Решение по делу № 2-868/2020 от 05.08.2020

                 дело в„– 2-868/2020

УИД: 16RS0031-01-2020-001744-66

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 сентября 2020 РіРѕРґР°                         РіРѕСЂРѕРґ Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гайфуллина Р.Р., при секретаре Гурьевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанского межрайонного природоохранного прокурора к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительным результатов межевания земельного участка, признании недействительным распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, снятии земельного участка с кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л :

Казанский межрайонный природоохранный прокурор Александров Д.А. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту – Исполком) о признании недействительным результатов межевания земельного участка, признании недействительным распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, снятии земельного участка с кадастрового учета.

В обоснование иска указано, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на учет в 2013 году с категорией земель сельскохозяйственного назначения на основании постановления Исполкома от 20 мая 2013 года № 645, которым утверждена схема расположения земельного участка. В соответствии с заключением Казанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» данный земельный участок наложен на земли лесного фонда площадью 6 791 кв.м, на праве собственности принадлежащих ГКУ «Елабужское лесничество». С указанием на то, что изданием данного постановления Исполком нарушил правовой статус объектов федеральной собственности, в иске поставлен вопрос о признании недействительным результатов межевания данного земельного участка, признании недействительным постановления Исполкома от 20 мая 2013 года № 645 и исключении из ЕГРН сведений о данном земельном участке.

В судебном заседании помощник прокурора Тукаевского района Ахатова Р.М. поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям; представитель Исполкома Парфенов А.С. не возражал против удовлетворения иска.

Представитель Росреестра (третье лицо) Фасхутдинов Р.Р. в отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие; третьи лица – кадастровый инженер Баланчук О.Ф., Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание представителей не направили, в предусмотренном законом порядке извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Распоряжением Исполкома от 20 мая 2013 года № 645 утверждена схема расположения земельного участка площадью 8 964,08 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для личного подсобного хозяйства.

На основании заявления Исполнительного комитета Малошильнинского сельского поселения, межевого плана № 359 от 29 мая 2013 года и вышеуказанного распоряжения Исполкома от 20 мая 2013 года № 645 решением Росреестра от 4 июня 2013 года № данный участок поставлен на кадастровый учет с указанными категорией и видом разрешенного использования.

На основании постановления Исполкома от 29 августа 2013 года № 4718 земельный участок предоставлен Исполнительному комитету Малошильнинского сельского поселения в постоянное (бессрочное) пользование, право которого зарегистрировано 25 октября 2013 года.

Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» данный земельный участок пересекает границы земель лесного фонда, площадь пересечения составляет 6 791 кв.м.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Руководствуясь положениями статей 13, 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, 9, 7, 11, 36, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, 6, 8, 68, 83 Лесного кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора в части признания недействительным распоряжения Исполкома от 20 мая 2013 года № 645, поскольку формирование земельного участка осуществлено с нарушением требований лесного законодательства в границах лесного фонда, относящегося к собственности Российской Федерации, тогда как орган местного самоуправления не обладал полномочиями по распоряжению данным участком. Границы спорного земельного участка с органами, уполномоченными осуществлять распоряжение участками лесного фонда, не согласовывались, избранный вид разрешенного использования спорного земельного участка – для личного подсобного хозяйства, не соответствует видам разрешенного использования, установленным для участка лесного фонда, на котором запрещены возведение объектов капитального строительства и рубка лесных насаждений.

Исковые требования в части оспаривания результатов межевания (межевого плана, межевого дела, результатов межевания, процедуры межевания, кадастрового учёта результатов межевания) и исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ (графической части) земельного участка подлежат оставлению без удовлетворения в связи со следующим.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определённой вещи.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с частью 13 статьи 22 данного Федерального закона, требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка установлены Приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 года № 90, согласно которому средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек для земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов, составляет значение не более 0,1 метра.

В силу части 3 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в редакции до 1 января 2017 года (далее по тексту – Закон о кадастре) сведения о ранее учтённых объектах недвижимости с учётом предусмотренного статьёй 7 данного Федерального закона состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона о кадастре подлежали включению в ГКН, а с 1 января 2017 года такие сведения подлежат включению в кадастр недвижимости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Закона № 78-ФЗ «О землеустройстве» и представления её на государственный кадастровый учёт в период действия Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы этих земельных участков считаются установленными.

В случаях внесения в ГКН сведений о земельных участках, права на которые возникли у правообладателей до вступления в силу Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Закона № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

При не совершении данных действий такие правообладатели вправе уточнить границы участков путём составления межевого плана по правилам Закона о кадастре. Сведения об уточнённых границах в этом случае подлежали внесению в кадастр по правилам Закона о кадастре, регламентирующим внесение изменений в ГКН в сведения об объекте недвижимости, а с 1 января 2017 года такие сведения подлежат включению в кадастр недвижимости по правилам Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с положениями Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (статьи 39, 40 Закона о кадастре).

Аналогичное требование воспроизведено и в статье 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со статьей 43 названного Федерального закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Закона о кадастре, статья 64 Земельного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, предъявление к ответчику исковых требований об оспаривании результатов межевания (межевого плана, межевого дела, результатов межевания, процедуры межевания, кадастрового учёта результатов межевания), об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ (графической части) земельного участка в качестве самостоятельного способа защиты законом не предусмотрено, удовлетворение судом данного требования само по себе не приведёт к восстановлению прав лица, обратившегося в суд за судебной защитой.

Данные требования не направлены на разрешение по существу спора о местоположении границы между смежными земельными участками, а сводятся лишь к констатации факта нарушения прав истца действиями ответчиков либо направлены на оспаривание границ земельного участка ответчика в целом, в том числе и тех, которые не являются общими с границами участка истца и его прав не затрагивают.

При таких данных у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания результатов межевания земельного участка и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке.

На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Казанского межрайонного природоохранного прокурора к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительным результатов межевания земельного участка, признании недействительным распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, снятии земельного участка с кадастрового учета – удовлетворить частично.

Признать недействительным распоряжение Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 20 мая 2013 года № 645 утверждении схемы расположения земельного участка.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ: РїРѕРґРїРёСЃСЊ

Копия верна

РЎСѓРґСЊСЏ

2-868/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района РТ
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура
Управление Росреестра по РТ
Кадастровый инженер Баланчук О.Ф.
Федеральное агенство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Суд
Тукаевский районный суд Республики Татарстан
Судья
Гайфуллин Р. Р.
Дело на странице суда
tukaevsky.tat.sudrf.ru
05.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2020Передача материалов судье
06.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2020Судебное заседание
23.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее