Судья Волкова Л.В. Дело № 33 - 3498
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А.,
судей Стрельцова А.С., Сергеева В.А., при секретаре Кирьяновой О.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 23 апреля 2012 года дело по апелляционным жалобам администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, Министерства социального развития Пермского края на решение Нытвенского районного суда Пермского края от 26 декабря 2011 года, которым постановлено:
Признать Еговцеву Ю.И. дата рождения, уроженку **** нуждающейся в жилом помещении с мая 2004 г.
Возложить на администрацию Нытвенского муниципального района обязанность предоставить на условиях социального найма жилое помещение, расположенное на территории Нытвенского муниципального района Пермского края, площадью 33 квадратных метра, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Еговцевой Ю.И. дата рождения, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Сергеева В.А., объяснения представителя администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, истицы Еговцевой Ю.И., судебная коллегия
установила :
прокурор Нытвенского района обратился в суд в интересах Еговцевой Ю.И. с заявлением к администрации Нытвенского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение, расположенное на станции Чайковская Нытвенского района Пермского края, не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям Галицыной М.В. дата рождения, уроженке ****.
В судебном заседании прокурор Щукина Л.В. уточнила п. 2 исковых требований, просит возложить на администрацию Нытвенского муниципального района обязанность предоставить на условиях социального найма жилое помещение, расположенное на территории Нытвенского муниципального района Пермского края, площадью 33 квадратных метра, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, Еговцевой Ю.И. дата рождения, за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе 3-е лицо Министерство социального развития Пермского края сылаясь на то, что суд по данному делу применил закон, не подлежащий применению, а именно закон Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». Автор жалобы полагает, что данный закон не подлежит применению к спорным правоотношениям. В настоящее время государственный жилищный фонд Пермского края не сформирован. Исполнение решения суда в части предоставления Куделькиной Н.Н. благоустроенного жилого помещения государственного жилищного фонда Пермского края не представляется возможным. Еговцева Ю.И. может воспользоваться право на обеспечение жилым помещением по категории детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей общей площадью не менее 9 кв. м. Также высказывается несогласие с решением суда т.к. Еговцева Ю.И. в настоящее время проходит обучение в техникуме. Считают, что в случае вступления решения суда в законную силу, исполнение его приведет в нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств.
Ответчик администрация Нытвенского муниципального района также не согласна с решением суда, в апелляционной жалобе просят решение суда отменить, считают, что решение суда незаконно и необоснованно. Считает, что при разрешении спора судом неправильно применены нормы материального права, не учтено, что предоставляемые по договору социального найма жилые помещения не входят в перечень имущества, которое находится в собственности Нытвенского муниципального района. Указали, что Еговцева Ю.И. не имеет право на получение жилого помещения т.к. за ней закреплено жилое помещение, в собственности находится 1/6 доля жилого помещения расположенного по адресу ****. Суд неправильно применил требования ЖК РФ, определив истицу, как лицо нуждающееся в улучшении жилищных условий. Не согласны с тем, что суд обязал ответчика предоставить жилое помещение в размере 33 кв.м. Кроме того, считают, что администрация не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, поскольку не наделена соответствующими полномочиями по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Правительство Пермского края не вправе передавать свои полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам органам местного самоуправления. Указанным доводам в решении суда не дано надлежащей правовой оценки, что является нарушением требований ст. 198 ГПК РФ, также не согласны с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, считают решение немотивированным должным образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (ст., ст. 12, 59, 60 ГПК РФ). Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В силу п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п ( в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года № 575-п ), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения.
Как следует из материалов дела истица Еговцева Ю.И. родилась дата рождения, родителями являются Е. и Е1. Мать истца умерла 01.06.1999 г., отец по решению Пермского районного суда от 09.01.2003 г. лишен родительских прав. 16.06.1999 г. за Еговцевой Ю.И. закреплено жилое помещение по адресу: ****.
Распоряжением главы администрации № 1209-р от 28.07.2005 г. П. освобождена от обязанностей попечителя над Еговцевой Ю.И., попечителем назначена П1.
Еговцева Ю.И. с 01.09.2009 г. обучается в ГОУ СПО «**», является студенткой 3 курса дневного отделения.
Согласно справки из администрации Чайковского сельского поселения, Еговцева Ю.И. в период с 16.02.1990 г. по настоящее время зарегистрирована по адресу: ****.
Из сообщения Нытвенского филиала ГУП ЦТИ, Нытвенского отдела Росррестра следует, что за Еговцевой Ю.И. на праве собственности зарегистрирована 1/6 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: ****. За родителями истицы Е., Е1. каких-либо объектов недвижимости не зарегистрировано.
В отделе опеки и попечительства ТУ Минсоцразвития по Краснокамскому и Нытвенскому районам личного дела Еговцевой Ю.И. не имеется. В архивный отдел администрации Нытвенского муниципального района личное дело на хранение не поступало.
Еговцева Ю.И. с 06.05.2004 г. имеет в собственности 1/6 доли жилого дома по адресу: ****.
Заключением межведомственной комиссии Чайковского сельского поселения от 02.09.2011 г. данный дом признан непригодным для проживания, износ дома составляет 70%.
В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения по состоянию на 01.04.2011 г., Еговцева Ю.И. не значится. 26.12.2011 г. администрацией Нытвенского муниципального района Еговцевой Ю.И. отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Удовлетворяя исковые требования суд указал, что с возникновением у Еговцевой Ю.И. права собственности на 1/6 долю жилого дома по ул. ****, Нытвенского района, площадью менее учетной нормы, она не перестала нуждаться в предоставлении жилого помещения, не утратила право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, и право стоять в списке детей-сирот. Суд также учел, что в 2001 г. опекун истца П. обращалась в районную администрацию по вопросу выделения жилья истцу, в 2005 г. попечитель истца П1. также обращалась с письменным заявлением в отдел опеки об обеспечении жильем истца. Учитвая изложенное суд пришел к обоснованному выводу о том, что Еговцева Ю.И. должна была быть поставлена на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в предоставлении жилого помещения.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.
Жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Нытвенского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст.ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.
При определении размера общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу суд правильно исходил из положений п. 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, составляет 33 кв. м.
Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Ссылка суда на Закон Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК обоснованна, поскольку ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма».
Ч. 3 ст. 9 указанного Закона, принятого в соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался Законом Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК, данный закон подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку устанавливает дополнительные гарантии, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
Не влекут отмену решения суда доводы апелляционных жалоб о том, что судом неправильно разрешен вопрос о площади предоставляемого жилого помещения, что истец не имела права на получение жилого помещения т.к. за ней закреплено жилое помещение, она имеет жилье в собственности и др. Доводы апелляционных жалобы были предметом исследования судом первой инстанции, данным доводам судом правовая оценка с которой судебная коллегия полностью согласна.
Доводы жалобы об отсутствии у истца права на получение жилого помещения в связи с наличием на праве собственности жилого помещения не влекут отмену решения суда. В собственности у истца имеется 1/6 доля в праве собственности на дом общей площадью 28,3 кв.метра, площадью 31, 2 кв.метра. Судебная коллегия считает, что наличие у Еговцевой Ю.И. на праве собственности 1/6 доли дома, не влияет на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку общая площадь ее доли в доме не соответствует учетной норме по Нытвенскому районе. Заключением межведомственной комиссии Чайковского сельского поселения от 02.09.2011 г. данный дом признан непригодным для проживания, износ дома составляет 70%.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при указанных обстоятельствах Еговцева Ю.И. является лицом из числа нуждающихся в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей и имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм предоставления жилья, в связи с чем требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая категорию лиц, к которой истец, суд правомерно возложил на администрацию Нытвенского муниципального района обязанность по предоставлению ей жилого помещения, поскольку в соответствии с вышеназванными нормами права, регулирующими спорные правоотношения (в том числе - п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-« сирот, детей, оставшихся без попечения родителей»), обязанность по предоставлению жилья указанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления.
С учетом вышеизложенной позиции, доводы апелляционных жалоб отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного судебного постановления.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционные жалобы администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, Министерства социального развития Пермского края на решение Нытвенского районного суда Пермского края от 26 декабря 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: