
На основании пункта 2 Правил N 1507 государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1507 государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (далее - органы гостехнадзора), за собственником техники (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим техникой на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителем либо опекуном (попечителем) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником техники, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником техники (далее - владелец техники).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 796 от 12 июля 1999 г. утверждены Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) (далее по тексту - Правила N 796).
Пунктом 1 Правил N 796 предусмотрено, что Настоящие Правила устанавливают порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники (далее именуются - органы гостехнадзора).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" (далее - Федеральный закон N 297-ФЗ) к самоходным машинам относятся тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, на которые оформляются паспорта самоходных машин и других видов техники (электронные паспорта самоходных машин и других видов техники).
Самодельное самоходное средство, которым управлял Ванюков В.В., сконструированное из мотоблока, оснащенного бензиновым двигателем с рабочим объемом более 50 куб. см (210 куб. см), мощностью 7 л.с., с прикрепленным к нему прицепом с оборудованным местом водителя, приспособлено для перевозки груза и приводится в движение водителем, находящимся на самодельном оборудованном посадочном месте, с помощью установленного на мотоблоке двигателя внутреннего сгорания, с указанными выше техническим характеристикам.
При наличии таких технических характеристик, а также конструктивных особенностей технического устройства, само по себе, то обстоятельство, что в соответствии с действующими Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 года N 796, и Инструкцией о порядке их применения, утвержденной приказом Минсельхоза России от 10 октября 2022 года N 679, получение специального права на управление мотоблоком не предусмотрено, не является достаточным для вывода о том, что вышеуказанное самодельное устройство не является самоходным транспортным средством, то есть транспортным средством в значении, применяемом и для целей квалификации действий лица по статье 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предоставление специального права управления транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения является отдельным основанием для установления события правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (например, для мопедов), наряду с иными транспортными средствами: тракторами, самоходными дорожно-строительными и иными самоходными машинами, для правонарушений с участием которых предоставление специального права управления транспортными средствами не является характеризующим признаком.
Приведенные в жалобе доводы не являются достаточными, позволяющими признать, что мотоблок с прицепом, управляемый Ванюковым В.В. на дороге общего пользования, самоходной машиной не является.
Исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, применительно к другим статьям главы 12 КоАП РФ, Ванюков В.В. управлял самодельным самоходным транспортным средством, подлежащим регистрации в органах Гостехнадзора Российской Федерации, право управления которым подтверждает удостоверение тракториста-машиниста.
Таким образом, доводы жалобы о том, что Ванюков В.В. не является субъектом, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ являются несостоятельными.
На основании изложенного прихожу к выводу о виновности Ванюкова В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ, его действия должностным лицом квалифицированы верно.
Вопреки доводам жалобы, требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьи 26.1 КоАП РФ.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
Доводов, влекущих отмену обжалуемых актов жалоба привлекаемого лица не содержит и данных оснований не установлено судьей краевого суда.
Административное наказание назначено Ванюкову В.В. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.7 КоАП РФ, то обстоятельство, что он является студентом правового значения не имеет.
Постановление о привлечении Ванюкова В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Ванюкова В.В. допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления должностного лица и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по Оханскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ в отношении Ванюкова В. В. оставить без изменения, жалобу Ванюковой Е. В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Норина Л.В.
Копия верна. судья Норина Л.В.