дело № 2а-989/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2018 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующей судьи Старчак Т.А.,
при секретаре Швецовой Н.С.,
с участием истца Зубарева А.В.,
представителя истца Зубаревой Н.Н., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю, третьего лица на стороне ответчика ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю Кочергиной А.В., действующей на основании доверенности,
ответчика ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России Петухова А.Ж., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубарев А.В. к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России о возложении обязанности организовать оперативное лечение,
у с т а н о в и л :
Зубарев А.В. отбывает наказание в виде лишения свободы, назначенное по приговору Березниковского городского суда от <дата>. в ФКУ ИК-9, обратился в суд с названным иском, указывая в обоснование заявленных требований, что является инвалидом 3 группы с диагнозом «хронический остеомиелит грудины» по МКБ-10-М 86.8, согласно программе реабилитации инвалида № 685.24.59/2017(2) нуждается в реконструктивной хирургии, срок выполнения мероприятий указан в программе с <дата>. по <дата>., исполнителями мероприятия являются ГУФСИН по Пермскому краю и ФКУЗ МСЧ-59. В данном ему ответе ФКУЗ МСЧ-59 было сказано, что готовится пакет документов на оформления квоты для операции, но по настоящее время ответчиками операция не проведена, наряду с этим, в связи с имеющимся дефектом у него открыты жизненно-важные органы: сердце, легкие, гортань, в связи с чем истец согласно исковых требований с учетом их уточнений просил обязать ответчиков организовать его оперативное лечение в учреждении соответствующего профиля и исполнить решение суда в течение месяца.
В судебном заседании истец на иске настаивал, суду пояснил, что ответчики уклоняются от проведения операции, наряду с этим, отсутствие у него грудины создает угрозу для жизни с учетом того, что он отбывает наказание в исправительном учреждении, где его могут в любое время толкнуть либо он сам может упасть. Согласно действующей программы реабилитации ему рекомендована реконструктивная хирургия. Поскольку ответчиками длительное время не решается вопрос о проведении операции, истец просил обязать ответчиков исполнить указанные в программе реабилитации инвалида мероприятия по восстановительной хирургии в течение месяца.
Представителем истца его доводы в судебном заседании было поддержаны.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, указывая в обоснование возражений по иску, что ГУФСИН РФ не является надлежащим ответчиком по делу. Указание ГУФСИН в качестве исполнителя программы реабилитации инвалида является необоснованным, поскольку Управление является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения наказаний осужденных. Приказом Минюста России от 22.09.2015г. № 222 «Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий» пользование техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечивается администрацией исправительного учреждения, реабилитационные мероприятия по восстановительной терапии, реконструктивной хирургии осуществляются медицинскими организациями уголовно-исполнительной системы, а также медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему и медицинскими организациями здравоохранения. Обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения и ФСИН России в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере, истец в ГУФСИН по Пермскому краю не содержится. Кроме того, индивидуальная программа реабилитации инвалида носит для него рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида мероприятий программы, а также от реализации программы в целом. С заявлением о реализации мероприятий, указанных в программе ИПРА, истец в администрацию исправительного учреждения не обращался.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-9 исковых требований не поддержала по тем же основаниям.
Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России с иском не согласился, указав в обоснование возражений, что истец, отбывая наказание в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, наблюдается медицинским работником филиала Медицинская часть № ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России с <дата>., необходимая медицинская помощь истцу с учетом имеющихся у него заболеваний отказывается, учреждением в 2018 году сделаны множественные запросы в лечебные учреждения Пермского края для проведения необходимого оперативного лечения согласно полученным ответам оперативное лечение может быть проведено торакальным хирургом, в связи с чем истец был обследован торакальным хирургом ГБУЗ Пермского края «Ордена «Знак почета» «Пермская краевая клиническая больница», оснований для оперативного лечения не выявлено.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России, представитель которого просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменных пояснениях по иску указал, что <дата> первично в бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России Зубареву А.В. была установлена 3 группа инвалидности с причиной инвалидности
«общее заболевание» сроком на 1 год с диагнозом «хронический остеомиелит грудины, свищевая форма, с рецидивами средней частоты». Истцу проведено оперативное лечение <дата>. резекция рукоятки и тела градины, ключиц с оментопластикой, после которого у истца наблюдается умеренное нарушение каркасной функции грудной клетки, разработана ИПРА инвалида № 384.18.59/2016 к протоколу проведения медицинской экспертизы от <дата>. сроком на 1 год, в разделе медицинской реабилитации ИПРА рекомендована нуждаемость в реконструктивной хирургии. При переосвидетельствовании в бюро № филиала ФКУ ГЮ МСЭ <дата>. нуждаемость не рекомендована, <дата> Зубарев А.В. обратился в бюро № с заявлением о разработке ИПРА, представил направление на медико-социальную экспертизу, оформленное филиалом МСЧ-16 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН от <дата>., в п. 34 имелось заключение о нуждаемости Зубарева А.В. в оперативном лечении, в бюро №. разработана ИПРА инвалида, в разделе медицинской реабилитации которой определена нуждаемость в реконструктивной хирургии, срок действия ИПРА до <дата>. В направлении на медико-социальную экспертизу Зубарева А.В., оформленном филиалом «Больница№» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН от <дата>. имелось заключение о нуждаемости в оперативном лечении грудины- реконструктивная хирургия, в бюро №. разработана ИПРА инвалида, в разделе медицинской реабилитации которой нуждаемость в реконструктивной хирургии не определена, срок действия ИПРА до <дата>. в экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России в порядке контроля решений бюро Зубареву А.В. проведена медико-социальная экспертиза заочно, решение бюро № по ИПРА от <дата>. изменено, в экспертном составе № Зубареву А.В. разработана ИПРА инвалида № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от <дата>., в раздел медицинской реабилитации которого включена нуждаемость в реконструктивной хирургии, срок действия ИПРА с <дата>. по <дата>.
Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно статьи 26 названного закона лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9,11 названного закона Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.
В соответствии с п. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно п. 123, 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". При невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.
Обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Судом установлено, истцу в связи с полученной в <дата> г. закрытой травмой груди <дата>. в условиях ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В.Вишневского» проведено оперативное лечение с удалением части костных структур передней стенки грудной клетки, в связи с данным заболеванием установлена 3 группа инвалидности первично с <дата>. В <дата>. до заключения Зубарева А.В. под стражу истец был консультирован в НИИ хирургии РАМН имени А.В. Вишневского в рекомендуемой операции в ПККБ: резекция рукоятки и тела грудины, ключицы с оментопластикой временно отказано до получения результатов дообследования. <дата>. истец прибыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, истцу установлен диагноз: дефект грудины, данный диагноз у истца имеется с <дата> В экспертном составе № Зубареву А.В. разработана ИПРА инвалида № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от <дата>., в раздел медицинской реабилитации которого включена нуждаемость в реконструктивной хирургии, срок действия ИПРА с <дата>. по <дата>., в качестве исполнителя ИПРА указано ГУФСИН России по Пермскому краю. Решение экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России ответчиками не оспаривается. Согласно программы ИПРА инвалида истцу требуется восстановление нарушенных функций организма.
Указанные обстоятельства опровергают возражения представителя ФКУЗ МСЧ-59 об отсутствии оснований для оперативного лечения истца.
С учетом положений вышеприведенных правовых норм государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе и его нахождения в местах принудительного содержания. Медико-социальные права осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях и лиц, содержащихся под стражей, должны соблюдаться в рамках действующего законодательства, а со стороны государства должна обеспечиваться соответствующая гарантия защиты прав данных лиц с учетом специфики их положения в обществе.
С учетом изложенного, суд находит обоснованными требования истца о возложении на ответчиков обязанности организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида №
Данная обязанность должна быть возложена на ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России и на ГУФСИН России по Пермскому краю по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в котором предусмотрена реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
По смыслу положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и подзаконных актов финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением прав инвалидов и реализацией реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
ГУФСИН России по Пермскому краю является территориальным органом ФСИН, через который осуществляется финансирование, в том числе, для рассмотрения вопросов ФСИН по обеспечению охраны прав и законных интересов осужденных, в этой связи ГУФСИН России по Пермскому краю.
К предметам и целям деятельности ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН согласно устава учреждения отнесено медико-социальное обеспечение осужденных к лишению свободы, а также их лекарственное обеспечение, к видам деятельности учреждения отнесены деятельность в области здравоохранения, медицинская деятельность.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание пояснения истца о состоянии здоровья, учитывая, что рассмотрение вопроса о выборе медицинского учреждения, финансировании расходов требует значительного времени, суд считает необходимым установить срок для выполнения обязанности до 31.12.2018г.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Зубарев А.В. удовлетворить.
Обязать ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУЗ «МСЧ-59 ФСИН России» в срок до <дата> организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии Зубарев А.В. согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме,(17.09.2018г.), с принесением апелляционной жалобы в Соликамский суд.
Судья Т.А.Старчак