Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2015 года г. Скопин
Скопинский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи – Кузнецовой Г.Н.,
при секретаре – Ежовой Н.Н.,
с участием ответчика – Матхоликова Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Скопине
гражданское дело по иску Брянской таможни к Матхоликову Г.Г. о взыскании таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Брянская таможня обратилась в суд с иском к Матхоликову Г.Г. о взыскании таможенных платежей в сумме <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ гражданином <адрес> Матхоликовым Г.Г. на таможенную территорию таможенного союза был временно ввезен автомобиль OPEL SINTRA, peг. №, идентификационный №, <данные изъяты> года выпуска. Срок вывоза вышеуказанного автомобиля с таможенной территории Таможенного союза был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Вышеупомянутое временно ввезенное транспортное средство до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза (ДД.ММ.ГГГГ) Матхоликовым Г.Г. не было задекларировано с целью выпуска. Установленный срок временного ввоза таможенным органом не продлевался. В связи с невывозом транспортного средства с территории таможенного союза по истечении установленного срока временного ввоза Матхоликов Г.Г. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.18 КоАП РФ. В отношении Матхоликова Г.Г. был составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей №. Ответчику было выставлено требование об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако в установленный законом срок требование исполнено не было. В обоснование иска указаны положения ст. ст. 79, 91, пунктов 2, 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 14 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", статьями 150, 151, 152 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Брянская таможня о месте и времени слушанья дела извещена надлежащим образом. В деле от истца имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Брянской таможни в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Матхоликов Г.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Брянской таможни о взыскании с него таможенных платежей и пени. В обоснование возражений указал, что он примерно ДД.ММ.ГГГГ прибыл на таможенный пост Троебортное на спорном автомобиле с целью его вывоза. На таможенном посту ему пояснили, что если он вывезет спорный автомобиль, то не сможет его ввезти снова на территорию таможенного союза. Ответчик не стал пересекать таможенную границу до уточнения вопроса о возможности ввоза автомобиля. ДД.ММ.ГГГГ он прибыл на таможенный пост. ДД.ММ.ГГГГ он не смог вывезти автомобиль с территории таможенного союза, потому что у него сломался автомобиль. Начисление таможенных платежей он считает необоснованным, потому что он был признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 16.18 КоАП РФ, ему было назначено наказание в виде штрафа. Считает, что размер таможенных платежей завышен, считает, что таможенный орган необоснованно начислил ему пени с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку требование об уплате таможенных платежей получил только в ДД.ММ.ГГГГ. До этого ответчик не знал, что с него причитаются таможенные платежи. Также Матхоликов Г.Г. пояснил, что имеет вид на жительство в РФ с ДД.ММ.ГГГГ. Спорным автомобилем он пользуется на основании доверенности. Собственником автомобиля является гражданин ФИО1. С заявлением о продлении срока ввоза транспортного средства в таможенные органы в спорный период Матхоликов Г.Г. не обращался. Документов о поломке автомобиля ДД.ММ.ГГГГ у него нет.
Суд, заслушав объяснения ответчика Матхоликова Г.Г., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, установлен гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 года, Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».
Согласно ч.2, ч.5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии со статьёй 11 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее Соглашение), транспортные средства, в том числе зарегистрированные на территории иностранного государства и временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза любым способом иностранными физическими лицами для личного пользования на срок своего временного пребывания на такой территории, но не более чем на один год, до истечения срока временного ввоза подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные ТК ТС.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданином <адрес> Матхоликовым Г.Г. на таможенную территорию Таможенного союза был временно ввезен автомобиль OPEL SINTRA, peг. №, идентификационный №, <данные изъяты> года выпуска. Срок вывоза вышеуказанного автомобиля с таможенной территории Таможенного союза установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Данные факты подтверждаются пассажирской таможенной декларацией № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющейся в деле.
ДД.ММ.ГГГГ при выезде с таможенной территории таможенного союза через таможенный пост МАПП Погар Брянской таможни вышеуказанный автомобиль был представлен ответчиком Матхоликовым Г.Г.. В ходе таможенного контроля было установлено, что ответчик нарушил срок вывоза вышеуказанного автомобиля с таможенной территории Таможенного союза. По данному факту Матхоликов Г.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ. Данные факты подтверждаются постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Матхоликова Г.Г., объяснениями ответчика.
В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу 'физическими лицами, у декларанта возникает с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, и прекращается с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза либо в случаях, установленных п.2 ст. 13 Соглашения.
В соответствии с подп. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается - при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза - день истечения срока их временного ввоза.
В силу п. 6 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.
Анализ пункта 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьи 14 Соглашения свидетельствует о том, что перечень оснований для освобождения физического лица от уплаты таможенных платежей является исчерпывающим.
Из вышеприведенных норм следует, что прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов происходит при вывозе транспортного средства физическим лицом, осуществленном в пределах срока временного ввоза. В случае, если обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществляется по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном пунктом 7 статьи 14 Соглашения.
Согласно п.п. 3,7 ст. 14 Соглашения ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются по ставкам, установленным разделом IV Приложения № 5 к Соглашению, и в случаях, предусмотренных п.6 ст. 14 Соглашения подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенных органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.
Также согласно п. 1 ст. 5 Соглашения товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС и настоящим Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (ст. 75 ТК ТС).
В соответствии со ст. 79 ТК ТС и ст. 114 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» № 311-ФЗ от 27.11.2010 года плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств -членов таможенного союза и Законом возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Декларирование и уплата таможенных платежей ответчиком не производилось.
В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств — членов таможенного союза.
Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов, в том
числе за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (ст. 91 ТК ТС).
Согласно ст. 150 того же Закона принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых, таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.
До применения мер по принудительному взысканию в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленный срок, таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей, которое представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (ч.1 ст. 152 Закона.)
Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров (ч.5 ст. 152 Закона)
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (ч.5 ст. 152 Закона).
При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле влечет наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее трех месяцев после дня обнаружения указанного нарушения. День обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в соответствии с частями 6 - 8 настоящей статьи. (ч.10 ст. 152 Закона).
Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования. (ч.11 ст. 152 Закона).
ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей № и ответчику Матхоликову Г.Г. было выставлено требование об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ №. Вышеуказанное требование получено Матхоликовым Г.Г. ДД.ММ.ГГГГ. Однако, требование исполнено не было. Данные факты подтверждаются обратным уведомлением на имя Матхоликова Г.Г., его объяснениями, данными в судебном заседании.
Пунктом 17 статьи 152 Федерального закона установлено, что при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные ст. 152 ТК ТС, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 18 Федерального закона.
Так как декларирование транспортного средства и уплата таможенных платежей заявителем в установленные сроки не производилась, Брянской таможней был произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей по единым ставкам, установленным п. 12 раздела IV Приложения 5 к Соглашению для автомобилей с момента выпуска которых прошло более 5 лет, объем двигателя которых составляет более 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см, в размере 4,8 евро за 1 куб. см объема двигателя. Курс евро составляет 40,2286.
Сумма таможенных платежей, подлежащих уплате ответчиком при таможенном оформлении для личных целей вышеуказанного автомобиля составляет <данные изъяты>, исходя из следующего расчета: <данные изъяты>
Пунктом 4 статьи 91 ТК ТС установлено, что при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени.
Пенями признаются установленные настоящей статьей 151 Закона «О таможенном регулировании в РФ» денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной, уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с ч.2 ст. 151 Закона «О таможенном регулировании в РФ», пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
При выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объеме в принудительном порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с частью 2 настоящей статьи. (п.6 ст. 152 этого Закона).
Для целей исчисления пени применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с указанием ЦБ РФ от 13.09.2012 года № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» начиная с 14 сентября 2012 года ставка рефинансирования Банка России, устанавливается в размере 8,25 процента годовых.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ставки рефинансирования 8,25 % в количестве дней 438 сумма пени составила <данные изъяты>, исходя из следующего расчета: <данные изъяты>
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № <адрес> - мировым судьей судебного участка № <адрес> выписан судебный приказ № о взыскании с Матхоликова Г.Г. недоимки по уплате таможенных платежей в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ отменен.
Исследовав представленные доказательства и оценив их по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что временно ввезенный Матхоликовым Г.Г. для личного пользования автомобиль в установленный срок не вывезен им за пределы таможенной территории таможенного союза.
Расчет суммы таможенных платежей и пени, произведенный истцом в соответствии с названными правовыми нормами, судом проверен, является арифметически правильным.
К доводам ответчика Матхоликова Г.Г. о несогласии с размером таможенных платежей и пени суд относится критически, не принимает их во внимание, поскольку иного расчета истребуемых сумм им не представлено. Его же доводы о том, что таможенные платежи должны исчисляться от периода времени, на который нарушен обратный вывоз автомобиля, а пени должны исчисляться с даты по истечении 20-дневного срока, установленного для добровольного исполнения требования об уплате таможенных платежей, суд также во внимание не принимает, поскольку они не основаны на нормах права.
Порядок взыскания таможенных платежей истцом соблюден.
При таких обстоятельствах исковые требования Брянской таможни к Матхоликову Г.Г. о взыскании таможенных платежей в сумме <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты> являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика Матхоликова Г.Г. подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного,
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░-