УИД: 50RS0№-41
дело №а-4371/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2020 года <адрес>,
<адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Климовского Р.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Красногорского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1 о признании недействительным водительского удостоверения, о возложении обязанности сдать водительское удостоверение в ОГИБДД УМВД России по Красногорскому городскому округу <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Красногорский городской прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), в котором просит суд признать недействительным водительское удостоверение на управление транспортными средствами категории: «А», «А1», «В», «В1», «С», «С1», «М» серия и №, выданное ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, РЭО ГИБДД УМВД РФ по городскому округу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сдать водительское удостоверение серия и №, выданное РЭО ГИБДД УМВД РФ по городскому округу Красногорск ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в ОГИБДД УМВД России по городскому округу <адрес>, расположенному по адресу: <адрес>, городской округ Красногорск, <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение серия и №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ для получения которого ФИО1 представлена медицинская справка серии 22038 №, выданную ДД.ММ.ГГГГ ООО «Красная Звезда». Между тем административный ответчик состоит на учете у врача психиатра-нарколога с 2016 г. с диагнозом «Хронический алкоголизм» и на дату предъявления иска с учета не снят.
Следовательно, законные основания для выдачи ФИО1 водительского удостоверения отсутствовали; наличие у административного ответчика права на управление транспортным средством ставит под угрозу жизнь, здоровье, имущество граждан – участников дорожного движения.
В судебном заседании прокурор ФИО3 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на его удовлетворении.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, не возражал против их удовлетворения, пояснил, что состоит на учете у врача психиатра-нарколога с 2016 г., с учета не снят, в связи с чем медицинское заключение, необходимое для получения водительского удостоверения приобрел без прохождения медицинского освидетельствования.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД УМВД России по <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным, в суд не явился.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности и учитывая признания заявленных требований административным ответчиком, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона № 196-ФЗ право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Согласно п. 30 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для выдачи российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения заявителем предоставляются в том числе медицинское заключение.
Одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения, согласно ст. 5 Закона № 196-ФЗ, является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 28 указанного Закона одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) (далее - Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования).
Согласно п.п. 2, 6, 10. 1 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования медицинское освидетельствование проводится с целью определения наличия (отсутствия) у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства) медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством в соответствии с перечнями медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Постановление Правительства РФ №), включает в себя осмотры и обследования врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования, в том числе обследование врачом-психиатром-наркологом.
В случае выявления в ходе обследования врачом-психиатром-наркологом у освидетельствуемого симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами, и (или) определения наличия психоактивных веществ в моче по результатам исследований, проведенных в соответствии с подпунктом 8 пункта 6 настоящего порядка, и (или) определения карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови в концентрации, превышающей 1,2% концентрации всех изоформ трансферрина, по результатам исследований, проведенных в соответствии с подпунктом 9 пункта 6 настоящего порядка, освидетельствуемый направляется на медицинское обследование, проводимое в специализированной медицинской организации, указанной в абзаце третьем пункта 3 настоящего порядка, включающее осмотр врачом-психиатром-наркологом, инструментальное и лабораторные исследования в целях установления у освидетельствуемого наличия (отсутствия) психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ, включенных в перечень. В наиболее сложных и конфликтных ситуациях решение о наличии (отсутствии) указанных расстройств принимается врачебной комиссией, состоящей из врача-психиатра-нарколога, врача-терапевта и врача-невролога.
Медицинское заключение оформляется врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) на основании сведений, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, в присутствии освидетельствуемого и действительно для предъявления в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения, в течение 12 месяцев с даты выдачи (п. 12 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования).
Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, согласно которым противопоказанием к управлению являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код F10 - F16, F18, F19), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Клиническими рекомендациями «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя. Синдром зависимости от алкоголя», утвержденных Минздравом России, синдром зависимости - это сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление психоактивного вещества или класса веществ занимает в системе ценностей больного ведущее место.
В ходе проверки, проведенной городской прокуратурой, результаты которой представлены в материалы дела, установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет водительское удостоверение категори «А», «А1», «В», «В1», «С», «С1», «М» серия и №, выданное ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД Красногорского ОВД, действующее до ДД.ММ.ГГГГ. Для получения водительского удостоверения ФИО1 представил в ОГИБДД УМВД России по <адрес> медицинскую справку серии 22038 № выданную ДД.ММ.ГГГГ ООО «Красная Звезда» в которой медицинские противопоказания и ограничения на получение водительского удостоверения отсутствуют.
Согласно информации, представленной ГБУЗ МО «Красногорская городская больница №», ФИО1 находится на диспансерном наблюдении у врача-психиатра-нарколога с диагнозом: «Хронический алкоголизм» с сентября 2016. В настоящее время с учета не снят.
Административный ответчик изложенные выше обстоятельства подтвердил.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ФИО1 в нарушение приведенных норм Закона № 196-ФЗ и подзаконных актов, приобрел право на управление транспортными средствами, при наличии заболевания «Хронический алкоголизм», являющегося противопоказанием к управлению транспортным средством, представив недостоверные сведения являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
Как следует из перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, лица, страдающие заболеванием «алкоголизм», не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, в частности, управление транспортными средствами.
Таким образом, основания для получения права управления транспортными средствами у ФИО1 отсутствовали как на момент выдачи водительского удостоверения в связи имеющимся диагнозом, установленным в 2016 г., так и не имеется их в настоящее время, в связи с тем, что административный ответчик состоит на учете и врача психиатра-нарколога с указанным выше диагнозом. Управление ФИО1 транспортными средствами, при наличии установленного заболевания, ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения и граждан.
В силу ч. 3, 5 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично, а суд принять признание иска, если это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч. 3 ст. 157 КАС РФ).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит выводу о возможности принятия признания иска административным ответчиком и удовлетворении исковых требований административного истца в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: «░», «░1», «░», «░1», «░», «░1», «░» ░░░░░ ░ №, ░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ №, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.