Решение по делу № 3а-61/2020 от 06.12.2019

24OS0000-01-2019-000972-51

Дело № 3А-61/2020

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2020 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-61/2020 по административному иску Забабурина Василия Алексеевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Забабурин В.А. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:<номер>:108, 24:11:<номер>:193, расположенных в Емельяновском районе Красноярского края.

По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2012 года для земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:108 установлена кадастровая стоимость в размере 6 129 787 рублей 95 копеек, для земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:193 установлена кадастровая стоимость в размере 381 035 рублей 32 копейки.

По итогам независимой оценки, выполненной ООО «КрасОценка» и представленной в отчетах № ЗУ-0859.23/19 и № ЗУ-0859.7/19 от 18 октября 2019 года, по состоянию на 01 января 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:108 составляет 1 049 200 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:193 составляет 254 200 рублей.

Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующих их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Просит восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:108 в размере его рыночной стоимости 1 049 200 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2012 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:193 в размере его рыночной стоимости 254 200 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2012 года.

В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее – Управление Росреестра по Красноярскому краю) Богданчикова Е.А., действующая на основании доверенности, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.

Административный истец Забабурин В.А.. Правительство Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация Емельяновского района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного истца Забабурина В.А., представителей Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации Емельяновского района Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания..

Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что Забабурин В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:108, расположенного по адресу: Красноярский край, р-н Емельяновский, северо-западнее с. Дрокино, (трапеция 4721-3, контуры пашни 426 р, 423 р; трапеция 4720-4, контур пашни 426 р, 423 р; трапеция 4720-2, контур пашни 426, 423; трапеция 4721-1, контур пашни 423 р, и земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:193, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, южнее п. Емельяново, контур 3Б (трапеция 4721-3), что подтверждается договорами купли-продажи земельной доли, дополнительными соглашения к договору купли-продажи, свидетельством о государственной регистрации права от 30 октября 2008 года, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09 сентября 2019 года (л.д. 7-20).

Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 октября 2019 года, по состоянию на 01 января 2012 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:108 составляет 6 129 787 рублей 95 копеек, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:193 составляет 381 035 рублей 32 копейки. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 08 февраля 2013 года (л.д. 21-22).

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков утверждена Постановления Правительства Красноярского края от 30 ноября 2012 года № 629-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Красноярского края».

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке № ЗУ-0859.23/19 и № ЗУ-0859.7/19 от 18 октября 2019 года, выполненный ООО «КрасОценка» (оценщик Попов Т.В.), согласно которым по состоянию на 01 января 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:108 составляет 1 049 200 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:193 составляет 254 200 рублей (л.д. 24-117).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Оформление и содержание отчетов об оценке № ЗУ-0859.23/19 и № ЗУ-0859.7/19 от 18 октября 2019 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что по состоянию на 01 января 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:108 составляет 1 049 200 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:193 составляет 254 200 рублей.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка земель, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:<номер>:108, 24:11:<номер>:193 должна быть определена равной их рыночной стоимости, которая подтверждена соответствующими доказательствами.

Датой обращения Забабурина В.А. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:<номер>:108, 24:11:<номер>:193 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 06 декабря 2019 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Забабурина Василия Алексеевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:108, расположенного по адресу: Красноярский край, р-н Емельяновский, северо-западнее с. Дрокино, (трапеция 4721-3, контуры пашни 426 р, 423 р; трапеция 4720-4, контур пашни 426 р, 423 р; трапеция 4720-2, контур пашни 426, 423; трапеция 4721-1, контур пашни 423 р, в размере его рыночной стоимости – 1 049 200 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2012 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:11:<номер>:193, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, южнее п. Емельяново, контур 3Б (трапеция 4721-3), в размере его рыночной стоимости – 254 200 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2012 года.

Датой обращения Забабурина Василия Алексеевича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:<номер>:108, 24:11:<номер>:193 считать 06 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 04 февраля 2020 года.

3а-61/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Забабурин Василий Алексеевич
Ответчики
Правительство Красноярского края
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Другие
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Николаева Ольга Ивановна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Андриишин Денис Васильевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
06.12.2019Регистрация административного искового заявления
09.12.2019Передача материалов судье
09.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2020Судебное заседание
04.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2020Дело оформлено
26.03.2020Дело передано в архив
03.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее