Судья Прыткова Е.В. УИД 16RS0050-01-2019-009519-65
Дело № 2-354/2020
Дело № 33-7292/2020
Учёт № 176г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2020 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В., Новосельцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гафуровой Ю.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Хидиятуллина Салима Калимулловича на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 4 февраля 2020 года, которым постановлено:
исковое заявление Хидиятуллина Ильдара Калимулловича к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Хидиятуллину Салиму Калимулловичу, Хидиятуллину Зуфару Калимулловичу, Хидиятуллину Искандеру Калимулловичу об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности в порядке наследования, удовлетворить частично.
Признать за Хидиятуллиным Ильдаром Калимулловичем право собственности в порядке наследования после смерти матери В.М.В., умершей <дата> года, на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Исковые требования к ответчикам МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов г.Казани», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права собственности в порядке наследования оставить без удовлетворения.
Исковые требования об установлении фактов принятия наследства оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения ответчика Хидиятуллина С.К. в поддержку доводов апелляционной жалобы, истца Хидиятуллина И.К., ответчиков Хидиятуллиных З.К., И.К., возражавших против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ХидиятуллинИ.К. обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Хидиятуллину Салиму Калимулловичу об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование иска указано, что истец является сыном Х.К.Х., умершего <дата> года. При жизни Х.К.Х.. принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Наследниками, принявшими наследство после смерти Х.К.Х.., умершего <дата> года, являются: супруга В.М.В., умершая <дата> года, сын наследодателя – Хидиятуллин Салим Калимуллович. Сыновья наследодателя: Хидиятуллин Искандер Калимуллович и Хадиятуллин Зуфар Калимуллович отказались от причитающейся им доли в наследстве в пользу брата - ХидиятуллинаС.К. Решением суда от 29 сентября 2015 года за ХидиятуллинымС.К. признано право собственности на 4/5 доли в праве общей долевой собственности на спорный жилой дом в порядке наследования после смерти отца. Истец ХидиятуллинИ.К., является наследником, фактически принявшим наследство, после смерти матери – В.М.В.., умершей <дата> года, которая все свое имущество завещала истцу. В состав наследственной массы В.М.В. входит, в том числе, 1/5 доли в праве общей долевой собственности на спорный жилой дом, перешедшие ей в порядке наследования после смерти супруга – Х.К.Х.
Ссылаясь на совершение истцом действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства после смерти матери – В.М.В.., умершей <дата> года, и праве истца на спорное недвижимое имущество в порядке наследования, истец просил суд:
установить факт принятия В.М.В., умершей <дата> года, наследства после смерти Х.К.Х., умершего <дата> года;
установить факт принятия Хидиятуллиным Ильдаром Калимулловичем наследства, открывшегося смерти матери – В.М.В., умершей <дата> года;
признать за Хидиятуллиным Ильдаром Калимулловичем право собственности в размере 1/5 доли в праве общей долевой собственности в порядке наследования после смерти матери – В.М.В., умершей <дата> года, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчиков были привлечены: Хидиятуллин Зуфар Калимуллович, Хидиятуллин Искандер Калимуллович, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен: нотариус Казанского нотариального округа Республики Татарстан ШагитоваЛ.А.
В судебном заседании истец ХидиятуллинИ.К. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов г. Казани», ИК МО г. Казани в судебное заседание не явились, извещены.
Ответчики Хидиятуллин З.К., ХидиятуллинИ.К. в судебном заседании против иска не возражали.
Представитель ответчика ХидиятуллинаС.К. – АлиулловИ.Р. в судебном заседании возражал против иска.
Третье лицо нотариус в судебное заседание не явился, извещен.
Судом постановлено решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик Хидиятуллин С.К. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и ненадлежащую оценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, указывая, что спорный жилой дом должен принадлежать на праве собственности ему полностью.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Хидиятуллин С.К. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Истец Хидиятуллин И.К., ответчики Хидиятуллины З.К., И.К. против удовлетворения жалобы возражали, поддержали принятое судом решение.
Представители ответчиков ИК МО города Казани и МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов г. Казани», третье лицо нотариус Шагитова Л.А. в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил указанного Кодекса не следует иное.
В соответствии со статьей 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
На основании пункта 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Из материалов дела следует, что Х.К.Х. умер <дата> года, после его смерти было заведено наследственное дело №....95 во второй Казанской государственной нотариальной конторе.
Наследниками, принявшими наследство после смерти Х.К.Х.., являются: сын ХидиятуллинС.К. и супруга В.М.В.., которые обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства. (л.д. 65, 66).
Дети наследодателя: ХидиятуллинИ.К., ХидиятуллинИ.К., ХидиятуллинЗ.К. отказались от причитающихся им долей в наследственном имуществе в пользу брата – ХидиятуллинаС.К. (л.д. 67-69).
Вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда г. Казани по гражданскому делу №2-6379/15 удовлетворены исковые требования Хидиятуллина Салима Калимулловича к Хидиятуллину Ильдару Калимулловичу, Хидиятуллину Искандеру Калимулловичу, Хидиятуллину Зуфару Калимулловичу, исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского района ИК МО г. Казани» о признании права собственности на долю в праве собственности на жилой дом в порядке наследования.
Названным решением за ХидиятуллинымС.К. признано право собственности в порядке наследования на 4/5 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, после смерти Х.К.Х.., умершего <дата> года.
Указанным решением суда также было установлено, что Х.К.Х.. при жизни в установленном законом порядке приобрел право собственности на спорный жилой дом.
В.М.В. умерла <дата> года, после её смерти заведено наследственное дело №.... нотариусом Казанского нотариального округа РТ ШагитовойЛ.А.
Завещанием от <дата> года В.М.В.. распорядилась на случай своей смерти всем своим имуществом в пользу сына – ХидиятуллинаИльдара Калимулловича (истца по настоящему делу).
Наследником, принявшим наследство по завещанию, после смерти В.М.В. является её сын – ХидиятуллинИльдар Калимуллович. (л.д. 41).
Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 11 декабря 2019 года, право собственности на жилой дом с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, в размере 4/5 доли зарегистрировано за ХидиятуллинымС.К.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования о признании за ХидиятуллинымИ.К. права собственности на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на спорный жилой дом подлежат удовлетворению, поскольку исходя из установленных по настоящему гражданскому делу обстоятельств, наследственное имущество в виде 1/5 доли в праве общей долевой собственности на спорный жилой дом принадлежали наследодателю В.М.В.., как наследнику Х.К.Х. умершего <дата> года, принявшей наследство после смерти супруга в установленном законом порядке. Указанные 1/5 доли в праве общей долевой собственности на спорный жилой дом также перешли к истцу ХидиятуллинуИ.К. в порядке наследования по завещанию после смерти В.М.В.., как к единственному наследнику по завещанию, принявшему наследство после её смерти в установленном законом порядке.
Требования истца об установлении факта принятия В.М.В. наследства после смерти супруга – Х.К.Х.., а также истцом ХидиятуллинымИ.К. после смерти В.М.В. оставлены судом без удовлетворения, поскольку установление названных фактов в судебном порядке не требуется, так как В.М.В. и истец в установленный срок обратились с заявлением к нотариусу о принятии наследства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что в тексте завещания В.М.В. нет упоминания о передаче по наследству истцу Хидиятуллину И.К. 1/5 доли в праве общей долевой собственности на спорный жилой дом по адресу: <адрес>, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании текста завещания..
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из текста завещания В.М.В.., умершей <дата> года, наследодатель завещает наследнику Хидиятуллину И.К. все свое имущество, где бы оно не находилось, в чем бы не заключалось, в том числе <адрес> (л.д.52). Таким образом, истцу завещалась не только квартира, но и 1/5 доли в праве общей долевой собственности на спорный жилой дом по адресу: <адрес>, поскольку завещалось все имущество, принадлежащее В.М.В..
Материалами дела подтверждается, что истец Хидиятуллин И.К в установленный законом шестимесячный срок обратился к нотариусу Шагитовой Л.А. по вопросу принятия наследства после смерти В.М.В. умершей <дата> года, с соответствующим заявлением (л.д. 41).
Нотариусом Шагитовой Л.А. истцу Хидиятуллину И.К. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию после смерти В.М.В.., умершей <дата> года, на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, от <дата> года (л.д. 57).
Таким образом, истцом Хидиятуллиным И.К. в установленный законом срок совершены все необходимые действия по принятию наследства, открывшегося после смерти В.М.В.., умершей <дата> года, в виде квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, а, следовательно, и всего принадлежащего на день смерти наследодателю имущества в силу положений пункта 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая установленные обстоятельства, решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании заявителем текста завещания Валиевой М.В., а также норм материального права о наследовании, в связи с чем не могут повлечь отмену решения в обжалуемой части.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловано, оснований для его проверки в полном объеме судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 4 февраля 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Хидиятуллина Салима Калимулловича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи