Решение по делу № 5-4/2023 (5-2905/2022;) от 26.10.2022

Резолютивная часть оглашена 24.01.2023 года

Дело № 5-4/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

26 января 2023 года                                                               г. Псков, ул. Петровская, д. 24

Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В.. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Краминой Ю.И., с участием представителя перевозчика - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») - Срогиниса Р.П., выступающего по доверенностям от 07.12.2020 года и от 22.12.2022 года, представителей Псковской таможни Солятэ Э.В., выступающей по доверенности 29.11.2021 года, и Петровой И.А., выступающей по доверенности от 30.12.2022 года, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, КПП 770801001, дата регистрации юридического лица – 23.09.2003 года, зарегистрированного по адресу: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ранее неоднократно подвергавшегося административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

15.07.2022 года должностным лицом Псковской таможни в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД») составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в сокрытии товаров от таможенного контроля, способом, затрудняющим обнаружение товаров при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ.

    Как следует из материалов дела, 14.04.2022 года в 12 часов 20 минут на таможенный пост ЖДПП Скангали Псковской таможни, расположенный по адресу: Псковская область, г. Пыталово, ул. Каупужа, д. 2а, прибыл груженый поезд №17218622/560/1025 для убытия за границу Евразийского экономического союза.

    Международная перевозка осуществлялась перевозчиком ОАО «РЖД», зарегистрированным по адресу: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, 107174.

    09.03.2022 года в 16 часов 20 минут работниками ж/д станции «Пыталово» в ОТО и ТК №1 были предоставлены для таможенного оформления поездная передаточная ведомость и товаросопроводительные документы на товары и транспортные средства, следующие в составе поезда в количестве 83 ТСМП.

    В ходе документальной проверки, а также в результате анализа информации, представленной ОАО «РЖД», было выявлено, что поезд сформирован на станции Череповец-1.

    В соответствии со статьей 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза были представлены следующие товаросопроводительные документы: товаротранспортная накладная с ведомостью вагонов от 07.04.2022 года, ТД от 07.04.2022 года, передаточная ведомость от 14.04.2022 года, согласно которых перемещался товар: «уголь каменный битуминозный прочий марки «ДОМСШ», насыпью весом 3277700 кг.

Согласно представленным товаросопроводительным документам отправитель товара – АО «КТК» (далее АО «КТК») (<данные изъяты>) 650000<адрес>.

В рамках системы управления рисками, 15.04.2022 года было выдано поручение на таможенный досмотр .

В результате проведенного 15.04.2022 года таможенного досмотра было установлено, что в железнодорожных вагонах в горизонтальных балках жесткости, которые расположены в торцевых частях вагонов (с внешней стороны), устроены тайники с посторонними вложениями. В горизонтальных балках сделаны пропилы для доступа внутрь полости балки. Люки на пропилах зафиксированы магнитами.

В железнодорожном полувагоне обнаружено 6 тайников (в шести горизонтальных балках). При вскрытии люков тайников были обнаружены сигареты марки «Корона SUPERSLIMS». Пачки сигарет сформированы в брикеты, которые перетянуты полимерной пленкой черного цвета и связаны между собой шпагатом белого цвета. На пачках сигарет типографическим способом нанесены маркировки «Корона. SUPERSLIMS». На пачках отсутствуют акцизные марки. Общее количество пачек сигарет марки «Корона. SUPERSLIMS», обнаруженных в 6-ти балках - 4 272 пачки по 20 сигарет в пачке.

В железнодорожном полувагоне обнаружено 2 тайника (в двух горизонтальных балках). При вскрытии люков тайников были обнаружены сигареты марки «NZGOLD». Сигареты сформированы в брикеты, которые перетянуты прозрачной полимерной пленкой и связаны между собой шпагатом белого цвета. На пачках типографическим способом нанесены маркировки: «NZGOLD». Также на пачках закреплены акцизные марки Республики Беларусь. В 2-х балках было обнаружено - 1 368 пачек сигарет по 20 сигарет в пачке.

Общее количество пачек сигарет выявленных в железнодорожных полувагонах составило – 5640 пачек по 20 сигарет в каждой.

Таким образом, в ходе таможенного досмотра было установлено, что в поезде , перемещался сокрытый от таможенного контроля товар - 4 272 пачки сигарет марки «Корона. SUPERSLIMS» по 20 сигарет в пачке и 1 368 пачек сигарет марки «NZGOLD» по 20 сигарет в пачке.

Должностными лицами, проводившими досмотр грузового поезда, владелец товара не установлен.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ОАО «РЖД» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, по факту сокрытия товаров от таможенного контроля путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров.

В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ, предмет административного правонарушения, а именно: 4 272 пачки сигарет марки «Корона. SUPERSLIMS» и 1 368 пачек сигарет марки «NZGOLD», были изъяты и помещены на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста ЖДПП Скангали Псковской таможни по адресу: Псковская область, г. Пыталово, ул. Каупужа, д. 2А «домик лесника», согласно акту приема-передачи вещественных доказательств от 15.04.2022 года.

Согласно заключению эксперта от 08.06.2022 года рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения по делу об АП , на территории Российской Федерации по состоянию на 14.04.2022 года составила 631 680,00 рублей (шестьсот тридцать одну тысячу шестьсот восемьдесят рублей 00 копеек).

По результатам административного расследования таможенным органом 15.07.2022 года в отношении перевозчика ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, который передан для рассмотрения по существу в Псковский городской суд Псковской области.

В ходе рассмотрения дела по существу представитель перевозчика ОАО «РЖД» - Срогинис Р.П., представил в суд письменную позицию по делу, в которой указал, что ОАО «РЖД» не совершало правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ. Так, по мнению представителя перевозчика, выявленное на станции Пыталово в ходе таможенного досмотра перемещение в железнодорожных вагонах сигарет в количестве 5640 пачек в специально оборудованном тайнике в конструкции вагона, к действиям (бездействиям) перевозчика отношение не имеет. С учетом того, что в ходе административного расследования должностное лицо таможенного органа пришло к выводу, что ОАО «РЖД» в лице своих работников халатно осуществляло коммерческий и технических осмотр вагона и перевозимого в нем груза не подтверждено материалами дела и нормами права, регулирующими перемещение грузов железнодорожным транспортом. В связи, с чем представитель полагает, что составленный 15.07.2022 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД» не является законным и обоснованным. В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как указано в п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений в отношении товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующихмеждународных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, а также, какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения. В соответствии с п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно п. 2 ст. 95 ТК ЕАЭС от имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями, в отношении товаров, в том числе, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ЕАЭС. На основании подп. 25 п. 1 ст. 2 указанного Кодекса незаконным перемещением товаров через таможенную границу признается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со ст. 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации. С учетом сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, размещение товара - сигарет, осуществлялось в местах, не предназначенных для перевозки груза, то есть в конструктивных элементах кузова грузового вагона. В товаросопроводительных документах был указан товар - «уголь». Товар перевозился в железнодорожном вагоне типа «полувагон», выявленный незаконно перемещаемый товар находился в оборудованных тайниках, то есть, незадекларированные сигареты находились в недоступном для осуществления визуального контроля со стороны перевозчика месте, так тайники были соответствующе оборудованы с целью скрытной перевозки вещей через таможенную границу. Сведений о том, что лица, причастные к перевозке сигарет установлены правоохранительными органами, нет, как не имеется и сведений о том, что ОАО «РЖД» обладало информацией о наличии тайников с нелегальным товаром в вагонах. В пути следования и на станции Пыталово в ходе осуществления визуального контроля за техническим и коммерческим состоянием вагонов оснований для действий перевозчика, связанных с устранением нарушений элементов кузова вагонов, не было, так как эти нарушения работниками ОАО «РЖД» не были выявлены. Вышеуказанные обстоятельства и послужили причиной того, что вагон в технически и коммерчески исправном состоянии прибыл в установленные договором перевозки сроки на станцию Пыталово, и был заявлен работниками ОАО «РЖД» в таможенный орган к убытию с территории ЕАЭС. То есть таможенному органу были представлены товаросопроводительные документы для получения разрешения пересечения таможенной границы. В ходе таможенного досмотра, работниками Псковской таможни при выполнении своих должностных обязанностей по обнаружению оборудованных тайников и незаконно перемещаемых в них товаров, был выявлен не заявленный к перевозке товар - сигареты, тем самым предотвращено нарушение норм ТК ЕАЭС. Представить ОАО «РЖД» полагает, что в данном случае у ОАО «РЖД» объективно отсутствовала возможность самостоятельно выявить нарушение порядка перемещения товара через таможенную границу ЕАЭС в оборудованных тайниках в кузове грузовых вагонах. Причиной тому послужило отсутствие специалистов, прошедших соответствующую подготовку, в связи с чем, представитель таможни полагает, что отсутствует состав административного правонарушения, и дело подлежит прекращению. В качестве безосновательности претензий таможенного органа к перевозчику, обращает внимание на то, что, с учетом положений параграфа II Устава ОАО «РЖД», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1838 27.10.2021 года, не установлена обязанность ОАО «РЖД» по обеспечению выявления и пресечения незаконно перемещаемого товара в оборудованных тайниках в грузовых вагонах, следующих в международном сообщении при перемещении груза через таможенную границу ЕАЭС, тем самым выводы должностного лица таможни о том, что ОАО «РЖД» в лице своих работников бездействовало, что послужило причиной правонарушения, связанного с сокрытием товара от таможенного контроля, не законны и подлежат отклонению судом. Лица, причастные к совершению правонарушения по оборудованию тайников и перевозке сигарет, не установлены, сведения о том, что злоумышленники имеют отношение к деятельности ОАО «РЖД», в деле отсутствуют. Необоснованный вывод о составе административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, сделан таможенным органом исходя из требований, изложенных в п. 1.4 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества (протокол от 21-22.05.2009 № 50), п 2.1.1 распоряжения ОАО «РЖД» от 31.12.2019 № 3116/р, п. 1.7 Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов (утв. МПС России 29.12.1995 года № ЦМ-360), в которых отсутствуют нормы, в соответствии с которыми можно сделать вывод, что действия (бездействия) работников перевозчика повлекли совершение административного правонарушения, направленного на сокрытие товара от таможенного контроля.

Представитель перевозчика ОАО «РЖД» Срогинис Р.П., в судебном заседании 19.01.2023 года поддержав доводы, изложенные в ранее представленной письменной позиции, дополнительно указал, что 14.04.2022 года на станции Пыталово в ходе таможенного осмотра в железнодорожных вагонах было выявлено, что в горизонтальных балках жесткости, расположенных в торцевых частях вагонов, присутствуют ниши, в которых перемещаются сигареты в количестве 5640 пачек. В ходе административного расследования должностное лицо таможенного органа пришло к выводу, что ОАО «РЖД», в лице своих работников халатно осуществляло коммерческий и технических осмотр вагона и перевозимого в нем груза, в связи с чем, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ. С учетом сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, размещение товара - сигарет, осуществлялось в местах, не предназначенных для перевозки груза, то есть в элементах деталей кузова грузового вагона. В товаросопроводительных документах был указан товар – «уголь». Железнодорожные вагоны являются транспортными средствами для перевозки угля открытого типа «полувагон», то есть груз находился в доступном для осуществления визуального контроля со стороны перевозчика месте. Сведений о том, что ОАО «РЖД» участвовало при погрузке груза в вагон, и тем самым обладало сведениями о фактически перевозимом в вагоне грузе, нет. В пути следования и на станции Пыталово оснований предполагать наличие брака в корпусе вагонов у работников ОАО «РЖД» не было, так как сигареты были сокрыты от визуального контроля перевозчика. Вышеуказанные обстоятельства, по мнению представителя, послужили причиной того, что вагон в технически и коммерчески исправном состоянии прибыл в установленные договором перевозки сроки на станцию Пыталово и был заявлен работниками ОАО «РЖД» в таможенный орган к убытию с территории ЕАЭС, то есть в таможню были представлены товаросопроводительные документы для получения разрешения пересечения таможенной границы. Тем самым, должностными лицами таможенных органов, с учетом собранных в деле материалов, были сделаны необоснованные выводы, что несообщение в предусмотренной законом форме таможенным органам о перевозимом товаре, следует расценивать как сокрытие товаров от таможенного контроля с использованием способов, затрудняющих обнаружение товаров. Необоснованный вывод о составе административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ таможней был сделан, исходя из требований изложенных в п. 1.4 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества (Протокол от 21-22 мая 2009 года № 50), п 2.1.1. РаспоряжениемОАО «РЖД» от 31.12.2019 года № 3116/р, п. 1.7 Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов (утв. МПС РФ 29.12.1995 года № ЦМ-360), в которых отсутствует требование участия работников железной дороги при погрузке груза в вагон, приема груза при приемке его к перевозке, в том числе, сверка сведений, указанных в товаросопроводительных документах с фактически находящимся в вагоне грузом. Тем самым, по мнению таможни, работники ОАО «РЖД» при принятии груза к перевозке, на промежуточных станциях в пути следования, и на станции Пыталово, нарушили вышеуказанные Инструкции и Правила, что послужило причиной совершения административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ. При этом, в вышеперечисленных Инструкции и Правилах не предусмотрена обязанность железной дороги проверять вагоны на предмет обнаружения оборудованных в них тайников, а ст. 41 Федерального закона 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень причин, когда железнодорожный перевозчик обязан произвести проверку массы, количества мест и состояние груза. В рассматриваемом случае сведений о том, что работники перевозчика не исполнили свои обязанности по проверке корпуса грузовых вагонов с учетом установленных требований Федерального закона РФ, таможенным органом в материалах дела не представлено. Должностным лицом таможенного органа при принятии решения о допущенном правонарушении со стороны ОАО «РЖД», не указано, какие требования Инструкции, Правил, Закона были не исполнены работниками перевозчика в пути следования вагона, и при прибытии на станцию Пыталово, которые давали бы основания сделать вывод о допущенном правонарушении в виде бездействия, приведшего к сокрытию товара от таможенной проверки. С учетом изложенного, представитель ОАО «РЖД» полагает, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, в связи с чем, рассматривать действия лица, привлекаемого к административной ответственности, как сокрытие товаров от таможенного контроля, не может носить законный и обоснованный характер. С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5, если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неверную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, если назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. На основании изложенного, представитель ОАО «РЖД», в случае, если суд не согласиться с позицией перевозчика об отсутствии состава административного правонарушения, просил квалифицировать действия юридического лица по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.

В ходе судебного разбирательства, представителем ОАО «РЖД» также было указано о несогласии с заключение эксперта от 08.06.2022 года, в части стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения - 5 640 пачек сигарет, которая, по состоянию на 14.04.2022 года, согласно указанного экспертного заключения, составила 631 680 рублей.

В обоснование данной позиции представителем ОАО «РЖД» указано, что согласно заключению эксперта, образцы исследуемого товара не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку на них отсутствуют специальные (акцизные) марки Российской Федерации и информация об МРЦ. По этим причинам они не могут быть реализованы на территории РФ, в связи с чем, рыночной стоимости на территории РФ не имеют. В свою очередь рыночная стоимость товара, аналогичного представленному для экспертизы и отвечающего требованиям законодательства Российской Федерации, на территории Российской Федерации по состоянию на 14.04.2022 года, с учетом количества – 5640 пачек, составляет 631 680 рублей, тем самым, одна пачка сигарет стоит 112 рублей. Вместе с тем, с учетом имеющейся в открытом доступе информации в сети интернет, стоимость пачки изъятых сигарет в Российской Федерации составляет около 60 рублей за одну пачку. По сведениям сайта производителя сигарет - ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман», стоимость изъятых сигарет составляет от 1,5 до 1,7 белорусских рубля. Учитывая приведенное, по мнению представителя ОАО «РЖД», произведенная экспертная оценка на изъятые по настоящему делу табачные изделия, исключенные из оборота, не верна. За совершение вмененного административного правонарушения суд в соответствии с ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ может назначить ОАО «РЖД» административное наказание в виде штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения. Однако, оборот табачной продукции без маркировки запрещен. В частности, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 22.12.2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» установлен запрет на реализацию на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками, пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 года № 76 - на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции без маркировки акцизными марками, ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот табачных изделий без маркировки в случае, если такая маркировка обязательна. Представителем ОАО «РЖД» суду представлена распечатка переписки с ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» с приложением заявленных плательщиками максимальных розничных ценах за одну пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром и соответствии этих цен одной из двух ценовых групп, а также о дате начала их применения, согласно которой, по состоянию на 14.04.2022 года стоимость сигарет марки «Корона SUPERSLIMS» составляла 1,50 белорусских рубля, стоимость сигарет марки «NZGOLD» составляла 1,75 белорусских рубля.

Представитель Псковской таможни Петрова И.А. в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала в полном объеме. Полагала, что вина перевозчика ОАО «РЖД» именно в сокрытии товаров от таможенного контроля, путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров, является доказанной, и переквалификации на ч.3 ст.16.1 КоАП РФ не подлежит. По мнению таможенного органа, ОАО «РЖД» не приняло всех необходимых мер, направленных на воспрепятствование доступа к вагону посторонних лиц, разместивших в нем табачную продукцию, к проверке вагонов на предмет посторонних вложений, оборудованных тайников до представления таможенному органу товаросопроводительных документов. С учетом фактических обстоятельств дела полагала необходимым назначить ОАО «РЖД» административное наказание в виде штрафа.

Выслушав мнениеучастников процесса, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Часть 2 статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза, которая влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно письма ФТС России от 28.06.2013 года № 18-12/27777 «О методических рекомендациях», тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды).

К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные изощренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах, топливных и иных емкостях транспортного средства).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, заключается в сокрытии товаров от таможенного контроля способами, затрудняющими обнаружение данных товаров.

Субъектом указанного правонарушения выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу Таможенного союза и скрывающее их от таможенного контроля.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно п. 25 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается перемещение товаров вне мест, через которые в соответствии со ст. 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

В соответствии с п.п. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч.3 ст.13 Федерального закона от 23.02.2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», единая минимальная цена табачной продукции рассчитывается на основе минимального значения ставки акциза на единицу потребительской упаковки (пачку) табачной продукции, ставки налога на добавленную стоимость и повышающего коэффициента.

Единая минимальная цена табачной продукции применяется с даты применения ставки акциза на табачную продукцию, которая установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и на основании минимального значения которой единая минимальная цена табачной продукции рассчитывается и подлежит опубликованию не позднее тридцати дней до даты применения новых ставок акциза на табачную продукцию. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая производство и оборот табачной продукции, рассчитывает значение единой минимальной цены (в целых рублях с округлением в большую сторону) по формуле, установленной частью 3 настоящей статьи, и осуществляет официальную публикацию значения единой минимальной цены табачной продукции в соответствии с требованиями, установленными настоящей частью (часть 4).

Согласно Информационного сообщения Минсельхоза России от 28.10.2021 года №ОЛ-21-27/19857 «О единой минимальной цене табачной продукции на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года» единая минимальная цена табачной продукции в Российской Федерации в соответствии с формулой, установленной частью 3 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2020 года №504-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», на период с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года составляет 112 рублей. Расчет произведен на основе минимального значения ставки акциза на единицу потребительской упаковки (пачку) табачной продукции, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации с 01.01.2022 года, ставки налога на добавленную стоимость и повышающего коэффициента.

Принимая во внимание изложенное, суд соглашается с заключением эксперта от 08.06.2022 года, так как исследование произведено надлежащим лицом, мотивированно, выводы сделанные экспертом, согласуются с описательно-мотивировочной частью экспертного заключения. Исследовательская часть экспертного заключения содержит ссылку на Информационное сообщение Минсельхоза России от 28.10.2021 года №ОЛ-21-27/19857 «О единой минимальной цене табачной продукции на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года», в соответствии с которым экспертом и сделан вывод о рыночной стоимости товара на рынке Российской Федерации по состоянию на 14.04.2022 года, которая составляет 631 680 рублей.

Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам - влечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, сокрытый от таможенного контроля товар - 4 272 пачки сигарет марки «Корона. SUPERSLIMS» и 1 368 пачек сигарет марки «NZGOLD», выявлен в результате проведенного таможенного досмотра железнодорожных вагонов , следовавших в составе поезда , а именно в горизонтальных балках жесткости, которые расположены в торцевых частях вагонов (с внешней стороны) указанных вагонов, принятых перевозчиком ОАО «РЖД» к перевозке. Выявленный товар к таможенному контролю перевозчиком - ОАО «РЖД», заявлен не был.

Товар, явившийся предметом административного правонарушения, перемещался в тайниках – специально изготовленных и функционально предназначенных для незаконного перемещения товаров через таможенную границу, в специально оборудованных или приспособленных, то есть подвергшихся конструктивным изменениям, для сокрытия товаров, местах. Товар, явившийся предметом административного правонарушения, находился в пропилах горизонтальных балок, люки на которых были зафиксированы магнитами, то есть был сокрыт таким способом, который не позволял должностному лицу таможенного органа обнаружить его путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля. Доступ к товару, являющемуся предметом административного правонарушения, был затруднен.

Изучив и проанализировав все обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что данное перемещение стало возможным в результате непринятия ОАО «РЖД» всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в частности, ОАО «РЖД», осуществляя железнодорожную перевозку, не приняло необходимых мер безопасности железнодорожной перевозки, не воспрепятствовало свободному доступу к вагонам состава посторонних лиц, не предприняло меры к обнаружению оборудованных в полостях вагонов тайников, что создало возможность неустановленным лицам осуществить незаконное вложение табачных изделий, а также не предприняло достаточных мер для осмотра перемещаемого через таможенную границу товара, в целях исключения несанкционированных вложений, ответственность за что, предусмотрена ч.2 ст.16.1 КоАП РФ, и действия ОАО «РЖД» не подлежат переквалификации на ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.

Вина перевозчика ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении от 15.07.2022 года (л.д.152-160), также полностью подтверждается следующими доказательствами в их совокупности: копией транзитной декларации (л.д.8-9); копией дорожной ведомости (л.д.10); копией ведомости вагонов (л.д.11-12); копией передаточной ведомости (л.д.13); поручением на таможенный досмотр от 15.04.2022 года (л.д.14-15); актом таможенного досмотра от 15.04.2022 года (л.д.16-23); протоколом изъятия вещей и документов от 15.04.2022 года (л.д.24-27); актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств на т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни от 15.04.2022 года (л.д.28-30); справкой о таможенной стоимости товара (л.д.31-33); письмом ОАО «РЖД» от 06.07.2022 года (л.д.41-43); письмом ПАО «КТК» от 14.07.2022 года с приложением (л.д.54-61); письмом ООО «А» от 19.07.2022 года с приложением (л.д.66-72); протоколом опроса от 02.06.2022 года с приложением свидетеля П.Д.К. являющегося старшим инспектором ОТО и ТК №1 т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни, который указал об обстоятельствах обнаружения в составе поезда в вагонах сокрытого от таможенного контроля товара (л.д.73-84); копией книги регистрации коммерческих неисправностей вагонов в поездах в пунктах коммерческого осмотра (л.д.92-93); копией должностной инструкции приемщика поездов железнодорожной станции Пыталово (1 класса) (л.д.94-100); копией должностной инструкционной карты осмотрщика-ремонтника вагонов Б.Д.Н.. (л.д.101-105); копий должностной инструкции начальника железнодорожной станции Пыталово (л.д.106-113); протоколом опроса от 31.05.2022 года свидетеля Б.В.П.., являющегося приемщиком поездов железнодорожной станции Пыталово, который указал, что 14.04.2022 года им осматривались вагоны в составе поезда на предмет ограждения и закрепления состава, доступа и сохранности груза, сверки ЗПУ и их исправности, а также доступа к грузу; по результату осмотра нарушений, тайников и сокрытых сигарет обнаружено не было (л.д.115-118); протоколом опроса свидетеля Б.Д.Н.., являющегося осмотрщиком-ремонтником вагонов железнодорожной станции Пыталово, который указал, что им в соответствии с инструкцией осмотрщика-ремонтника вагонов 808-2017 ПКБ ЦВ и технического процесса ПТО м.-Пыталово 14.04.2022 года осматривались вагоны в составе поезда до подачи сообщения об убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС; вагоны никаких видимых нарушений целостности не имели, осмотр балок производится с наружной стороны в видимых зонах вагона, не подымаясь на вагон, снизу (л.д.119-122); протоколом опроса от 25.05.2022 года свидетеля Ч.М.В.., являющегося начальником железнодорожной станции Пыталово, который указал, что на железнодорожной станции Пыталово мероприятиями, проводимыми по исключению доступа посторонних лиц, занимается пограничная служба; станция является пунктом пропуска; на территорию станции исключен доступ посторонних лиц; станция огорожена и находится под охранной, свободного прохода посторонних лиц не имеет (л.д.124-127); протоколом о взятии проб и образцов и актом осуществления действий с товарами от 29.04.2022 года (л.д.129-132, 133-134); заключением эксперта от 08.06.2022 года (л.д.138-143); актом приема-передачи товара на ответственное хранение от 14.07.2022 года (л.д.144).

Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают.

Протокол об административном правонарушении в отношении перевозчика ОАО «РЖД» составлен правильно и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Событие правонарушения и сведения о перевозчике ОАО «РЖД», как о лице его совершившем, исследованы полно, процедура оформления протокола соблюдена.

Таким образом, судом установлено, что перевозчик ОАО «РЖД», зная о правилах и порядке осуществления таможенного контроля и требований Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, имело как правовые основания, так и возможность для проверки используемых в международной перевозке железнодорожных вагонов. Однако перевозчик не использовал в полной мере предоставленные ему права и не предпринял достаточных мер для проверки вагонов с целью соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность.

На основании совокупности исследованных доказательств суд приходит к выводу о наличии в действиях перевозчика ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, выразившемся в сокрытии товаров от таможенного контроля, способом, затрудняющим обнаружение товаров при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза, в связи с чем, перевозчик ОАО «РЖД» должен быть подвергнут административному наказанию в соответствии ссанкцией предусмотренной статьи.

При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности правонарушения, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность перевозчика ОАО «РЖД», судом не установлено. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, судом признается повторное совершение перевозчиком ОАО «РЖД» в течение года с момента последнего привлечения к административной ответственности однородного административного правонарушения.

При определении вида наказания, суд, учитывает вышеизложенные обстоятельства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, и полагает возможным назначить перевозчику ОАО «РЖД» наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 2 ст. 16.1КоАП РФ.

Суд полагает, что указанный вид наказания будет отвечать принципам разумности и справедливости, соответствовать тяжести совершенного правонарушения и обеспечивать достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.

В силу положений ч. 3 ст.3.7 КоАП РФ, не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

При указанных обстоятельствах конфискация, как административное наказание не может быть применена в отношении предмета данного административного правонарушения, находящегося в незаконном обороте, в связи с чем, изъятая табачная продукция, не подлежащая обороту в Российской Федерации, подлежит уничтожению.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 16.1 ч. 2, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Перевозчика - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, КПП 770801001, дата регистрации юридического лица – 23.09.2003 года, зарегистрированного по адресу: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 315 840 (триста пятнадцать тысяч восемьсот сорок) рублей.

Уведомить администрацию юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о реквизитах оплаты штрафа: <данные изъяты>.

Разъяснить администрации юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), что в соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Предложить администрации юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») предоставить квитанцию об уплате штрафа в Псковский городской суд Псковской области (каб).

Разъяснить администрации юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Разъяснить администрации юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), что в соответствии с ч.1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

По вступлении постановления в законную силу:

- товар, явившийся предметом административного правонарушения (согласно акта приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств на т/п ЖДПП СкангалиПсковской таможни от 15.04.2022 года и акта приема-передачи товара на ответственное хранение от 14.07.2022 года):

– сигареты марки «Корона SUPERSLIMS». Сформированные в блоки, по 24 пачки в каждом, бело-желтого цвета.На пачках типографическим способом нанесены маркировки «Корона. SUPERSLIMS. СИГАРЕТЫ С ФИЛЬТРОМ. СОДЕРЖИТ СИСТЕМНЫЕ ЯДЫ, КАНЦЕРОГЕННЫЕ И МУТАГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА. ИЗГОТОВИТЕЛЬ: ООО «ТАБАК-ИНВЕСТ», РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, 220073, Г. МИНСК, УЛ. ГУСОВСКОГО, 22. СДЕЛАНО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОДАЖА ЛИЦАМ, НЕ ДОСТИГШИМ 18 ЛЕТ, ЗАПРЕЩЕНА. КОРОНА СУПЕРТОНКИЕ. 20 СИГАРЕТ С ФИЛЬТРОМ. ПРЕТЕНЗИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИНИМАЮТСЯ ИЗГОТОВИТЕЛЕМ: ООО «ТАБАК-ИНВЕСТ», РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, 220073, Г. МИНСК, УЛ. ГУСОВСКОГО, 22». Вес товара 25,94 кг, 1 536 пачек, 64 блока, стоимость 104 448 рублей. Сигареты помещены в 3 (три) черных непрозрачных полиэтиленовых мешка, обмотанных липкой лентой типа «скотч». На мешках имеются ярлыки обеспечения сохранности с подписями и номерной печатью. Пластиковые пломбы: Псковская таможня ;

- сигареты марки «Корона SUPERSLIMS». Сформированные в блоки, по 18 пачек в каждом, бело-желтого цвета. На пачках типографическим способом нанесены маркировки «Корона. SUPERSLIMS. СИГАРЕТЫ С ФИЛЬТРОМ. СОДЕРЖИТ СИСТЕМНЫЕ ЯДЫ, КАНЦЕРОГЕННЫЕ И МУТАГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА. ИЗГОТОВИТЕЛЬ: ООО «ТАБАК-ИНВЕСТ», РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, 220073, Г. МИНСК, УЛ. ГУСОВСКОГО, 22. СДЕЛАНО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ПРОДАЖА ЛИЦАМ, НЕ ДОСТИГШИМ 18 ЛЕТ, ЗАПРЕЩЕНА. КОРОНА СУПЕРТОНКИЕ. 20 СИГАРЕТ С ФИЛЬТРОМ. ПРЕТЕНЗИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИНИМАЮТСЯ ИЗГОТОВИТЕЛЕМ: ООО «ТАБАК-ИНВЕСТ», РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, 220073, Г. МИНСК, УЛ. ГУСОВСКОГО, 22». Вес товара 46,26 кг, 2 736 пачек, 152 блока, стоимость 186 048 рублей. Сигареты помещены в 4 (четыре) черных непрозрачных полиэтиленовых мешка, обмотанных липкой лентой типа «скотч». На мешках имеются ярлыки обеспечения сохранности с подписями и номерной печатью. Пластиковые пломбы: Псковская таможня ;

- сигареты марки «NZ GOLD». Сформированные в блоки, по 18 пачек в каждом, бело-серого цвета. На пачках типографическим способом нанесены маркировки «NZ GOLD» СОДЕРЖИТ СИСТЕМНЫЕ ЯДЫ, КАНЦЕРОГЕННЫЕ И МУТАГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА. 20 СИГАРЕТ С ФИЛЬТРОМ«NZ GOLD» («ЭНЗЕД ГОЛД»). ПРОДАЖА ЛИЦАМ, НЕ ДОСТИГШИМ 18 ЛЕТ, ЗАПРЕЩЕНА. ОАО «ГРОДНЕНСКАЯ ТАБАЧНАЯ ФАБРИКА «НЕМАН» УЛ. ОРДЖОНИКИДЗЕ, 18, 230771, Г. ГРОДНО. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ. WWW.TABAK.BY».ПРЕТЕНЗИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НАПРАВЛЯТЬ: ОАО «ГРОДНЕНСКАЯ ТАБАЧНАЯ ФАБРИКА «НЕМАН» УЛЮ ОРДЖОНИКИДЗЕ, 18, 230771, Г. ГРОДНО РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ. ТЕЛ. 8 (0152)791-500. E-MAIL: INFO@TABAK.BY».Вес товара 25,34 кг, 1 368 пачек, 76 блоков, стоимость 95 760 рублей. Сигареты помещены в 2 (два) серых непрозрачных полиэтиленовых мешка, обмотанных липкой лентой типа «скотч». На мешках имеются ярлыки обеспечения сохранности с подписями и номерной печатью. Пластиковые пломбы: Псковская таможня , находящийся в камере хранения вещественных доказательств на т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни (Псковская область, г. Пыталово, ул. Каупужа, д.2-А «домик лесника») – уничтожить;

- копии ТТН и ведомости вагонов от 07.04.2022 года (л.д.10, 11-12); копию ТД (л.д.8-9); копию передаточной ведомости от 14.04.2022 года (л.д.13), изъятые 15.04.2022 года, находящиеся в материалах дела об административном правонарушении - хранить при материалах дела в течение всего срока хранения последнего, после чего уничтожить.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                                                                                   И.В. Бондаренко

5-4/2023 (5-2905/2022;)

Категория:
Административные
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД")
Другие
Срогинис Роман Пронасович
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Бондаренко Инна Викторовна
Статьи

16.1

Дело на странице суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
26.10.2022Передача дела судье
27.10.2022Подготовка дела к рассмотрению
29.11.2022Рассмотрение дела по существу
29.11.2022Продление срока рассмотрения
28.12.2022Рассмотрение дела по существу
19.01.2023Рассмотрение дела по существу
24.01.2023Рассмотрение дела по существу
26.01.2023Изготовлено постановление о назначении административного наказания в полном объеме
01.02.2023Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
13.02.2023Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
27.02.2023Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
27.02.2023Вступление постановления (определения) в законную силу
14.03.2023Сдача материалов дела в архив
26.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее