Решение по делу № 33-7059/2022 от 03.08.2022

    Судья Захаренко В.В.                                              № 33-7059/2022

    Судья-докладчик Сазонов П.А.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    17 ноября 2022 года                                                                               г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

    судьи-председательствующего Сазонова П.А.,

    судей Егоровой О.В. и Красновой Н.С.,

    при секретаре Федоровой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3647/2021 (УИД № 38RS0036-01-2021-004162-64) по иску Шумейко И.С., Шумейко О.В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о возмещении убытков,

по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации

на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 13 октября 2021 года,

установила:

в обоснование исковых требований истцами Шумейко И.С., Шумейко О.В. указано, что 07.04.1992 постановлением Главы администрации Иркутского района № 174 был отведен земельный участок ШСИ. - начальнику строительного участка КП СМУ-175 АО «Радиострой», площадью 1500 кв. м., под строительство индивидуального 2-х этажного деревянно-рубленного жилого дома полезной площадью 85,7 кв.м., из них жилой 47,61 кв.м., в <адрес изъят> и строительство кирпичного гаража площадью 18 кв.м., хозяйственных построек площадью 37 кв.м. 09.09.1996 г. постановлением главы Большереченской поселковой администрации № 37 участку площадью 1500 кв.м., присвоено название: <адрес изъят>.

08 июня 2003 года с участием главы Большереченского поселкового округа произведен вынос в натуру границ земельного участка площадью 1500 кв.м., сданы межевые знаки, о чем составлен акт.

23 июня 2003 года внесено дополнение в постановление главы администрации Иркутского района № 174, что земельный участок ШСИ. отведен в частную собственность из земель поселений Большереченского поселкового округа.

ШСИ. согласованы границы земельного участка с правообладателями смежных земельных участков: <адрес изъят>, о чем составлен акт с главой Большереченского поселкового округа от 31.10.2003. Также изготовлен план участка, который согласован с Главой Большереченкского поселкового округа. (Дата изъята ) года ШСИ. погиб.

26 октября 2004 года за Шумейко И.С., Шумейко О.В. решением Иркутского районного суда признано право собственности по 1/2 доли за каждым на земельный участок, площадью 1500 кв. м., предоставленный под строительство жилого дома, по праву наследования, расположенный по адресу: <адрес изъят>

В августе 2009 года стало известно о том, что ГЛД. стала застраивать земельный участок по <адрес изъят> с формально определенными границами, думая о том, что это <адрес изъят> ((Номер изъят)). Истцы обратились в Иркутский районный суд с иском об истребовании земельного участка с кадастровым номером (Номер изъят) по адресу <адрес изъят> из незаконного владения ГЛД. В ходе рассмотрения указанного дела даны пояснения, что земельный участок с кадастровым номером (Номер изъят) поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства. Земельный участок с кадастровым номером (Номер изъят) стоит на государственном кадастровом учете, как ранее учтенный. 10.06.2011 в удовлетворении названого иска отказано. 02.08.2011 судебной коллегией по гражданским дела Иркутского областного суда решение Иркутского районного суда оставлено без изменения.

20 июня 2017 года Иркутским районным судом вынесено решение, согласно которому признано реестровой ошибкой внесение сведений в Государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером (Номер изъят), расположенном по адресу: <адрес изъят> в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о праве общей долевой собственности по 1/2 доле Шумейко О.В., Шумейко И.С. на указанный земельный участок. Прекращено право общей долевой собственности по 1/2 доли Шумейко О.В., Шумейко И.С. на названный земельный участок. Прекращен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (Номер изъят), расположенного по адресу: <адрес изъят>, в связи с прекращением существования объекта недвижимости.

12 марта 2018 года Иркутским районным судом Иркутской области принято решение, согласно которому исковые требования Шумейко И.С., Шумейко О.В. к ГЛД. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, о признании реестровой ошибкой внесение сведений в Государственный кадастр недвижимости, о прекращении государственного кадастрового учета земельного участка, о взыскании упущенной выгоды, о признании самовольными постройками, подлежащими сносу – оставлены без удовлетворения.

06 августа 2020 года Иркутским районным судом Иркутской области в удовлетворении искового заявления Шумейко И.С., Шумейко О.В. к Министерству имущественных отношений Иркутской области, администрации Иркутского районного муниципального образования, администрации Большереченского муниципального образования, кадастровому инженеру Логашову О.В., геодезисту ДВА. об обязании не чинить препятствия по исполнению решения суда, возложении обязанности сформировать и вынести в натуру границы земельного участка, о взыскании компенсации морального вреда, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании построек самовольными и подлежащими сносу, истребовании из чужого незаконного владения земельного участка - отказано. В настоящее время третье лицо кадастровый инженер Логашов О.В., проходит обвиняемым по ст. 159 ч.4 УК РФ в Куйбышевском районном суде г. Иркутска по уголовному делу № 1-3/2021.

Согласно отчету ООО «Сибсервис-эксперт оценка» № 0001-18/СН земельный участок, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят> с кадастровым номером (Номер изъят) составляет в стоимостном выражении 2 281 000 руб.

С учетом уточнения исковых требований истцы просили суд взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области убытки в размере рыночной стоимости: 2 281 000 рублей в пользу истов по 1/2 доли каждому.

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 13.10.2021 г. исковые требования Шумейко И.С., Шумейко О.В. удовлетворены частично. С Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Шумейко И.С., Шумейко О.В. взысканы убытки в размере 2 281 000 руб., по 1 140 500 руб. каждому. В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о взыскании убытков – отказано.

В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации Григорчук Н.В. просила решение суда отменить, передать дело на новое рассмотрение. Министерство финансов Российской Федерации при рассмотрении гражданских дел по спорному земельному участку участия не принимало и стороной не являлось. Следовательно, факты, установленные указанными в решении судебными актами, в силу требований статьи 61 ГПК РФ не являются преюдициальными и должны устанавливаться в общем порядке. Судебное заседание по разрешению вопроса о возмещении убытков Шумейко было проведено без надлежащего извещения стороны ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области и без участия его представителя. Министерство финансов Российской Федерации не является субъектом, обязанным возмещать вред Шумейко И.С., Шумейко О.В. за убытки, причиненные реестровой ошибкой внесенных сведений в Государственный кадастр недвижимости о земельном участке.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Шумейко И.С. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В письменных возражениях представитель Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Машалайте О.И. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16.03.2022 г. постановлено: перейти к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23.03.2022 г. решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 13 октября 2021 года по данному делу отменено. Принято новое решение: исковые требования Шумейко И.С., Шумейко О.В. удовлетворить частично. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Шумейко И.С., Шумейко О.В. убытки в размере 2 281 000 руб., по 1 140 500 руб. каждому. В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о взыскании убытков отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2022 года апелляционное определение от 23.03.2022 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции указал на то, что положения части 4 статьи 66 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в ныне действующей редакции, не исключают ответственности в том числе в случаях, когда ущерб стал следствием правомерных действий, однако в силу частей 2 и 5 статьи 72 этого же Федерального закона данные положения введены в действие лишь с 1 января 2020 г. и подлежат применению к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, в то время как спорные правоотношения по исправлению реестровой ошибки, а также убытки, которые истцы связывают с действиями ответчиков возникли до указанной даты.

Истец, как лицо, требующее возмещения убытков, должен был доказать совокупность условий, необходимых для возникновения деликтного обязательства: факт причинения ответчиком убытков, которые предъявлены по иску, их размер, вину и/или предусмотренные законом правомерные действия ответчика и причинно-следственную связь между фактом нарушения права и причиненными истцу убытками.

Сами по себе действия регистрирующего органа по исполнению решения Иркутского районного суда Иркутской области от 20 июня 2017 г. и исправлению реестровой ошибки не свидетельствуют о наличии непосредственной причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у истца убытками. Так, из решения Иркутского районного суда Иркутской области от 20 июня 2017 г. следует, что право собственности на участок ГЛД. возникло ранее аналогичного права истцов на тот же объект недвижимого имущества.

Также суд кассационной инстанции обратил внимание судов нижестоящих инстанций на то, что обстоятельства предоставления земельных участков, установления границ земельных участков были предметом рассмотрения по гражданскому делу № 2-31/2011 по иску Шумейко О.В., Шумейко И.С. к ГЛД, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, сносе самовольно возведенных построек, не чинении препятствий в пользовании земельным участком.

Решением Иркутского районного суда от 10 июня 2011 г. по указанному гражданскому делу было установлено, что право собственности на земельный участок по адресу: <адрес изъят> (ШВМ.) возникло ранее, чем у ШСИ. на земельный участок по адресу: <адрес изъят>. При рассмотрении гражданского дела судом в качестве правоустанавливающего документа не было принято Постановление об отводе земельного участка ШСИ., поскольку наименования улицы, номера участка указанное постановление не содержит.

Судом было установлено, что границы земельных участков по адресу: <адрес изъят> и <адрес изъят> совпадают, то есть налагаются один на один, при этом из совокупности исследованных доказательств было установлено, что в установленных координатах (в соответствии с планом 2000 года) земельный участок по адресу: <адрес изъят>, существовал и до 2003 года, то есть до проведения межевания ШСИ. в 2003 году.

При этом судом установлено, что право собственности на участок ГЛД. возникло ранее аналогичного права истцов на тот же объект недвижимого имущества.

На основании изложенного, судом было установлено, что за истцами и ГЛД, зарегистрировано право собственности на один и тот же объект недвижимого имущества, что нарушило права ГЛД поскольку у нее возникло право собственности на данное имущество ранее, и, следовательно, данный участок не мог быть предоставлен повторно.

Указания суда кассационной инстанции были учтены судебной коллегией при дальнейшем рассмотрении дела.

Определением от 29.09.2022 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. К участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация Большереченского муниципального образования Иркутского района, администрация Иркутского районного муниципального образования, Управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Иркутской области. Разъяснено бремя доказывания.

Истцы уточнили требования и, не отказываясь от требований к ранее привлеченным ответчикам, просили суд взыскать с администрации Иркутского районного муниципального образования, администрации Большереченского муниципального образования убытки в размере рыночной стоимости земельного участка 2 281 000 руб. в пользу истцов по 1/2 доли каждому. От администрации Иркутского районного муниципального образования, администрации Большереченского муниципального образования поступили возражения на иск.

В возражениях указано на недоказанность оснований взыскания убытков с соответствующей администрации. Администрации Иркутского районного муниципального образования ссылается на ранее рассмотренные споры, подтверждающие, по мнению ответчика, законность действий местной администрации, а также на то, что в действиях должностных лиц признаков преступления не установлено.

Изучив материалы настоящего дела, заслушав доклад по делу, заслушав объяснения истцов Шумейко И.С. и Шумейко О.В., поддержавших доводы иска, объяснения представителя ответчика Администрации Большереченского муниципального образования Уваровой А.Ю., возражавшей против удовлетворения иска, объяснения представителя ответчика Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Малашайте О.И., представителя Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства Минфина России по Иркутской области РФ Григорчук Н.К., поддержавших ранее изложенные доводы, обсудив доводы иска и апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением главы администрации Иркутского района З. за № 174 от 07 апреля 1992 г., с дополнениями, внесенными постановлением главы администрации Иркутского района З. №1754 от 23 июня 2003 г., ШСИ., начальнику строительного участка КП СМУ-175 АО «Радиострой», в частную собственность в пос. Бурдугуз из земель поселений Большереченского поселкового округа в жилой зоне был отведён земельный участок под строительство индивидуального жилого дома.

Постановлением главы Большереченской поселковой администрации № 37 от 09.09.1996 земельному участку, площадью 1 500 кв. м., ранее отведенному ШСИ. постановлением администрации Иркутского района от 07.04.1992, было присвоено название – <адрес изъят> Большереченской поселковой администрации Иркутского района.

На указанный земельный участок в п. Бурдугуз <адрес изъят>, выделенный ШСИ., ФГУДП «Востсибкадастрсъемка» было сформировано Межевое дело по установлению в натуре границ земельного участка, в рамках которого 08.06.2003 главой Большереченского поселкового округа В., геодезистом ДВА., при участии ШСИ., были произведены вынос в натуру границ земельного участка, площадью 1 500 кв. м., установлены деревянные столбы, сданы межевые знаки.

В октябре 2003 г. ШСИ. границы земельного участка были согласованы с правообладателями смежных земельных участков, о чём составлен акт согласования границ земельного участка, а также с главой Большереченского поселкового округа В 31.10.2003.

Ранее с участием тех же лиц состоялся ряд судебных споров, результаты которых необходимо учитывать при рассмотрении настоящего дела.

В частности, администрация Иркутского районного муниципального образования, привлеченная к участию в настоящем деле в качестве ответчика, ранее принимала участие в гражданском деле № 2-1668/2020 по иску Шумейко И.С., Шумейко О.В. к Министерству имущественных отношений Иркутской области, администрации Иркутского районного муниципального образования, администрации Большереченского муниципального образования, кадастровому инженеру Логашову О.В., геодезисту ДВА., ГЛД. об обязании не чинить препятствия по исполнению решения суда, возложении обязанности сформировать и вынести в натуру границы земельного участка, о компенсации морального вреда, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании построек самовольными и подлежащими сносу, истребовании из чужого незаконного владения земельного участка (решение Иркутского районного суда Иркутской области от 06.08.2020 г.).

Кроме того, администрация Иркутского районного муниципального образования принимала участие в качестве ответчика в деле № 2-797/2004 по иску Шумейко О.В., Шумейко И.С. о признании за наследниками Шумейко О.В., Шумейко И.С. права собственности по 1 / 2 доли за каждым на земельный участок, площадью 1 500 кв. м., предоставленный под строительство жилого дома, расположенный по адресу: <адрес изъят>

(при рассмотрении данного дела администрация Иркутского районного муниципального образования в лице представителя по доверенности Соболева И.А. не возражала против удовлетворения судом исковых требований наследников Шумейко О.В., Шумейко И.С.).

Как следует из решения Иркутского районного суда от 26.10.2004 г., ШСИ. (Дата изъята ) года умер, в связи с чем за наследниками Шумейко О.В., Шумейко И.С. по праву наследования было признано право собственности по 1 / 2 доли за каждым на земельный участок, площадью 1500 кв. м., расположенный по адресу: <адрес изъят>, предоставленный под строительство жилого дома.

Таким образом, за наследниками Шумейко О.В., Шумейко И.С. признано право собственности на земельный участок по праву наследования в судебном порядке.

Решение Иркутского районного суда от 26.10.2004 г. по делу № 2-797/2004, вынесенное в том числе с учетом позиции администрации Иркутского районного муниципального образования, не возражавшей против иска, до настоящего времени сохраняет силу.

При наличии данного решения суда не будет иметь значения довод о том, что сам наследодатель ШСИ., возможно, участок не разрабатывал – в том смысле, что на этом основании не прекращаются имущественные права наследодателя. Также при наличии данного решения суда наследникам нельзя поставить в вину действия (бездействие) наследодателя.

После признания судом права собственности на земельный участок по праву наследования истцы Шумейко О.В., Шумейко И.С. реализовали различные способы защиты права своей собственности, но не достигли положительного результата.

Ранее судебными решениями было установлено, что гр-ка ГЛД. на основании договора купли-продажи от 17.06.2008 является собственником земельного участка площадью 1500 кв. м., с кадастровым номером (Номер изъят), расположенного по адресу: <адрес изъят>, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под строительство индивидуального жилого дома.

Обстоятельства предоставления земельных участков, установления границ земельных участков были предметом рассмотрения по гражданскому делу № 2-31/2011 по иску Шумейко И.С., Шумейко О.В. к ГЛД. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, сносе самовольно возведенных построек, устранении препятствий в пользовании земельным участком. Решением Иркутского районного суда от 10.06.2011 г. по указанному делу было установлено, что право собственности на земельный участок по адресу: <адрес изъят>ШВМ.) возникло ранее, чем у ШСИ. на земельный участок по адресу: <адрес изъят>. При рассмотрении данного дела судом в качестве правоустанавливающего документа не было принято постановление главы администрации Иркутского района от 07.04.1992 № 174 об отводе земельного участка ШСИ., так как наименование улицы, номера участка указанное постановление не содержит. В удовлетворении исковых требований к ГЛД. отказано. Решение суда вступило в законную силу.

Кроме того, решением Иркутского районного суда от 20.06.2017 по гражданскому делу № 2-1179/2017 отказано в удовлетворении исковых требований Шумейко И.С., Шумейко О.В. к ГЛД. о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, установлении факта наличия картографической и геодезической ошибки, внесении записи в ЕГРН, возложении обязанности выполнить нормативно - правовые акты, признании построек самовольными, признании права собственности на самовольные постройки. Удовлетворены встречные исковые требования ГЛД. о признании реестровой ошибкой внесение сведений в Государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером (Номер изъят), расположенном по адресу: <адрес изъят>, о внесении сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве общей долевой собственности по 1/2 доле Шумейко И.С., Шумейко О.В. на указанный земельный участок; прекращено право общей долевой собственности Шумейко О.В., Шумейко И.С. на этот земельный участок; прекращен государственный кадастровый учет указанного земельного участка в связи с прекращением существования объекта недвижимости.

Решением Иркутского районного суда от 12.03.2018 г. по гражданскому делу № 2-138/2018 отказано в удовлетворении исковых требований Шумейко И.С., Шумейко О.В. к ГЛД. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером (Номер изъят), по адресу: <адрес изъят>, о признании реестровой ошибкой внесение сведений в ГКН о земельном участке по адресу: <адрес изъят>, принадлежащем ГЛД., о прекращении государственного учета указанного земельного участка, о взыскании упущенной выгоды, о признании построек самовольными, подлежащими сносу.

Учитывая, что администрация Иркутского районного муниципального образования, привлеченная к участию в настоящем деле в качестве ответчика, ранее принимала участие в том числе в гражданском деле № 2-1668/2020 (при рассмотрении которого подытоживались все ранее сделанные судами выводы), следует полагать, что с ее участием уже установлены и ею не оспариваются следующие юридически значимые обстоятельства:

1) постановлением главы администрации Иркутского района З. за №174 от 07 апреля 1992 г., ШСИ., начальнику строительного участка КП СМУ-175 АО «Радиострой», в <адрес изъят> был отведен земельный участок 1 500 кв. м. под строительство индивидуального двухэтажного деревянно-рубленного жилого дома 85,77 кв. м., кирпичного гаража 18 кв. м., хозяйственных построек 37 кв. м.

2) постановлением главы Большереченской поселковой администрации № 37 от 09.09.1996 земельному участку, площадью 1500 кв. м., ранее отведенному ШСИ постановлением администрации Иркутского района от 07.04.1992, было присвоено название – <адрес изъят> Большереченской поселковой администрации Иркутского района.

3) было сформировано межевое дело по установлению границ земельного участка, в рамках которого 08.06.2003 главой Большереченского поселкового округа В. при участии ШСИ. были произведены вынос в натуру границ земельного участка, площадью 1 500 кв. м., и сданы межевые знаки.

(при этом глава Большереченского поселкового округа В. в акте сдачи на сохранность межевых знаков 08.06.2003 расписался под тем, что земельный участок ШСИ. имеет адрес: <адрес изъят>)

4) после этого (то есть после выноса в натуру и присвоения адреса) в постановление главы администрации Иркутского района З. за №174 от 07 апреля 1992 г. был внесен ряд существенных дополнений постановлением главы администрации Иркутского района З. №1754 от 23 июня 2003 г. – о предоставлении земельного участка именно в частную собственность, из земель поселений Большереченского поселкового округа, в жилой зоне.

Хотя постановление главы администрации Иркутского района от 07.04.1992 №174 об отводе земельного участка ШСИ. наименования улицы и номера участка не содержало, но при внесении дополнений земельный участок уже имел указанные реквизиты. Указание на пос. Бурдугуз содержалось сразу с 1992 г.

В настоящее время документ, подтверждающий права наследодателя ШСИ., существует в окончательной редакции дополнений, внесенных постановлением главы администрации Иркутского района от 23.06.2003 года № 1754.

5) в октябре 2003 г. ШСИ. границы земельного участка были согласованы с правообладателями смежных земельных участков и с главой Большереченского поселкового округа В. 31.10.2003 г.

(при этом глава Большереченского поселкового округа В. в плане участка подписался 31.10.2003 г. под тем, что участок в <адрес изъят> не обременен правами других лиц).

6) право собственности на земельный участок по адресу: <адрес изъят> (ШВМ ГЛД.) возникло ранее, чем у ШСИ. на земельный участок по адресу: <адрес изъят>.

7) границы земельных участков по адресу: <адрес изъят> совпадают, то есть налагаются один на один;

8) в установленных координатах (в соответствии с планом 2000 г.) земельный участок по адресу: <адрес изъят> (ШВМ., ГЛД.) существовал и до 2003 года, то есть до проведения межевания ШСИ. в 2003 году.

9) земельный участок по адресу: <адрес изъят>, налагающийся на земельный участок по адресу: <адрес изъят>, не мог быть предоставлен гражданину местной администрацией повторно.

10) земельный участок, предоставленный местной администрацией ШСИ (с учетом постановления 1992 года, но в редакции изменений 2003 года), и на который признано судом право собственности истцов, как объект гражданского оборота в настоящее время отсутствует.

Для оценки действий должностных лиц органов местного самоуправления необходимо учитывать также следующее.

На начало 1990-х годов местное самоуправление регулировалось Законом РСФСР от 06.07.1991 г. № 1550-I «О местном самоуправлении в РСФСР». При этом местное самоуправление осуществлялось населением в том числе через местные советы народных депутатов и соответствующие органы управления - местную администрацию в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов (статья 2).

Органы управления и по данному закону, и по ранее действовавшему законодательству находились в двойном подчинении – органа власти (то есть совета народных депутатов того же уровня) и вышестоящего органа управления (местной администрации, ранее – исполнительного комитета местного совета народных депутатов).

В частности, указанным Законом РСФСР от 06.07.1991 г. № 1550-I предусмотрено, что местная администрация подотчетна соответствующему местному Совету, а также вышестоящим исполнительным и распорядительным органам (статья 29).

После 1993 года в различных субъектах Российской Федерации по-разному регулировались вопросы организации местного самоуправления.

В Иркутской области в 1990-х годах была реализована «одноуровневая» модель местного самоуправления (наличие выборных представительных органов местного самоуправления на уровне административных районов Иркутской области и крупных городов).

Главой администрации Иркутской области в целях формирования представительных органов власти, укрепления местного самоуправления, повышения ответственности должностных лиц перед населением, руководствуясь пунктом 1 статьи 77, пунктом 1(н) статьи 72 Конституции Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 22.10.1993 г. № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» издано постановление от 13 января 1994 г. № 9 «О Положениях о Законодательном собрании области, о местном самоуправлении, о назначении выборов в эти органы и голосования по проекту Устава области».

Данным постановлением были утверждены, в частности, Положение о местном самоуправлении в области, Положение о порядке выборов органов местного самоуправления в области, и назначены выборы в представительные органы местного самоуправления (думы) на 27 марта 1994 года – в городские и районные Думы.

Границы и территория муниципальных образований «верхнего» и при этом единственного уровня были установлены в статье 99 Закона Иркутской области от 15.12.1997 г. № 44-оз «О местном самоуправлении в Иркутской области». Здесь предусмотрен исчерпывающий перечень всех муниципальных образований в Иркутской области (всего 37) – районные муниципальные образования (в том числе Иркутский район) и города (Бодайбо, Братск, Зима, Нижнеудинск, Саянск, Тайшет, Тулун, Усолье-Сибирское, Усть-Кут, Усть-Илимск, Черемхово, Шелехов, Иркутск, Ангарское МО).

При этом статьей 99 Закона Иркутской области от 15.12.1997 г. № 44-оз констатировано, что именно в этих территориях местных сообществ создано полноценное местное самоуправление, включая учреждение выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, имеются местные бюджеты (как части консолидированного бюджета области).

Дополнительно областной законодатель усилил эту позицию путем принятия Закона Иркутской области от 30.03.1998 г. № 8-оз «Акт-толкование части 1 статьи 99 Закона Иркутской области «О местном самоуправлении в Иркутскй области»», в котором дается официальное толкование, что только в перечисленных территориях существовали все обязательные признаки, установленные для муниципальных образований в статье 1 Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 6 Закона Иркутской области «О местном самоуправлении в Иркутской области». При этом соблюдаются требования одноуровневости местного самоуправления, недопущения подчинения одного муниципального образования другому. Городские и районные муниципальные образования обладают равным статусом, они не подчинены друг другу, обладают одинаковым объемом полномочий для решения вопросов местного значения на подведомственных им территориях.

Статьей 22 Закона Иркутской области от 15.12.1997 г. № 44-оз «О местном самоуправлении в Иркутской области» было предусмотрено создание внутримуниципальных образований, не являющихся муниципальными образованиями, не имеющих своего бюджета, имеющих лишь свою смету доходов и расходов.

В соответствии с Законом Иркутской области от 28.07.1999 г. № 42-оз «О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Иркутской области» сельская (поселковая) администрация – это структурное подразделение местной (в данном случае районной) администрации, осуществляющее функции специального территориального управления (статья 3); глава сельской (поселковой) администрации относился к главным либо ведущим должностям муниципальной службы категории «В» в местной администрации (раздел 2 указанного Реестра).

Таким образом, в ходе реформы местного самоуправления в 1990-е годы самостоятельного Большереченского муниципального образования в Иркутском районе Иркутской области образовано не было.

Тогда как муниципальное образование в границах всего Иркутского района (или Иркутское районное муниципальное образование) существует с начала 1990-х годов и до настоящего (2022 год) времени.

Сложившуюся систему организации местного самоуправления в Иркутском районе (Иркутском районном муниципальном образовании) зафиксировал Устав Иркутского районного муниципального образования, утв. решением РД Иркутского района от 31.03.1999 г. № 20-96/рд.

Согласно статьям 7, 8 Устава Иркутского районного муниципального образования в его территорию входили округа, не являющиеся муниципальными образованиями (Большереченский, Листвянский, Марковский, Усть-Балейский и т.д.). В частности, Большереченский поселковый округ включал поселок Бурдугуз, рабочий поселок Большая речка, поселок Бутырки и т.д.

Согласно пункту 1.3 статьи 36 Устава Иркутского районного муниципального образования к полномочиям администрации района в сфере природопользования, охраны природы и землепользования было отнесено предоставление и изъятие в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах своей компетенции земельных участков, осуществление контроля за использованием и охраной земель.

В силу статьи 37 Устава Иркутского районного муниципального образования в сельских и поселковых округах (включая Большереченский поселковый округ) создавались администрации сельских и поселковых округов – как структурные подразделения районной администрации с целью управления на территории соответствующих сельских и поселковых округов.

К полномочиям Большереченской поселковой администрации как структурного подразделения районной администрации относилось:

присвоение наименований улиц, установление нумерации домов (статья 44 Устава),

согласование изъятия и предоставления земель, осуществляемых районной администрацией (статья 43 Устава).

Таким образом, данные полномочия осуществлялись не как самостоятельное решение вопросов местного значения, а от имени районной администрации, с ее ведома, а если указано – то по согласованию.

При этом согласно Уставу сельские и поселковые округа имели смету доходов и расходов (своего бюджета не было).

Из статьи 40 Устава Иркутского районного муниципального образования следует, что главы сельских, поселковых округов являлись должностными лицами районной администрации и имели право издавать распоряжения, которые входили в систему правовых актов единой районной администрации.

Вышеизложенное означает, что глава Большереченской поселковой администрации в 2003 году и ранее не был главой самостоятельного муниципального образования, а возглавлял подразделение районной администрации, был должностным лицом районной администрации и находился в подчинении районной администрации.

Далее 8 октября 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с этим законом была реализована двухуровневая система местного самоуправления, в том числе в Иркутской области.

В целях реализации переходных положений данного Федерального закона был издан Закон Иркутской области от 16.12.2004 г. № 94-оз«О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области».

Данным Законом Иркутской области от 16.12.2004 г. № 94-оз было подтверждено существование уже существующего Иркутского районного муниципального образования в статусе муниципального района (статья 3).

Также этим Законом Иркутской области от 16.12.2004 г. № 94-оз было впервые образовано на низовом уровне («вновь образовано» по терминологии федерального законодателя) на территории Иркутского района Иркутской области Большереченское муниципальное образование со статусом городского поселения (статья 2). Согласно приложению 19 к указанному Закону Иркутской области в состав территории Большереченского муниципального образования входят земли следующих населенных пунктов: поселок Бурдугуз, поселок Бутырки и др.

Органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований (включая Большереченское городское поселение) приступили к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 84 (часть 5) Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 года.

До 1 января 2006 года фактически в пределах Иркутского районного муниципального образования, в том числе на территории поселка Бурдугуз, сохранялась одноуровневая (районная) схема местного самоуправления.

Таким образом, администрация Большереченского муниципального образования (городского поселения), привлеченная к участию в настоящем деле, начала исполнять полномочия с 01.01.2006 г. и не имеет отношения к событиям 1990–2003 годов.

Поскольку Иркутское районное муниципальное образование существовало как до 01.01.2006 г., так и после указанной даты, у вновь образованного Большереченского муниципального образования (городского поселения) нет правопреемства по отношению к органам местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования за совершенные Иркутским районом юридически значимые действия до даты 01.01.2006 г., в том числе по состоявшимся до этой даты случаям предоставлениям земельных участков.

Можно сделать следующие выводы.

В настоящее время документ, подтверждающий права наследодателя ШСИ., существует в окончательной редакции дополнений, внесенных постановлением главы администрации Иркутского района от 23.06.2003 года № 1754.

Внося дополнения в свой ранее изданный документ, глава администрации района подтвердил юридическую силу и актуальность данного документа.

На этот момент действовала одноуровневая схема местного самоуправления, администрация Иркутского районного муниципального образования обязана была знать обо всех правовых актах, издаваемых должностными лицами районной администрации и действующими в районе, в том числе и за 1996 год.

Хотя первоначально постановление главы администрации Иркутского района от 07.04.1992 № 174 об отводе земельного участка ШСИ. содержало только указание на поселок Бурдугуз (а наименования улицы и номера участка не содержало), но при внесении дополнений в 2003 году земельный участок уже имел указанные реквизиты, точный адрес.

Адрес «<адрес изъят>» был присвоен спорному земельному участку главой Большереченской поселковой администрации, который находился в подчинении районной администрации, а его постановления относились к числу правовых актов районной администрации.

Еще до издания постановления главы администрации Иркутского района от 23.06.2003 года № 1754, окончательно предусмотревшего земельные права наследодателя ШСИ., было сформировано межевое дело по установлению границ земельного участка, в рамках которого 08.06.2003 г. главой Большереченского поселкового округа В. при участии ШСИ. были произведены вынос в натуру границ земельного участка, площадью 1 500 кв.м., и сданы межевые знаки.

При этом глава Большереченского поселкового округа В. в акте сдачи на сохранность межевых знаков 08.06.2003 расписался под тем, что земельный участок ШСИ. имеет адрес: п<адрес изъят>, и при этом В. действовал как должностное лицо районной администрации.

Вскоре после издания постановления главы администрации Иркутского района от 23.06.2003 года № 1754 – в октябре 2003 г. ШСИ. границы земельного участка были согласованы с правообладателями смежных земельных участков и с главой Большереченского поселкового округа В. 31.10.2003 г. При этом глава Большереченского поселкового округа В. в плане участка подписался под тем, что участок не обременен правами других лиц, причем подписался как должностное лицо районной администрации.

На 2003 год Большереченская поселковая администрация являлась структурным подразделением администрации Иркутского районного муниципального образования, и присвоение наименований улиц, установление нумерации домов, согласование изъятия и предоставления земель, осуществляемых районной администрацией, осуществлялись В. не как самостоятельное решение вопросов местного значения, а от имени районной администрации, с ее ведома, а если предусмотрено – то и по согласованию.

Таким образом, вынос в натуру границ земельного участка, площадью 1 500 кв.м., и сдача межевых знаков при межевании, а также удостоверение, что участок не обременен правами других лиц, осуществлялось с ведома районной администрации должностным лицом, ей подчиненным.

Если даже предположить, что в 1992 году адрес спорного земельного участка еще не был точно известен, то при внесении дополнений в соответствии с постановлением главы администрации Иркутского района от 23.06.2003 года № 1754, администрация Иркутского района уже знала или должна была знать, что подчиненной ей и входящей в ее структуру Большереченской поселковой администрацией спорному земельному участку присвоен адрес: <адрес изъят>

Межевание земельного участка ШСИ. производилось с ведома районной администрации фактически на территории, где уже находился земельный участок по адресу: <адрес изъят>, право на который у ШВМ. и затем ГЛД. возникло ранее, чем у ШСИ.

В установленных координатах (в соответствии с планом 2000 г.) земельный участок по адресу: <адрес изъят> (ШВМ., ГЛД.) существовал и до 2003 года, то есть до проведения межевания ШСИ. в 2003 году.

Однако такое межевание произошло, и с ведома районной администрации в документах ШСИ. было зафиксировано согласование границ, отсутствие обременений правами третьих лиц.

Земельный участок по адресу: <адрес изъят> (ШВМ., ГЛД.), налагающийся на земельный участок по адресу: <адрес изъят>, не мог быть предоставлен ШСИ. местной администрацией повторно.

Однако такое повторное предоставление с ведома районной администрации произошло.

Земельный участок, предоставленный местной администрацией ШСИ. (с учетом постановления 1992 года, но в редакции изменений 2003 года, с учетом присвоенного адреса), и на который признано судом право собственности истцов, как объект гражданского оборота в настоящее время (2022 год) отсутствует.

Такое положение дел нарушает имущественные права истцов Шумейко, признанные решением суда по делу 2-797/2004.

Администрация Иркутского районного муниципального образования принимала участие в деле 2-797/2004 о признании за наследниками Шумейко О.В., Шумейко И.С. права собственности по 1 / 2 доли за каждым на земельный участок, площадью 1 500 кв. м., предоставленный под строительство жилого дома, расположенный по адресу: <адрес изъят>.

При рассмотрении данного дела администрация Иркутского районного муниципального образования не возражала против удовлетворения судом исковых требований наследников Шумейко О.В., Шумейко И.С.

За наследниками Шумейко О.В., Шумейко И.С. признано право собственности на земельный участок по праву наследования в судебном порядке решением Иркутского районного суда от 26.10.2004 г. с учетом позиции администрации Иркутского района, не возражавшей против иска.

Данное решение до настоящего времени сохраняет силу.

При этом реализация имущественных прав истцов стала невозможной, так как земельный участок, предоставленный местной администрацией ШСИ. (с учетом постановления 1992 года, но в редакции изменений 2003 года, с учетом присвоенного с ведома районной администрации адреса), как объект гражданского оборота в настоящее время отсутствует.

Тем не менее администрация Иркутского районного муниципального образования длительное время не принимала мер по изменению данной ситуации, в частности, по отмене (или оспариванию) постановления о присвоении адреса спорному участку <адрес изъят> хотя указанное постановление входило в систему правовых актов именно районной администрации.

На момент издания спорных правовых актов, на момент признания права в судебном порядке (1992 – 2004 годы) полномочие по предоставлению земельных участков было отнесено к ведению районной администрации.

В соответствии с Законом Иркутской области от 08.06.2015 г. № 45-ОЗ «О внесении изменений в отдельные Законы Иркутской области» была изменена статья 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 г. № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», вследствие чего с 2016 года предоставление земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель.

Однако правовые акты о предоставлении ШСИ. земельного участка и присвоении ему адреса (1992–2003 г.), входящие в систему правовых актов района, сохраняют силу и не позволяют истцам как-то иначе реализовать свое право.

После признания судом право собственности на земельный участок по праву наследования истцы Шумейко О.В., Шумейко И.С. реализовали различные способы защиты права собственности в судебном порядке, но не достигли результата.

С учетом изложенного обоснованным является обращение с иском о возмещении убытков.

Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Таким образом, гражданин вправе требовать возмещения убытков по общим правилам о возмещении убытков, причиненных неправомерным действием публично-правового образования. В этом случае компенсация убытков возможна, если истец докажет наличие противоправного действия и вины лица, его совершившего, размер убытков, причинную связь.

По материалам данного дела, с учетом ранее рассмотренных дел, установлено, что администрация Иркутского районного муниципального образования знала или должна была знать (уже в 2003 году), что подчиненной ей Большереченской поселковой администрацией спорному земельному участку присвоен адрес: <адрес изъят>.

Территория земельного участка по адресу: <адрес изъят>, налагающаяся на земельный участок по адресу: <адрес изъят> не могла быть предоставлена гражданину местной администрацией повторно.

Администрация Иркутского районного муниципального образования знала или должна была знать (уже в 2003 году), что в установленных координатах (в соответствии с планом 2000 г.) земельный участок по адресу: <адрес изъят> (ШВМ., ГЛД существовал и до 2003 года, то есть до проведения межевания ШСИ. в 2003 году, однако такое межевание согласовала.

Повторное предоставление земельного участка состоялось в нарушение положений статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность) и ст. 36 п/п 1.3 Устава Иркутского районного муниципального образования (на которую ссылается глава района в постановлении от 23.06.2003 г. № 1754).

Кроме того, действия публично-правового образования (Иркутского районного муниципального образования, от имени которого глава выступает без доверенности), на законность которых вправе были полагаться как ШСИ так и его наследники, должны быть оценены на предмет соответствия требованиям закона о добросовестном осуществлении участником правоотношений своих прав и обязанностей (пункты 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) как недобросовестные.

Таким образом, противоправные действия местной администрации Иркутского районного муниципального образования и их причинная связь с результатом в виде невозможности реализации истцами своих имущественных прав, с учетом ранее рассмотренных гражданских дел с участием данной администрации, установлены.

Поскольку администрация Иркутского районного муниципального образования знала или должна была знать (уже в 2003 году), что в установленных координатах (в соответствии с планом 2000 г.) земельный участок по адресу: <адрес изъят> (ШВМ., ГЛД.) существовал до 2003 года, то есть до проведения межевания ШСИ. в 2003 году, однако такое межевание согласовала, повторное предоставление земельного участка осуществило, в суде была согласна с признанием за истцами права собственности, то вина местной администрации подтверждена, ответчиком не опровергнута.

В результате незаконных действий местной администрации имущественное благо (право собственности на земельный участок), возникшее в порядке наследования со дня открытия наследства и вступления в силу решения суда по делу № 2-797/2004, утрачено в результате последующих судебных споров, лишь подтвердивших незаконность действий местной администрации. Право собственности прекращено.

Убытки вследствие утраты имущественного блага истцы оценили с помощью отчета ООО «Сибсервис-Эксперт-Оценка» № 00018/СН от 15.01.2018 г. о рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 1500 кв. м. по адресу: <адрес изъят>, в сумме 2 281 000 руб.

Обоснованных возражений относительно такой оценки размера убытков от иных лиц, участвующих в деле, не поступило. Иной размер ущерба никем не доказан.

Настоящее гражданское дело рассматривается около полутора лет. Администрация Иркутского районного муниципального образования в нем принимала участие с самого начала (первоначально как третье лицо), то есть со всеми доказательствами, на которые ссылаются истцы, давно знакома.

В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе состязательного процесса администрация Иркутского районного муниципального образования не опровергла доводы иска. В суде апелляционной инстанции состоялось значительное количество судебных заседаний, однако ответчик, зная о процессе, зная о привлечении его как ответчика, представителя в суд не направил, ограничившись только письменными возражениями на иск.

В управленческих целях в структуре местной администрации создаются отраслевые (функциональные) органы местной администрации, в том числе это может быть и финансовый орган, но в целом согласно действующему законодательству районная администрация – единый исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (статья 34, части 1, 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). С учетом изложенного ответчиком выступает администрация Иркутского районного муниципального образования, а не ее отдельные органы (подразделения).

Большереческое муниципальное образование, как вновь образованное муниципальное образование, приступило к решению вопросов местного значения только с 01.01.2006 г., поэтому администрация Большереченского муниципального образования не может нести ответственности в связи с обстоятельствами настоящего дела. В период межевания земельного участка Шумейко (2003 г.) Большереческое муниципальное образование не существовало. Не имеется оснований и для удовлетворения исковых требований к федеральным государственным органам исполнительной власти. Имеются безусловные основания к отмене судебного акта согласно частям 4, 5 статьи 330 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 328 (часть 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

отменить решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 13 октября 2021 года по данному гражданскому делу.

Принять по данному делу новое решение.

Исковые требования Шумейко И.С., Шумейко О.В. к администрации Иркутского районного муниципального образования о взыскании убытков удовлетворить.

Взыскать с администрации Иркутского районного муниципального образования, ОГРН (Номер изъят), ИНН (Номер изъят), в пользу Шумейко И.С., (Дата изъята ) г.р., ИНН (Номер изъят), Шумейко О.В., (Дата изъята ) г.р., ИНН (Номер изъят), убытки в размере 2 281 000 руб., по 1 140 500 руб. каждому.

В удовлетворении исковых требований Шумейко И.С., Шумейко О.В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Управлению Федерального казначейства по Иркутской области, администрации Большереченского муниципального образования о взыскании убытков отказать.

Судья-председательствующий                                                       П.А. Сазонов

Судьи                                                          О.В. Егорова

                                                                                                            Н.С. Краснова

Изготовлено в окончательной форме 01.12.2022 г.

33-7059/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шумейко Иван Сергеевич
Шумейко Ольга Васильевна
Ответчики
Администрация Большереченского муниципального образования Иркутского района
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии
Министерство финансов РФ
Администрация Иркутского муниципального образования
Управление Федерального Казначейства по Иркутской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Другие
Кадастровый инженер Логашов Олег Васильевич
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Сазонов Петр Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
03.08.2022Передача дела судье
07.09.2022Судебное заседание
16.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
13.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Судебное заседание
17.11.2022Судебное заседание
21.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2022Передано в экспедицию
17.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее