Председательствующий по делу Дело №33-1048/2024
Судья Шокол Е.В. (№ дела в суде 1-й инст. 2-2098/2023)
УИД 75RS0025-01-2023-003488-30
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,
судей Погореловой Е.А., Радюк С.Ю.
при секретаре Мокиной М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 18 апреля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения в интересах Васильева С. А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе председателя Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников Леонтьевой М.Л.
на решение Читинского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено:
«Исковые требования Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения в защиту прав и охраняемых законом интересов Васильева С. А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, – оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А., судебная коллегия
установила:
председатель Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения Леонтьева М.Л. обратилась в суд с настоящим иском в интересах Васильева С.А., ссылаясь на следующие обстоятельства.
Васильев С.А. на основании трудового договора № от <Дата> работает у ответчика в должности машиниста (кочегара), ему установлен суммированный учет рабочего времени продолжительностью один квартал.
Трудовая функция выполняется согласно графикам сменности. Время начала работы и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, иных внутрисменных перерывов предоставляется в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Правилами внутреннего трудового распорядка, графиком сменности.
По должностной инструкции машиниста (кочегара) котельной жилищно-эксплуатационной (коммунальной) службы в составе жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу, машинист (кочегар) котельной обязан обслуживать отдельные водогрейные котлы с суммарной теплопроизводительностъю до 12,6 ГДж/ч (до 3 Гкал/ч), работающие на твердом топливе.
В силу положений Типовой инструкции по безопасному ведению работ для персонала котельных. РД 10-319-99, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 19.08.1999 № 49, машинистам (кочегарам, операторам), находящимся на дежурстве в котельной, запрещается отвлекаться от выполнения обязанностей, возложенных на них производственной инструкцией, оставлять котел без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала как во время работы котла, так и после его остановки (до полного прекращения горения в топке, удаления из нее остатков топлива и снижения давления до нуля).
Ссылаясь на приведенные положения, нормы ч. 3 ст. 108 ТК РФ, указывает, что поскольку кочегары не имеют возможности отлучаться во время перерывов с места работы, то в их рабочее время должны включаться перерывы для отдыха и питания.
В нарушение указанной нормы закона работодателем в 2022, 2023 годах расчет заработной платы истца производился без учета времени, предоставляемого для отдыха и питания. Кроме того, ссылаясь на положения ст.ст. 8, 135, 136, 152 ТК РФ, указывает на неправомерность исчисления работодателем рабочего времени путем применения среднеквартальной нормы часов, а также неправомерность расчетов рабочего времени в ночные рабочие смены.
На основании изложенного, с учетом уточнений, просила суд взыскать с ответчика в пользу Васильева С.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с октября 2022 года по май 2023 года в сумме 34 661,58 рублей, неначисленную и невыплаченную оплату сверхурочной работы за 4 квартал 2022 года, 1 квартал 2023 года в размере 21 974,37 рублей, обязать ответчика удержать из суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы с октября 2022 г. по май 2023 г. Васильева С.А. 1% членского профсоюзного взноса и перечислить на расчетный счет Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения в размере 572,14 руб., взыскать с ответчика компенсацию присужденных судом сумм неначисленной и невыплаченной заработной платы, оплаты сверхурочной работы, за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактической их выплаты с октября 2022 г. по май 2023 г., компенсацию морального вреда в размере 6 000 рублей (т.1, л.д. 5-6, л.д. 47-48).
Судом постановлено приведенное выше решение (т.1, л.д. 191-201).
В апелляционной жалобе председатель Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников Леонтьева М.Л. просит решение районного суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Вывод суда о том, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала ВС РФ не предусматривает начисление компенсационных или стимулирующих выплат в двойном размере за сверхурочную работу сделан без учета позиции Конституционного суда РФ. Постановлением от 27.06.2023 №35-П положения ч.1 ст. 152 ТК РФ были признаны неконституционными в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника, а именно из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат. До внесения необходимых изменений в законодательство суд указал оплачивать отработанное сверхурочно время из расчета полуторной (за первые два часа) либо двойной (за последующие часы) тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, на одинарную тарифную ставку или одинарный оклад (должностной оклад). Это гарантирует оплату сверхурочной работы в повышенном размере по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени. В определении от 12.10.2023 №2711-О-Р судьи КС РФ уточнили, что за сверхнормативные часы работы должна начисляться в том числе и доплата до МРОТ, когда она предусмотрена системой оплаты труда в качестве составляющей заработной платы работника.
Данному доводу истца оценка в решении судом дана не была.
Вывод суда о том, что истцу предоставлено время для отдыха и приема пищи, непрерывного технологического процесса по месту исполнения истцом трудовой функции не имеется, основан только на показаниях допрошенного в качестве свидетеля начальника ЖКС №9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО Избаш С.Н. и хронометража рабочего дня в котельной.
Свидетельские показания Избаш С.Н. не были соотнесены с пояснениями истца, согласно которым за котлом нужно следить каждые 10 мин., покидать рабочее место запрещается. При этом Избаш С.Н. также пояснил, что подмена кочегаров на период перерыва не предусмотрена.
Доводы о том, что кочегары могут друг друга подменять, отлучаться на обед, не состоятельны, так как указанное может быть только по желанию, такой обязанности у кочегаров нет. Также это не свидетельствует о том, что кочегары при этом фактически освобождены от исполнения трудовых обязанностей. Доказательств установления подмены ответчиком не представлено.
Делая вывод о том, что на предприятии ответчика не установлено непрерывное производство, суд не учел доказательства, представленные истцом, которые указывают на непрерывность технологического процесса, в частности: письмо Минобороны России от 22.12.2020 №173/ТК/1014 «О порядке оплаты отработанных часов машинистов (кочегаров) при выполнении трудовой функции в условиях непрерывного технологического процесса»; графики работы, которыми предусмотрены перерывы для отдыха и питания для работников смены в одно время, что исключает возможность подмены, должностная инструкция машиниста (кочегара), запрещающая покидать рабочее место и не предусматривающая обязанность осуществлять подмену других кочегаров, нормативно-правовые акты РФ: п. 233 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 №116, п.п. 1.12, 1.13 Типовой инструкции по безопасному ведению работ для персонала котельных. РД 10-319-99, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 19.08.1999 №49, машинистам (кочегарам, операторам), находящимся на дежурстве в котельной запрещается отвлекаться от выполнения обязанностей, возложенных на них производственной инструкцией.
Согласно ст. 106 ТК РФ время отдыха – это время, в течение которого работник не только свободен от исполнения трудовых обязанностей, но и которое он может использовать по своему усмотрению. Поскольку использование времени отдыха по своему усмотрению, в том числе подразумевает возможность покидать рабочее место с освобождением от трудовых обязанностей, вывод суда о том, что трудовое законодательство не требует, чтобы перерыв для отдыха и питания работник проводил вне места работы, сделан при неверном толковании нормы права. Машинист (кочегар) котельной обязан находится в течение смены на рабочем месте и следить за работой котла. При таких обстоятельствах в условиях непрерывности работы котельных, время отдыха и питания, представленное кочегарам, должно включаться в рабочее время и подлежать оплате (т.1, л.д. 206-209).
В дополнениях к апелляционной жалобе председатель Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников Леонтьева М.Л. указывает, что судом не принята во внимание специфика деятельности ФГБУ ЦЖКУ МО РФ, связанная с оказанием коммунальных услуг, в том числе по тепло-водоснабжению и обслуживанию котельных. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ответчик, в числе прочих осуществляет виды деятельности по производству пара и горячей воды (тепловой) энергии котельными.
Ответчиком в материалы дела представлено Положение о ЖКС № 9 (с. Домна) от <Дата>, согласно п.1 раздела 3 которого, ЖКС №9 осуществляет такие виды деятельности, как: производство, передача и распределение тепловой энергии и теплоносителя (в виде пара и горячей воды), производство горячей воды горячей воды в закрытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), транспортировка по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей. Данные виды деятельности оказываются круглосуточно и соответственно имеют непрерывный характер производства, что также подтверждается федеральными нормативно-правовыми актами, на которые ссылается истец в обоснование исковых требований.
Подмена кочегара во время перерыва другим работником невозможна, так как каждый кочегар во время смены следит за одним котлом, в соответствии с нормативной численностью рабочих-кочегаров, занятых на обслуживании котлов, работающих на твердом топливе с ручной загрузкой, которая определяется Методическими рекомендациями по организации оплаты труда в ЖКС, составляет 5 кочегаров при обслуживании 4 котлов. Ответчиком не представлено доказательств, что в спорный период котельная была обеспечена необходимым количеством кочегаров и что во время, предоставленное для перерывов, работа котельного оборудования приостанавливалась. При таких обстоятельствах работа кочегара котельной носит непрерывный характер, во время перерыва работник обязан находиться на рабочем месте и следить за работой котла, соответственно, время, затраченное на перерыв, отдых и питание, подлежит оплате (т.1, л.д. 235-236).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, представитель ответчика просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таких оснований при рассмотрении настоящего дела судебная коллегия не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании трудового договора от <Дата>, с учетом дополнительных соглашений, Васильев С.А. работает в должности машиниста-кочегара котельной в ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, работнику установлен суммированный учет рабочего времени продолжительностью один квартал.
Трудовым договором, дополнительными соглашениями Васильеву С.А. установлен должностной оклад в размере 7 082 руб. с оплатой пропорционально отработанному времени, надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями – 30%, районный коэффициент – 1,3, надбавка за выслугу лет – 40%, процентная надбавка за вредные условия труда – 12%.
Табелями учета рабочего времени подтверждается, что за каждую смену истцу учитывалось от 10 часов до 11,5 часов рабочего времени, от 30 мин до 2 часов, отведенных для отдыха и приема пищи, из учета исключались.
Пунктами 5.2, 5.3 трудового договора установлено, что работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода 1 год, нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из 40 часов в неделю, при этом работник обязан исполнять трудовую функцию согласно графикам сменности с предоставлением выходных по скользящему графику, время начала работы и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, внутрисменных перерывов предоставляются в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными актами, Правилами внутреннего трудового распорядка, графиком сменности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что локальными нормативными актами работодателя, трудовым договором включение перерывов для отдыха и питания в рабочее (оплачиваемое) время не предусмотрено; на предприятии ответчика не установлено непрерывное производство, локально-нормативные акты, определяющие непрерывность производственного процесса на объектах ответчика не приняты; работодателем предусмотрен сменный режим работы с предоставлением работникам перерывов для отдыха и питания; трудовое законодательство не требует, чтобы перерыв для отдыха и питания работник проводил вне места работы; установлено, что истцу предоставлено время для отдыха и приема пищи, непрерывного технологического процесса по месту исполнения истцом его трудовой функции не имеется, фактически истцу предоставлялись перерывы для отдыха и питания, для этих целей имеется специально оборудованное помещение, а также подменный персонал. Действующее трудовое законодательство не связывает использование работником перерыва для отдыха и приема пищи исключительно с возможностью покинуть то помещение, в котором он исполняет трудовые обязанности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней, при этом исходит из следующего.
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Понятие рабочего времени определено статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором (часть 1 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (часть 2 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (часть 3 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации).
Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статья 106 Трудового кодекса Российской Федерации).
Перерывы в течение рабочего дня (смены) отнесены к времени отдыха (статья 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем (часть 2 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частями 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации), а также повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (статьи 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений, заработная плата работникам, в том числе заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, также ведомственными нормативными правовыми актами. Работникам, осуществляющим трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время и т.д.), предусмотрены гарантии по оплате труда в повышенном размере.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации - в отношении гражданского персонала.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение №1 к настоящему приказу), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение №2 к настоящему приказу), порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение №3 к настоящему приказу).
Согласно пункту 1 раздела I «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера руководителям воинских частей и организаций» приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 руководителям воинских частей и организаций размеры компенсационных и стимулирующих выплат устанавливаются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом руководителям воинских частей и организаций устанавливаются: 1) выплаты компенсационного характера: за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате); за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами; 2) выплаты стимулирующего характера: надбавка за выслугу лет - до 40 процентов должностного оклада в порядке, установленном настоящим приложением; надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - 100 процентов должностного оклада в пределах средств, предусмотренных на указанные цели фондом оплаты труда. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в ином размере устанавливается по решению Министра обороны Российской Федерации на основании ходатайств заместителей Министра обороны Российской Федерации, в которых указываются конкретные причины, послужившие основанием для данной выплаты; премии по результатам работы за установленный период (месяц, квартал, год) - в пределах средств, направляемых на указанные цели; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - до двух должностных окладов в порядке, установленном настоящим приложением. Размеры выплат надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы и премии по результатам работы руководителям воинских частей и организаций определяются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя.
В пункте 2 раздела II «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу» приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 приведен исчерпывающий перечень видов выплат компенсационного характера: выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4-10, 55-57, 61-66, 71-74, 77, 78 и 81 настоящего приложения); выплаты гражданскому персоналу за работу в местностях с особыми климатическими условиями (пункты 11 и 12 настоящего приложения); выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (пункты 13-17, 58-60 и 75 настоящего приложения); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (пункты 18-20 настоящего приложения).
Пунктом 3 раздела II «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу» приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии с пунктом 5 раздела II «Формирование фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций» приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 при формировании фонда оплаты труда учитываются следующие показатели (по состоянию на 1 октября года, предшествующего планируемому): 1) численность гражданского персонала воинских частей и организаций, предусмотренная штатами; 2) должностные оклады (тарифные ставки) в размерах, установленных настоящим приказом (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей); 3) выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей) за работу: а) на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; в местностях с особыми климатическими условиями; со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, с шифрами - в фактически установленном на 1 октября текущего года размере; б) в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счет экономии фонда оплаты труда), - из расчета среднемесячных расходов по учетным данным текущего года. Выплаты компенсационного характера (за исключением районных коэффициентов и коэффициентов за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) по вакантным должностям (профессиям) в фонде оплаты труда не учитываются; 4) выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда: а) надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - в фактически установленном размере по указанным в настоящем приказе должностям; б) надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок); в) премия по результатам работы: по должностям профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны - в размере 5 должностных окладов; по профессиям водителей автомобилей, занятых обеспечением деятельности центрального аппарата Министерства обороны, - в размере 4,5 тарифных ставок; по остальным должностям (профессиям) - в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок); г) ежемесячная надбавка гражданскому персоналу суворовских военных, Нахимовского военно-морского и военно-музыкального училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, президентских кадетских училищ в размерах, установленных пунктом 70 приложения №2 к настоящему приказу, из расчета должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), учитываемых в расчете фонда оплаты труда; д) единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере двух должностных окладов (тарифных ставок); е) выплаты стимулирующего характера, установленные настоящим приказом (кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда), - в фактически установленном размере.
Фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 6 раздела II «Формирование фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций» приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545).
Из материалов дела следует, что приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 31 марта 2017 г. №13/3, в целях усиления производственной и исполнительской дисциплины работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утверждены Правила внутреннего трудового распорядка в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее – Правила внутреннего трудового распорядка).
Пунктом 5.2 Правил внутреннего трудового распорядка закреплена обязанность работодателя вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником.
Рабочее время работников учреждения определяется настоящими Правилами, а также трудовым договором, графиком сменности (пункт 7.1 Правил внутреннего трудового распорядка).
В пункте 7.2 Правил внутреннего трудового распорядка предусмотрено, что работникам учреждения (за исключением работающих в сменном режиме) устанавливается пятидневная рабочая неделя нормальной продолжительностью рабочего времени 40 часов в неделю с двумя выходными днями (суббота и воскресенье), если иное не предусмотрено трудовым договором конкретного работника.
В соответствии с пунктом 7.3 Правил внутреннего трудового распорядка, время начала и окончания работы и перерыва для отдыха и питания для работников устанавливается следующее: начало работы – 9.00 час. (моск.); перерыв – 13.00-13.45 час. (моск.); окончание работы – 18.00 час. (моск.) (понедельник-четверг); - 16.45 час. (моск.) (пятница). Время начала и окончания работы и перерыва для отдыха и питания работников филиалов учреждения устанавливается приложением к настоящим Правилам.
Согласно приложению №1 к Правилам внутреннего трудового распорядка, рабочий день для филиала по Восточному военному округу установлен с 9.00 час. до 18.00 час. (в пятницу - до 16.45 час.), перерыв с 13.00 час. до 13.45 час. (местное время).
В пункте 7.4 Правил внутреннего трудового распорядка указано, что на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обеспечивает работникам возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.
Графики сменности разрабатываются работодателем и доводятся до сведения работников, не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Работники распределяются по сменам равномерно. Переход из одной смены в другую должен происходить в часы, определенные графиками сменности (пункт 7.6 Правил внутреннего трудового распорядка).
При непрерывных работах запрещается оставлять работу до прихода сменяющего работника. В случае неявки сменяющего работник заявляет об этом непосредственному начальнику, который обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником (пункт 7.7 Правил внутреннего трудового распорядка).
В пункте 7.17 Правил внутреннего трудового распорядка установлено, что работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя (сверхурочная работа) производится в случаях и в пределах, предусмотренных действующим законодательством. Такое привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника.
Работодатель ведет точный учет сверхурочных работ путем составления журнала сверхурочных работ. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд не более 120 часов в год (пункт 7.18 Правил внутреннего трудового распорядка).
С 1 ноября 2022 г. в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России введены новые правила внутреннего трудового распорядка (приказ начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 24 октября 2022 г. №1ПР/171, и далее ПВТР 2022 года).
Согласно пункту 6.3 ПВТР 2022 года, в учреждении применяется суммированный учет рабочего времени с учетным периодом, равным одному календарному году для работников, работающих на сменном графике.
Категории работников со сменной работой определены в приложении №4 к ПВТР 2022 года.
При составлении графиков на год для соблюдения нормативной продолжительности рабочего времени за учетный период допускается увеличение часов работы в одни дни (в пределах максимальной продолжительности рабочей смены до 11 часов 30 минут) за счет снижения в другие в рамках учетного периода.
В случае если фактическая продолжительность ежедневной работы в отдельные дни не совпадает с продолжительностью смены по графику, то переработка в одни дни (в пределах максимальной продолжительности рабочей смены) погашается сокращением времени работы в другие дни или предоставлением других дней отдыха в рамках учетного периода. При этом такая переработка не считается сверхурочными работами.
В соответствии с пунктом 6.4 ПВТР 2022 года в период отдыха и питания, предусмотренного графиками сменности, машинистов (кочегаров) котельных, операторов котельных, их обязанности выполняют начальник котельной, начальник (смены) котельной, которые обеспечивают бесперебойную и безопасную работу оборудования котельной в соответствии с Типовой инструкцией по безопасному ведению работ для персонала котельных РД 10-319-99, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 19 августа 1999 г. №49.
Под сверхурочной работой в соответствии с пунктом 6.7.1 ПВТР 2022 года понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Согласно пункту 7.2 ПВТР 2022 года, работникам, работающим в сменном графике, перерыв для отдыха и питания предоставляется продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, в соответствии с утвержденными графиками сменности, который в рабочее время не включается.
Приложением №4 к ПВТР 2022 года машинист (кочегар) котельной отнесен к работникам, для которых вводится сменный режим работы.
В целях обеспечения оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 июня 2020 г. №1ПР/125, утверждено Положение об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В пункте 5.2.1 Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установлено, что оплата труда работников учреждения за отработанное время (дни, часы) производится по установленным должностным окладам за фактически отработанное время как произведение фактически отработанного времени (в днях, часах) на расчетную тарифную ставку (за день, час).
Согласно подпунктам «б», «в» пункта 5.2.2 Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, расчетная часовая ставка определяется для работников, работающих при суммированном учете рабочего времени (с учетным периодом - квартал): делением установленного должностного оклада на среднеквартальную норму часов. Среднеквартальная норма часов рассчитывается делением количества часов по производственному календарю за квартал на 3; для работников, работающих при суммированном учете рабочего времени (с учетным периодом – год): делением установленного должностного оклада на среднегодовую норму часов. Среднегодовая норма часов рассчитывается делением годовой нормы часов по производственному календарю на 12.
Оплата труда работникам с суммированным учетом рабочего времени и с учетным периодом год рассчитывается по формуле: оклад / на среднегодовую норму часов за месяц х отработанное количество часов в месяц; с учетным периодом 3 месяца рассчитывается по формуле: оклад / среднеквартальная норма часов за месяц х отработанное количество часов в месяц (пункт 5.3.6 Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).
В пункте 5.4.3 Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России регламентирована оплата труда за сверхурочную работу при суммированном учете рабочего времени.
У работников, которым в соответствии с условиями трудовых договоров установлен сменный режим труда с суммированным учетом рабочего времени, сверхурочной работой считается отработанное время сверх нормальной продолжительности рабочего времени в учетном периоде (пункт 5.4.3.1); учреждение по истечении учетного периода оплачивает работникам сверхурочную работу: за первые два часа работы - в полуторном размере (доплачивается 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час); за последующие часы работы - в двойном размере (доплачивается 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час) (пункт 5.4.3); количество часов сверхурочной работы, подлежащих оплате по истечении учетного периода, для работников, которым установлен сменный режим труда с суммированным учетом рабочего времени, рассчитывается отделом (отделением) кадров учреждения (филиала, ЖКС) (пункт 5.4.3.3); по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, равного отработанному сверхурочно. При предоставлении дополнительного времени отдыха оплата сверхурочных часов производится в одинарном размере, дополнительное время отдыха не оплачивается (пункт 5.4.3.4); оплата за сверхурочную работу при суммированном учете производится на основании письменного приказа начальника учреждения (филиала, ЖКС). Оформление приказа осуществляется отделом (отделением) кадров учреждения (филиала, ЖКС) (пункт 5.4.3.5).
При рассмотрении дела судом первой инстанции начальник ЖКС №9 Избаш С.Н., допрошенный в качестве свидетеля, пояснял, что истцу предоставлено время для отдыха и приема пищи, работники могут оставлять котлы на время приема пищи, для чего предусмотрена возможность подмены машинистами друг друга (л.д.148 оборот).
Суду апелляционной инстанции ответчиком представлены дополнительные доказательства, из которых следует, что в соответствии со штатной расстановкой на 26 сентября 2022 г. для котельной №1 было предусмотрено 4 штатных единицы должностей машинистов (кочегаров) котельной.
Приказом начальника ЖКС №9 от 2 октября 2020 г. №4/9ПР/183 ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов, дымовых труб, тепловых энергоустановок и электроустановок по котельным №1385, №1, №2 назначен начальник котельной Сафронов В.В. (том 2 л.д.54-56).
Должностной инструкцией начальника котельной (тепловое хозяйство) жилищно-коммунальной службы №9, утвержденной ВрИД начальника жилищно-коммунальной службы №9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу) 3 июня 2019 г., предусмотрено, что начальник котельной в период обеденного перерыва машинистов (кочегаров) котельных, операторов котельных, операторов тепловых пунктов в промежуток времени, установленный для этих целей графиками сменности на текущий период, и иного непродолжительного временного их отсутствия на рабочем месте, осуществляет дежурство в котельных (на тепловом пункте) и обеспечивает бесперебойную и безопасную работу оборудования котельной (теплового пункта) (пункт 3.2.17 должностной инструкции).
Согласно табелям учета использования рабочего времени за период с сентября 2022 года по май 2023 года, на смену вместе с истцом заступал еще один кочегар. Кроме того, часы работы начальника котельной частично совпадали с работой кочегаров. Таким образом, во время работы истца на рабочем месте одновременно присутствовали три работника, которые могли обеспечивать бесперебойную работу котельной.
Исходя из установленных обстоятельств, в совокупности с дополнительно представленными суду апелляционной инстанции доказательствами, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку локальными нормативными актами, действующими у работодателя, трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему включение перерывов для отдыха и питания в рабочее (оплачиваемое) время не предусмотрено; на предприятии ответчика не установлено непрерывное производство; работодателем предусмотрен сменный режим работы с предоставлением работникам перерывов для отдыха и питания; имеется взаимозаменяемость работников в период перерыва, для того что бы они могли использовать это время по своему усмотрению.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца о фактическом осуществлении непрерывного технологического процесса на объектах ответчика, отсутствии подмены работников на объектах ответчика, поскольку действующее трудовое законодательство не связывает использование работником перерыва для отдыха и приема пищи исключительно с возможностью покинуть помещение, в котором он исполняет трудовые обязанности, судебная коллегия не может принять, как заслуживающие внимания, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела, притом, что не представлено доказательств привлечения истца работодателем к исполнению своих трудовых обязанностей во время перерывов для отдыха и питания.
Доводы апелляционной жалобы об оплате сверхурочной работы истца в повышенном размере в данном случае несостоятельны, поскольку в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 оплата за сверхурочную работу лицам из числа гражданского персонала относится к выплатам компенсационного характера, в связи с чем на указанную выплату не могут быть начислены иные компенсационные и стимулирующие выплаты.
Соответственно, разъяснения, содержащиеся в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. №35-П, не могут быть применены к сложившимся правоотношениям, учитывая также отсутствие у истца часов сверхурочной работы, о чем изложено в настоящем определении.
Более того, с 1 ноября 2022 г., в связи с принятием новых Правил внутреннего трудового распорядка, изменением учетного периода для работников со сменной работой, который составляет один год, определение сверхурочной работы происходит по итогам учетного периода, причем допускается увеличение часов работы в одни дни за счет снижения в другие в рамках учетного периода. Если фактическая продолжительность ежедневной работы в отдельные дни не совпадает с продолжительностью смены по графику, то переработка в одни дни (в пределах максимальной продолжительности рабочей смены) погашается сокращением времени работы в другие дни или предоставлением других дней отдыха в рамках учетного периода. Такая переработка не считается сверхурочными работами (пункт 6.4 ПВТР).
Истцом не представлено доказательств нарушения работодателем приведенных положений, допуска истца к сверхурочным работам вопреки приведенным положениям Правил внутреннего трудового распорядка. Соответственно, при осуществлении истцом работы в пределах установленной нормальной продолжительности рабочего времени, у работодателя не возникла обязанность по оплате часов сверхурочной работы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.
Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников Леонтьевой М.Л. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) путем подачи кассационной жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <Дата>.