Дело №а-123/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ишим 06 марта 2018 года
Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Милютина В.В., при секретаре Гусевой О.Е.,
с участием представителя административного истца - помощника Ишимского межрайонного прокурора Сердечной А.С.,
представителя административного ответчика – Главы администрации МО «Гагаринское сельское поселение» Ишимского муниципального района Тюменской области Гультяева О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ишимского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Гагаринское сельское поселение» Ишимского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Гагаринское сельское поселение» Ишимского муниципального района Тюменской области, выразившегося в непринятии мер к осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в части уличного освещения,
УСТАНОВИЛ:
Ишимский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО «Гагаринское сельское поселение» Ишимского муниципального района с указанным административным исковым заявлением.
Свои требования мотивировал тем, что межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками отдела ГИБДД МО МВД России «Ишимский» была проведена проверка соблюдения на территории Гагаринского сельского поселения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ и п. 9 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования Гагаринское сельское поселение - к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.
Статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196 от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее Федеральный закон № 196) установлено, что обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 196, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов;
Согласно п.3.18 «ГОСТ Р 52765-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 269-ст) стационарное электрическое освещение: искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий. (Примечание - Включает в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи).
ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221) (далее - ГОСТ Р 50597-93) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с п.п. 4.6.3, 4.6.4, 4.6.5. ГОСТ Р 50597-93 доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
В ходе проверки, проведенной 31.01.2018 в период с 00 часов 25 минут до 01 часа 45 минут, установлено, что в нарушение вышеприведенных норм, при наличии фонарных столбов, в темное время суток не работали и не освещали дорожное покрытие
- подряд один за другим 8 фонарей наружного освещения по <адрес> от <адрес> до <адрес> сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области;
- подряд один за другим 6 фонарей наружного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>;
- подряд один за другим 8 фонарей наружного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>; подряд один за другим 6 фонарей наружного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>; подряд один за другим 24 фонаря наружного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>;
- подряд один за другим 14 фонарей наружного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>;
- подряд один за другим 18 фонарей наружного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>.
Отсутствие освещения на вышеуказанных участках автомобильных дорог не позволяет участникам дорожного движения выполнять требования Правил дорожного движения, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц – участников дорожного движения и иных граждан, чем нарушаются их права и законные интересы по охране жизни и здоровья, предусмотренные ст.41 Конституции Российской Федерации.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Гагаринское сельское поселение» Ишимского муниципального района в связи с выявленными недостатками уличного освещения на указанных участках улиц <адрес> Гагаринского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области; а также обязать администрацию муниципального образования «Гагаринское сельское поселение» Ишимского муниципального района Тюменской области в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда восстановить работу светильников в вечернее и ночное время в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, расположенных на участках
- <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>;
- <адрес> от <адрес> до <адрес>;
- на <адрес> от <адрес> до <адрес>;
- <адрес> от <адрес> до <адрес> сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Ишимского межрайонного прокурора Сердечная А.С. заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, в части признания незаконным бездействия администрации МО «Гагаринское сельское поселение» Ишимского муниципального района Тюменской области, выразившегося в не обеспечении уличного освещения на указанных участках улиц села в ночное время поддержала в полном объеме, в остальной части просила производство по делу прекратить в связи с исполнением требований административным ответчиком до судебного разбирательства.
Определением суда производство по делу в остальной части заявленных требований о возложении на административного ответчика обязанности по восстановлению уличного освещения в ночное время на вышеуказанных участках в <адрес>, в связи с исполнением заявленных требований, было прекращено.
Представитель административного ответчика – Глава администрации МО «Гагаринское сельское поселение» Ишимского муниципального района Гультяев О.А. в судебном заседании требования прокурора не оспаривал, обратился в адрес суда с заявлением о признании исковых требований прокурора в полном объеме, расписка представителя административного ответчика о признании иска приобщена к протоколу судебного заседания в порядке части 1 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель третьего лица - ст. государственный инспектор отдела ГИБДД МО МВД России «Ишимский» Иванов С.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, отводов не заявлял, просил рассмотреть дело без своего участия, иск прокурора поддержал в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным
В соответствии с п.п.5, 19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.
Пунктом 9 ч.1 ст.6 Устава муниципального образования «Гагаринское сельское поселение» Ишимского района Тюменской области установлено, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.
Исходя из положений абз. 1 и абз. 8 п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Учитывая приведенные нормы закона и Устава сельского поселения, суд считает, что обязанность по организации уличного освещения возложена на органы местного самоуправления, а именно на администрацию Гагаринского сельского поселения.
пункты 4.6.1.15, 4.6.1.16).
Аналогичные требования к возможности отключения наружного освещения в ночное время содержатся в пунктах 4.6.3, 4.6.4, 4.6.5 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. № 221), которыми также предусмотрено, что доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение не работающих светильников подряд, один за другим. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Из представленных материалов дела следует, что 31 января 2018 в ночное и темное время суток, в период с 00 часов 25 мин. до 01 часа 45 мин., сотрудниками отдела ГИБДД МО МВД России «Ишимский» на основании поручения Ишимской межрайонной прокуратуры от 29.01.2018 на территории Гагаринского сельского поселения была проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в ходе которой установлено, что в нарушение требований государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, при наличии опор освещения, в темное время суток в <адрес> не работают и не горят подряд один за другим:
- 8 фонарей наружного освещения по <адрес> от <адрес> до <адрес> сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области;
- 6 фонарей наружного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>;
- 8 фонарей наружного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>; 6 фонарей наружного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>; 24 фонаря наружного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>;
- 14 фонарей наружного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>;
- 18 фонарей наружного освещения по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>, что отражено в соответствующих актах выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц) (л.д. №).
Организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Отсутствие освещения на улицах сельского поселения в темное время суток свидетельствует о нарушении прав граждан на благоприятные условия проживания и их безопасность.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом исходя из положений ч. 1 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Несмотря на то, что административным ответчиком на территории сельского поселения организованно уличное освещение, однако в настоящем судебном заседании установлено, что оно на момент обследования должностным лицом надзорного органа не отвечало в полном объеме предъявляемым к нему требованиям и на момент проверки в темное время суток 31.01.2018 на вышеуказанных участках улиц <адрес> Гагаринского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области не работало и вообще не освещало протяженные участки улиц, а выявленное нарушение было устранено подрядной организацией, на основании заявки Главы администрации МО Гагаринское сельского поселения лишь спустя одну неделю.
Согласно части 1 статьи 31 Устава МО Гагаринское сельское поселения Глава сельского поселения выступает в суде без доверенности от имени сельского поселения.
Согласно Решению Думы Гагаринского сельского поселения от 29.09.2015 года, главой Гагаринского сельского поселения избран Гультяев О.А. с 30 сентября 2015 года.
В судебном заседании представитель административного ответчика признал иск прокурора. Распорядительное действие административного ответчика ясно выражено в письменном заявлении, оснований сомневаться в осознании его волеизъявления у суда не имеется.
Суд принимает признание иска представителем административного ответчика Гультяевым О.А., имеющему полномочия действовать от имени административного ответчика без доверенности, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, следовательно, оснований для непринятия судом признания административного иска не имеется.
Согласно части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Ишимского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Гагаринское сельское поселение» Ишимского муниципального района Тюменской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Гагаринское сельское поселение» Ишимского муниципального района Тюменской области в связи с непринятием мер к осуществлению своевременных мероприятий по обеспечению освещения и безопасности дорожного движения в темное время суток на участках:
- <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>;
- <адрес> от <адрес> до <адрес>;
- на <адрес> от <адрес> до <адрес>;
- <адрес> от <адрес> до <адрес> сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд, в течение одного месяца с момента его принятия, с подачей жалобы через Ишимский районный суд.
Председательствующий судья подпись В.В. Милютин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>