Решение по делу № 12-26/2021 от 10.06.2021

РЕ Ш Е Н И Е

по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Тара Омской области 06 июля 2021 года

Судья Тарского городского суда Омской области Казакова Н.Н., при секретаре Новичковой О.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Брюховым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 06 июля 2021 года дело по жалобе главы Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области Белых Н.А. на постановление № 111 от 01 июня 2021 года, вынесенное главным государственным инспектором Тарского района по пожарному надзору Плюсниным А.В. в отношении Администрации Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Глава администрации Черняевского сельского поселения обратился в Тарский городской суд с жалобой на постановление № 111 главного государственного инспектора Тарского района по пожарному надзору от 01.06.2021, указав, что администрация Черняевского сельского поселения привлечена к административной ответственности ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение, которое заключается в том, что в период действия особого противопожарного режима на территории Омской области нарушены требования пожарной безопасности, а именно: не приняты меры по регулярной уборке мусора, сухой растительности и покосу травы на землях общего пользования. Указал, что главным государственным инспектором при вынесении постановления не дан анализ тому факту, что ежегодно Администрация Черняевского сельского поселения выполняла все требования Правил противопожарного режима. Не установлено место совершения правонарушения и способ его совершения. Акт осмотра составлен в отсутствие представителя Администрации Черняевского сельского поселения. В фототаблице к акту осмотра территории в представленных фотографиях отсутствует информация о какой-либо территориальной привязке к местности, фотографии сделаны осенью 2020 года, а не весной 2021. Фотография № 2 не соответствует действительности, так как памятник солдату был убран в ходе субботника проведенного 28.04.2021. Период реализации действий по уборке распространяется на весь период противопожарного режима, а не ограничен конкретной датой начала противопожарного режима. Таким образом обстоятельства, подлежащие доказыванию, должностным лицом надзорного органа не установлены, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, отсутствуют. Просит суд постановление № 111 от 01.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Администрации Черняевского сельского поселения отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель администрации Черняевского сельского поселения Симаков В.В. пояснил, что поддерживает доводы жалобы, по изложенным в ней основаниям, просил суд постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Администрации Черняевского сельского поселения отменить, производство по делу прекратить. В случае, если судом не будет установлено оснований для прекращения производства по делу, просил действия администрации Соускановского сельского поселения переквалифицировать с ч.2 ст.20.4 КоАП РФ на часть 1 ст.20.4 КоАП и изменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.

В судебном заседании представитель администрации Черняевского сельского поселения Гвибиридзе Н.Н. пояснила, что нарушение полностью устранены, очистка на землях общего пользования произведена.

Главный государственный инспектор Тарского района Плюснин А.В. суду пояснил, что считает постановление законным, просит отказать в удовлетворении жалобы. Кроме того, указал, что на фотографиях имеется дата их создания, которая соответствует дате, указанной в акте осмотра. В случае принятия судом решения о переквалификации действия юридического лица с ч.2 на ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, не возражает против изменения наказания с административного штрафа на предупреждение, поскольку нарушение совершено впервые, было устранено, вред жизни, здоровью или имуществу людей не причинен.

Суд, изучив материалы дела, жалобу, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Соблюдение требований пожарной безопасности в равной мере относится к гражданам, индивидуальным предпринимателям, организациям и их руководителям.

В соответствии со ст. 16 Закона о пожарной безопасности к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.

В соответствии с п. 67 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 31.12.2020) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

18 мая 2021 г. государственным инспектором Тарского района по пожарному надзору Васлевским Т.Н. был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 02.05.2021 года в 10 часов 00 минут на территории населенного пункта с.Черняево администрацией Черняевского сельского поселения нарушены требования пожарной безопасности пункта 63 Правил противопожарного режима В РФ, утвержденные постановление Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года, а именно: в период действия особого противопожарного режима, введенного на территории Омской области постановлением правительства Омской области от 23.04.2021 № 162-п «Об установлении особого противопожарного режима на территории Омской области», не приняты меры по регулярной уборке мусора, сухой растительности и покосу травы на землях общего пользования.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.

В качестве доказательства виновности Черняевского сельского поселения в ненадлежащем исполнении обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, должностным лицом административного органа представлен протокол об административном правонарушении от 18 мая 2021 г. № 111, задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования территорий № 6 от 01.05.2021, акт осмотра, обследования территории от 02.05.2021, план-схема и фототаблица к акту осмотра.

Данные доказательства в совокупности содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, и, согласно ст.ст. 26.2, ч.2 ст.26.7 КоАП РФ, являются достоверными и достаточными.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Суд принимает имеющиеся в материалах дела план-схему и фототаблицу как относимые, допустимые доказательства, соответствующие требованиям ст. 26.7 КоАП РФ. Данные документы отражают характеристику, месторасположение земельных участков, иные необходимые для принятия решения сведения, соответствуют акту осмотра, вынесены компетентным должностным лицом.

В соответствии с пунктом 9 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Данные лица, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В силу статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления.

В силу ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к объектам защиты относится, в том числе муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений). Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (статья 3.3) правообладателем не разграниченных земельных участков является администрация сельского поселения. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Информации о принадлежности данных участков иным лицам главой сельской администрации должностному лицу при рассмотрении дела представлено не было.

В силу ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к объектам защиты относится, в том числе муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений). Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.

Таким образом, выявленные с нарушениями пожарной безопасности земельные участки, расположенные в границах Черняевского сельского поселения, являются объектами, на которые распространяются Правила противопожарного режима. В силу требований указанных выше Федеральных законов пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается органами местного самоуправления. Соответственно, привлечение администрации Ворошиловского сельского поселения к административной ответственности за не уборку мусора, сухой растительности и свалок горючих отходов на указанной территории является законным и обоснованным.

Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что администрацией сельского поселения не были приняты достаточные и все зависящие от неё меры для соблюдения требований пожарной безопасности. Доводы жалобы о том, что администрацией сельского поселения предприняты все меры по исполнению требований пожарной безопасности, опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств.

Приведенные доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих виновность Администрации Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется. Приведенные выше доказательства оценены в их совокупности с другими доказательствами в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие администрацией Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей в области пожарной безопасности, в материалы дела не представлено.

Вместе с тем относительно вопроса квалификации, суд считает, что действия юридического лица квалифицированы неверно, исходя из следующего.

Частью 1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Часть 2 этой же статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Следовательно, состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, образуют нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

При таких обстоятельствах, самого по себе факта выявления правонарушения в период действия особого противопожарного режима недостаточно для утверждения о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

В данном случае, доказыванию подлежит факт совершения в такой период действий, нарушающих требования пожарной безопасности, квалифицируемых по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Диспозиция части 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает повышенную ответственность за действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, а не за нарушение требований пожарной безопасности, выявленные в период действия особого противопожарного режима.

Согласно Приказа Министерства региональной безопасности Омской области от 26.03.2021 года № 13-П «О мерах по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов в пожароопасный период 2021 года», начало пожароопасного сезона на территории Тарского района омской области установлено с 23.04.2021 года. Особый противопожарный режим на территории Омской области установлен постановлением Правительства Омской области от 23.04.2021 года № 162-п «Об установлении особого противопожарного режима на территории Омской области» с 27.04.2021 года.

Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, что описанные в оспариваемом постановлении нарушения возникли именно в период действия особого противопожарного режима, а не ранее.

Кроме того, не может быть квалифицировано по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности при совершении длящегося правонарушения, выявленного в период действия особого противопожарного режима.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Следовательно, квалификации по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ подлежат именно правонарушения, начавшиеся совершаться лицом в период действия особого противопожарного режима.

Согласно позиции, закрепленной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым переквалифицировать действия Администрации Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Суд квалифицирует действия Администрации Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ как нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или штрафа. Согласно разъяснений данных в п.15 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года в части применения административного наказания в виде предупреждения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, поскольку штраф имеет материальное выражение, законодателем в зависимости от субъекта административной ответственности указаны суммы штрафа, которые могут быть наложены на граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц. Однако структура санкции не позволяет сделать вывод о том, что предупреждение может быть наложено только на граждан. Из буквального толкования указанной нормы следует, что такой вид административного наказания, как предупреждение, может быть назначен всем субъектам, указанным в санкции ч. 1 ст. 20.4 Кодекса.

В силу ст. 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения впервые, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствие имущественного ущерба от совершенного правонарушения, принимая во внимание, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, в то время как имеют место такие смягчающие обстоятельства как добровольное прекращение противоправного поведения, совершение правонарушения впервые, а также учитывая мнение должностного лица о том, что нарушения устранены и он не возражает против изменения наказания с административного штрафа на предупреждение, нахожу постановление и судебное решение подлежащими изменению путем смягчения назначенного наказания с административного штрафа на предупреждение.

Судья полагает, что наиболее мягкий вид наказания, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения, обеспечит достижение всех предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ целей административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

постановление главного государственного инспектора Тарского района по пожарному надзору № 111 от 01 июня 2021 года, в отношении Администрации Черняевского сельского поселения изменить: действия администрации Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области переквалифицировать с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

В остальной части постановление главного государственного инспектора Тарского района по пожарному надзору № 111 от 01 июня 2021 года, в отношении Администрации Черняевского сельского поселения оставить без изменения, жалобу главы Администрации Черняевского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Омской областной суд в течение 10 дней с момента получения копии постановления.

Судья: подпись    

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья: Н.Н. Казакова

Согласовано

12-26/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Администрация Черняевского сельского поселения
Суд
Тарский городской суд Омской области
Судья
Казакова Н.Н.
Статьи

20.4

Дело на сайте суда
taracourt.oms.sudrf.ru
11.06.2021Материалы переданы в производство судье
06.07.2021Судебное заседание
06.07.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
21.07.2021Вступило в законную силу
06.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее