Республики Дагестан, судья АтаевЭ.М.
дело №
УИД 05RS0№-74
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу №
25 января 2023 г. г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
в составе:
председательствующего ФИО2,
судей ФИО6 и МагомедовойХ.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел
по Республике Дагестан об установлении очередности получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя ответчика – Министерства внутренних дел по Республике Дагестан по доверенности МагомедовойС.М. на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от <дата>
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ПономаренкоО.В., объяснения представителя ответчика – Министерства внутренних дел по Республике Дагестан по доверенности ХазамовойЗ.Ш., просившей удовлетворить апелляционную жалобу, и истца АгамирзоеваР.Ф., полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия
установила:
АгамирзоевР.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее – МВД по РД) и третьему лицу – Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан (далее – Управление Росгвардии по РД) об установлении очередности на право получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – ЕСВ), в обоснование исковых требований указав, что он является действующим сотрудником Управления Росгвардии по РД, стаж его службы в органах внутренних дел России и Росгвардии на <дата> составляет 27 лет 2 дня.
Имея необходимый стаж, <дата>г. истец обратился в Центральную жилищно-бытовую комиссию Министерства внутренних дел по Республике Дагестан (далее – ЦЖБК) с заявлением о постановке на учет для получения ЕСВ.
На момент подачи им заявления – <дата>г. стаж службы составлял 17 лет
9 месяцев 2 дня. Ранее ЕСВ или жилье ему и членам его семьи не предоставлялись. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, не имеет.
Решением ЦЖБК он был принят на учет на получение ЕСВ с составом семьи
из 4 человек с <дата>г.
Согласно выписке из протокола ЦЖБК от <дата>г. № он был принят на учет <дата>г. с присвоением номера №003140. В соответствии
с п.31 Правил ЕСВ предоставляется сотрудникам (пенсионерам) в порядке очередности принятия их на учет, в том числе и имеющим преимущественное право. В этой связи, при выделении МВД по РД бюджетных ассигнований, предоставление ЕСВ будет производиться сотрудникам (пенсионерам), принятым на учет в 2014 году.
АгамирзоевР.Ф. полагает, что решение ЦЖБК о постановке его на учет было принято с нарушением установленного законом срока, при рассмотрении вопроса
о предоставлении ЕСВ следовало учитывать дату подачи им заявления и документов
<дата>г.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата> постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан, третьему лицу – Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан
об установлении очередности на право получения единовременной социальной выплаты, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ответчика – МВД по Республике Дагестан
(ИНН 0541018037) в части принятия истца ФИО1 на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из даты вынесения решения (распоряжения) ЦЖБК МВД по Республике Дагестан от <дата> Протокол № о присвоении номера №003140.
Установить очередность истца ФИО1 с составом его семьи на получение единовременной социальной выплаты с даты регистрации заявления
и документов, с <дата>.
В удовлетворении исковых требований ФИО1
к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан, третьему лицу – Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан в части установления очередности и права истца ФИО1 с составом его семьи на получение ЕСВ с даты подачи заявлений
и документов с <дата>, отказать.».
На данное решение представителем ответчика – МВД по РД по доверенности МагомедовойС.М. подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Ссылаясь на положения чч. 1 и 2 ст.4 Федерального закона от <дата>г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.2 постановления Правительства Российской Федерации от <дата>г. № «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», приказа МВД России от <дата>г. №, указывает,
что истцом не представлено достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод
о том, что очередность его постановки на учет для предоставления ЕСВ ответчиком нарушена.
Отмечает, что согласно сведениям журнала учета заявлений и документов
о постановке на учет для получения ЕСВ, а также скриншоту страницы сайта МВД России очередность и порядок постановки на учет АгамирзоеваР.Ф. соблюдены, он принят
на учет с учетом стажа и даты подачи заявления.
На основании изложенного полагает, что датой постановки истца на учет является <дата>
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец АгамирзоевР.Ф. проходит службу в Управлении Росгвардии по РД, общий стаж его службы в органах внутренних дел и Управлении Росгвардии по РД составляет более 20 лет.
<дата>г. истец обратился в ЦЖБК с заявлением от <дата>г.
с приложением необходимых документов для постановки на учет для получения ЕСВ. Ранее ЕСВ или жилье ему и членам его семьи не предоставлялись. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, он и члены его семьи не имеют.
Решением ЦЖБК от <дата>г., утвержденным распоряжением Министра внутренних дел по Республике Дагестан от <дата>г. №, истец поставлен
в очередь на получение ЕСВ с присвоением номера №003140.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от <дата>г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>г. №,
и оценив по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд исходил из того, что в силу вышеперечисленных правовых норм
при определении порядка очередности юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий – стаж службы и дата подачи заявления.
Судом апелляционной инстанции были проверены выводы суда первой инстанции, для чего истребованы учетное дело истца и журнал № приема заявлений и документов для принятия на учет для получения ЕСВ.
Согласно п.15 постановления Правительства Российской Федерации от <дата>г. № (ред. от <дата>г.) «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты» решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения ЕСВ принимается комиссией
не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п.5 этих же Правил.
В силу указанной нормы решение ЦЖБК о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет принято, как установлено п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от <дата>г. №, не позднее чем через 2 месяца. (<дата>) после подачи истцом заявления (<дата>).
Из исследованных в суде апелляционной инстанции учетного дела и названного журнала следует, что заявление истца о постановке на учет для получения ЕСВ зарегистрировано в журнале № приема заявлений и документов для принятия на учет для получения ЕСВ <дата>г. и ему присвоен №, истец поставлен
на соответствующий учет согласно решению ЦЖБК от <дата>, утвержденному распоряжением Министра внутренних дел по Республике Дагестан от <дата>г. №, то есть АгамирзоевР.Ф. поставлен на учет с последней указанной даты.
Вследствие чего, в целях восстановления нарушенного права истца, суд признал незаконными действия ответчика в части постановки его на учет для получения ЕСВ
с <дата>г. и установил очередность истца на получение ЕСВ с даты регистрации заявления, а именно с <дата>г.
Также, суд первой инстанции верно не усмотрел оснований для признания права истца на получение ЕСВ с <дата>г., поскольку с соответствующим заявлением
от этой даты он фактически обратился в ЦЖБК лишь <дата>г.
Выводы суда первой инстанции основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 ГПКРФ,
и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие правоотношения. В связи
с чем суд апелляционной инстанции в соответствии со ст.328 ГПКРФ полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Доводы жалобы об ошибочности выводов суда о том, что очередность предоставления ЕСВ определяется датой принятия на учет, а не датой подачи заявления, основанием для отмены судебного акта не являются. Указанные доводы являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также
с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от <дата> № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.4 этого Закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право на ЕСВ сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными
со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч.6 ст.4 Закона).
Частью 10 ст.4 Закона предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел
и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел
с правом на пенсию, состоящий на учете в качестве имеющих право на получение ЕСВ
и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им ЕСВ перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>г.
№ утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Так, в силу п.2 Правил принятие на учет для получения ЕСВ осуществляется
в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.
Принятие сотрудника на учет для получения ЕСВ осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 указанных Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11).
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил
(пункт 15).
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения ЕСВ, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (пункт 20).
Пунктом 31 Правил установлено, что ЕСВ предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Проанализировав положения Правил предоставления единовременной социальной выплаты, судебная коллегия считает, что законодательно дата принятия на учет сотрудника не определена, сами сведения о сотруднике подлежат внесению с момента принятия решения. Между тем, при определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Согласно положениям абзаца 2 п.25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия
на учет, а также с учетом положений чч. 3, 8 и 10 ст.4 и ч.10 ст.20 Закона.
Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.
Указание заявителя на отсутствие доказательств нарушенного права истца ввиду того, что истцом не представлено доказательств, что имеются очередники, получившие выплату, но подавшие заявления позднее истца, подлежит отклонению, так как учет лиц для получения единовременной выплаты должен соответствовать требованиям вышеприведенных правовых норм.
Более того, возложение бремени доказывания данного обстоятельства на истца несостоятельно, поскольку в соответствии со ст. 56 ГПКРФ именно ответчик должен доказать законность своих действий при постановке истца на учет на получение ЕСВ.
Иные доводы сами по себе выводы судов объективно не опровергают, обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии
с нормами закона и представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены
и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому изложенные в ней доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №-КФ18-107, определении Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №-КФ20-39-К7, которым оставлено без изменения определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> по делу №.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан
от <дата>г. оставить без изменения, апелляционную жалобу –
без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия
и может быть обжаловано в кассационном порядке в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий ФИО2
ФИО4 ФИО6
ФИО5
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>