Судья Лоскутова Н.Г. дело № 33-1710/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 1 октября 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей: Братухина В.В. и Медведевой И.А.,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 июля 2015 года, которым заявление Егоровой Н.Ф. о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Марий Эл об отказе в государственной регистрации права собственности незаконным и возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности удовлетворено;
решение Управления от 5 мая 2015 года об отказе в повторной выдаче свидетельства о праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...> признано незаконным;
на Управление возложена обязанность провести государственную регистрацию права собственности Егоровой Н.Ф. на жилой дом общей площадью <...>., расположенный по адресу: <...>
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Егорова Н.Ф. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Марий Эл об отказе в повторной выдаче свидетельства о праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...> обязать Управление провести государственную регистрацию права собственности Егоровой Н.Ф. на жилой дом общей площадью <...> расположенный по адресу: <...> В обоснование заявления были приведены следующие доводы и обстоятельства. <...> Егорова Н.Ф. по договору купли-продажи приобрела земельный участок с жилым домом, расположенным по адресу: <...> Право собственности на земельный участок и жилой дом зарегистрировано в Управлении Росреестра <...> регистрационные <...> В целях улучшения жилищных условий к уже имеющемуся жилому дому, введенному в эксплуатацию в 1950 году, сделан пристрой. В результате этого изменилась общая и жилая площадь жилого дома, которая в настоящее время составляет: <...> Жилой дом после произведенной реконструкции за границы земельного участка не вышел, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. Реконструкция жилого дома произведена на земельном участке, оформленном в собственность в установленном порядке. Согласно кадастровой выписке от <...> года и открытых данных сайта Росреестра данный объект капитального строительства имеет кадастровый номер <...> поставлен на кадастровый учет <...> с учтенной площадью <...> года заявитель обратилась в Управление Росреестра для внесения изменений в данные Росреестра и получения нового свидетельства о праве собственности на дом с учетом его действительной на данное время площади. Согласно уведомлению исх. <...> государственная регистрация приостановлена до <...> года для представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а впоследствии сообщением от <...> в регистрации было отказано. Заявитель полагает, что действия госрегистратора, повлекшие отказ в регистрации принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости, нарушают её права как собственника.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Марий Эл в лице представителя Берестова А.Н. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В жалобе подробно излагаются обстоятельства дела, приводится позиция, избранная заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции. По утверждению заявителя жалобы, отсутствовали основания для удовлетворения требования о возложении на Управление обязанности по проведению государственной регистрации права собственности Егоровой Н.Ф. на спорный объект.
В возражениях Егорова Н.Ф. выражает несогласие с доводами жалобы, просит оставить решение суда в силе.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Марий Эл Берестова А.Н., поддержавшего жалобу, объяснения Егоровой Н.Ф., просившей оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене решения суда не имеется.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения сторон, суд первой инстанции пришел к правильному итоговому выводу о том, что заявление Егоровой Н.Ф. подлежит удовлетворению. В решении приведен анализ представленных сторонами доказательств, который судебная коллегия считает правильным. В решении также указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Итоговые выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, доводами жалобы по существу не опровергаются. Судебная коллегия отмечает следующее.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п.2, 3).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 1 апреля 2015 года Егорова Н.Ф была уведомлена о приостановлении государственной регистрации повторной выдачи свидетельства на жилой дом, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кутузова, д.45, по основанию выявления недостатков, препятствующих её проведению - до предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Впоследствии сообщением от 5 мая 2015 года в государственной регистрации ей отказано.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.28 постановления от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии со ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Статья 25.3 Закона о регистрации предусматривает особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 и ч. 4 данной статьи основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что у Егоровой Н.Ф. имеется правоустанавливающий документ на земельный участок. Следовательно, его представления не требуется, поскольку право заявителя на этот земельный участок ранее было зарегистрировано.
Каких-либо изъятий, ограничений и оговорок для объектов, созданных в результате реконструкции ранее существовавших объектов, независимо от того, было ли ранее зарегистрировано право собственности на эти объекты, положениями ч.ч. 1, 4 ст. 25.3 Закона о регистрации не предусмотрено.
Ссылка в жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации № 905-О-О от 14 июля 2011 года является несостоятельной, поскольку приведенные в нем суждения не противоречат выводам суда первой инстанции, сделанным при рассмотрении настоящего дела.
Из содержания кадастровой выписки от 27 февраля 2015 года следует, что спорный жилой дом является одноэтажным, расположен в пределах земельного участка. Из материалов дела не следует, что данное строение не отвечает критериям индивидуального жилого дома, является многоквартирным (п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В связи с изложенным и с учетом вышеприведенного правового регулирования суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа в регистрации права на реконструированный объект, в том числе путем внесения изменений в запись в Едином государственном реестре прав о государственной регистрации права собственности Егоровой Н.Ф. на принадлежащий ей жилой дом, в части увеличения его площади до <...> что повлекло удовлетворение заявленных требований.
Выводы суда, приведенные в решении, являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами. Их оценка изложена в решении, является правильной. Оснований считать решение суда ошибочным по доводам апелляционной жалобы не имеется. Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл – без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи: Братухин В.В.
Медведева И.А.