Решение по делу № 2-989/2018 от 05.04.2018

дело № 2а-989/2018

                           Р Е Ш Е Н И Е

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2018 года                                           город Соликамск

       Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующей судьи Старчак Т.А.,

при секретаре Швецовой Н.С.,

с участием истца Зубарева А.В.,

представителя истца Зубаревой Н.Н., действующей     на основании доверенности,

представителя ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю, третьего лица на стороне ответчика ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю Кочергиной А.В., действующей на основании доверенности,

ответчика ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России Петухова А.Ж., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубарев А.В. к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России о возложении обязанности организовать оперативное лечение,

                     у с т а н о в и л :

    Зубарев А.В. отбывает наказание в виде лишения свободы, назначенное по приговору Березниковского городского суда от <дата>. в ФКУ ИК-9, обратился в суд с названным иском, указывая в обоснование заявленных требований, что является инвалидом 3 группы с диагнозом «хронический остеомиелит грудины» по МКБ-10-М 86.8, согласно программе реабилитации инвалида № 685.24.59/2017(2) нуждается в реконструктивной хирургии, срок выполнения мероприятий указан в программе с <дата>. по <дата>., исполнителями мероприятия являются ГУФСИН по Пермскому краю и ФКУЗ МСЧ-59. В данном ему ответе ФКУЗ МСЧ-59 было сказано, что готовится пакет документов на оформления квоты для операции, но по настоящее время ответчиками операция не проведена, наряду с этим, в связи с имеющимся дефектом у него открыты жизненно-важные органы: сердце, легкие, гортань, в связи с чем истец согласно исковых требований с учетом их уточнений просил обязать ответчиков организовать его оперативное лечение в учреждении соответствующего профиля и исполнить решение суда в течение месяца.

     В судебном заседании истец на иске настаивал, суду пояснил, что ответчики уклоняются от проведения операции, наряду с этим, отсутствие у него грудины создает угрозу для жизни с учетом того, что он отбывает наказание в исправительном учреждении, где его могут в любое время толкнуть либо он сам может упасть. Согласно действующей программы реабилитации ему рекомендована реконструктивная хирургия. Поскольку ответчиками длительное время не решается вопрос о проведении операции, истец просил обязать ответчиков исполнить указанные в программе реабилитации инвалида мероприятия по восстановительной хирургии в течение месяца.

    Представителем истца его доводы в судебном заседании было поддержаны.

     Представитель ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, указывая в обоснование возражений по иску, что ГУФСИН РФ не является надлежащим ответчиком по делу. Указание ГУФСИН в качестве исполнителя программы реабилитации инвалида     является необоснованным, поскольку Управление является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения наказаний осужденных. Приказом Минюста России от 22.09.2015г. № 222 «Об утверждении порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий» пользование техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечивается администрацией исправительного учреждения, реабилитационные мероприятия по восстановительной терапии, реконструктивной хирургии осуществляются медицинскими организациями уголовно-исполнительной системы, а также медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему и медицинскими организациями здравоохранения. Обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения и ФСИН России в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной     сфере, истец в ГУФСИН по Пермскому краю не содержится. Кроме того, индивидуальная программа реабилитации инвалида носит для него рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида мероприятий программы, а также от реализации программы в целом. С заявлением о реализации мероприятий, указанных в программе ИПРА, истец в администрацию исправительного учреждения не обращался.

      Представитель третьего лица ФКУ ИК-9    исковых требований не поддержала по тем же основаниям.

      Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России с иском не согласился, указав в обоснование возражений, что истец, отбывая наказание в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, наблюдается медицинским работником филиала Медицинская часть ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России с <дата>., необходимая медицинская помощь истцу с учетом имеющихся у него заболеваний отказывается, учреждением в 2018 году сделаны множественные запросы в лечебные учреждения Пермского края для проведения необходимого оперативного лечения согласно полученным ответам оперативное лечение может быть проведено торакальным хирургом, в связи с чем истец был обследован торакальным хирургом ГБУЗ Пермского края «Ордена «Знак почета» «Пермская краевая клиническая больница», оснований для оперативного лечения не выявлено.

      В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России, представитель которого просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменных пояснениях по иску указал, что <дата> первично в бюро филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России Зубареву А.В. была установлена 3 группа инвалидности с причиной инвалидности

«общее заболевание» сроком на 1 год с диагнозом «хронический остеомиелит грудины, свищевая форма, с рецидивами средней частоты». Истцу проведено оперативное лечение <дата>. резекция рукоятки и тела градины, ключиц с оментопластикой, после которого у истца наблюдается умеренное нарушение каркасной функции грудной клетки, разработана ИПРА инвалида № 384.18.59/2016 к протоколу проведения медицинской экспертизы от <дата>. сроком на 1 год, в разделе медицинской реабилитации ИПРА рекомендована нуждаемость в реконструктивной хирургии. При переосвидетельствовании в бюро филиала ФКУ ГЮ МСЭ <дата>. нуждаемость не рекомендована, <дата> Зубарев А.В. обратился в бюро с заявлением о разработке ИПРА, представил направление на медико-социальную экспертизу, оформленное филиалом МСЧ-16 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН от <дата>., в п. 34 имелось заключение о нуждаемости Зубарева А.В. в оперативном лечении, в бюро . разработана ИПРА инвалида, в разделе    медицинской реабилитации которой определена нуждаемость в реконструктивной хирургии, срок действия ИПРА до <дата>. В направлении на медико-социальную экспертизу Зубарева А.В., оформленном филиалом «Больница» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН от <дата>. имелось заключение о нуждаемости в оперативном лечении грудины- реконструктивная хирургия, в бюро . разработана ИПРА инвалида, в разделе медицинской реабилитации которой нуждаемость в реконструктивной хирургии не определена, срок действия ИПРА до <дата>. в экспертном составе ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России в порядке контроля решений бюро Зубареву А.В. проведена медико-социальная экспертиза заочно, решение бюро     по ИПРА от <дата>. изменено, в экспертном составе Зубареву А.В.    разработана ИПРА инвалида к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от <дата>., в раздел медицинской реабилитации которого включена нуждаемость в реконструктивной хирургии, срок действия ИПРА с <дата>. по <дата>.

     Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

      В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.

      В соответствии со статьей Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

     Согласно статьи 26 названного закона лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

     Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

        Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       В соответствии со статьями 9,11 названного закона Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.

      В соответствии с п. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

     Согласно п. 123, 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". При невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.

      Обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

      Судом установлено, истцу в связи с полученной в <дата> г. закрытой травмой груди <дата>. в условиях ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В.Вишневского» проведено оперативное лечение с удалением части костных структур передней стенки грудной клетки, в связи с данным заболеванием установлена 3 группа инвалидности первично с <дата>. В <дата>. до заключения Зубарева А.В. под стражу истец был консультирован в НИИ хирургии РАМН имени А.В. Вишневского в рекомендуемой операции в ПККБ: резекция рукоятки и тела грудины, ключицы с оментопластикой временно отказано до получения результатов дообследования. <дата>. истец прибыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю, истцу установлен диагноз: дефект грудины, данный диагноз    у истца имеется с <дата> В экспертном составе Зубареву А.В.    разработана ИПРА инвалида к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от <дата>., в раздел медицинской реабилитации которого включена нуждаемость в реконструктивной хирургии, срок действия ИПРА с <дата>. по <дата>., в качестве исполнителя ИПРА указано ГУФСИН России по Пермскому краю. Решение экспертного состава ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России ответчиками не оспаривается. Согласно программы ИПРА инвалида истцу требуется восстановление нарушенных функций организма.

     Указанные обстоятельства опровергают возражения представителя ФКУЗ МСЧ-59 об отсутствии оснований для оперативного лечения истца.

      С учетом положений вышеприведенных правовых норм государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе и его нахождения в местах принудительного содержания. Медико-социальные права осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях и лиц, содержащихся под стражей, должны соблюдаться в рамках действующего законодательства, а со стороны государства должна обеспечиваться соответствующая гарантия защиты прав данных лиц с учетом специфики их положения в обществе.

     С учетом изложенного, суд находит обоснованными требования истца о возложении на ответчиков обязанности организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида

      Данная обязанность должна быть возложена на ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России и на ГУФСИН России по Пермскому краю по следующим основаниям.

       В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в котором предусмотрена реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).

       По смыслу положений     Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и подзаконных актов финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением прав инвалидов и реализацией реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

       В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

       Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

ГУФСИН России по Пермскому краю является территориальным органом ФСИН, через который осуществляется финансирование, в том числе, для рассмотрения вопросов ФСИН по обеспечению охраны прав и законных интересов осужденных, в этой связи ГУФСИН России по Пермскому краю.

       К предметам и целям деятельности ФКУЗ МСЧ № 59 ФСИН согласно устава учреждения отнесено медико-социальное обеспечение осужденных к лишению свободы, а также их лекарственное обеспечение, к видам деятельности учреждения отнесены деятельность в области здравоохранения, медицинская деятельность.

      В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

     Принимая во внимание    пояснения истца о состоянии здоровья, учитывая, что рассмотрение вопроса о выборе медицинского учреждения, финансировании расходов требует значительного времени, суд считает необходимым установить срок для выполнения обязанности до 31.12.2018г.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                         Р Е Ш И Л :

исковые требования Зубарев А.В. удовлетворить.

Обязать ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУЗ «МСЧ-59 ФСИН России» в срок до <дата> организовать выполнение мероприятий по реконструктивной хирургии Зубарев А.В. согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме,(17.09.2018г.), с принесением апелляционной жалобы в Соликамский суд.

               Судья                    Т.А.Старчак

2-989/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
solikam.perm.sudrf.ru
10.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее