Дело № 2-202/2021
УИД: 28RS0019-01-2021-000279-60
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
3 июня 2021 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кулагиной И.В.,
при секретаре Силантьевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романцовой Ирины Викторовны к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 62266 о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Романцова И.В. обратилась с данным иском в суд, мотивируя свои требования тем, что она является вдовой военнослужащего - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, исключенного из списков офицерского состава вооруженных сил Российской Федерации в связи достижением предельного возраста, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части №. Календарная выслуга на день смерти супруга составляла 26 лет 08 месяцев. 30 октября 2020 года, истица обратилась в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением, о признании ее как вдовы военнослужащего, нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, предоставив все необходимые документы. На основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ в признании Романцовой И.В. нуждающейся в жилом помещении было отказано. Основанием для отказа послужило, что до 01 января 2005 года функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, осуществляли органы местного самоуправления. Соответственно, учет нуждающихся в получении жилого помещения и последующее обеспечение жильем возлагались на местные органы власти, куда уволенному, в период до 01 января 2005 года, военнослужащему необходимо было обратиться для реализации своих жилищных прав. В настоящее время в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания от Министерства обороны РФ производится только военнослужащих увольняемых (уволенных) после 01 января 2005 года. Поскольку супруг истицы был исключен из списков личного состава части в 1999 году, свое право на признание нуждающейся в получении жилого помещения в избранном месте жительства как вдовы военнослужащего, истица заявила только в 2020 году, т.е. несвоевременно, в связи с чем, получение истицей жилого помещения в избранном месте жительства возможно только на общих основаниях, в соответствии со ст. 49-51 ЖК РФ и Постановлением Правительства №1054, через органы местного самоуправления. Считает вышеуказанный отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма незаконным. Истица Романцова И.В. состояла в браке с ФИО2, что подтверждается свидетельством о заключении брака. ФИО2 являлся военнослужащим войсковой части №, проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исключен из списков личного состава в/ч № Вооруженных сил СССР в связи с достижением предельного возраста с ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность военной службы ФИО2 составляла 26 лет 08 месяцев. В период службы ФИО2 и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, находится на праве оперативного управления ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Учитывая юридически значимые обстоятельства по делу, а также из норм действующего законодательства следует, что на обеспечение жилищных прав могут претендовать не только лица, признанные нуждающимися в жилых помещениях и ставших на учет, но и имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, и при таких обстоятельствах считает, что Романцова И.В. являющаяся вдовой военнослужащего ФИО2, имеющего стаж службы на момент увольнения из войсковой части более 10 лет, на дату своей смерти фактически являлся нуждающимся в жилом помещении, и имел право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии. Довод ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о том, что истица и её умерший супруг, не предпринимали никаких действий для реализации своих жилищных прав в установленном порядке на протяжении длительного периода времени (20 лет), являются неверным, поскольку положения абзаца 1 пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действующей в настоящее время, распространяются на членов семей военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, которые именно в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ имеют право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, кроме того законодателем никаких пресекательных сроков при решении указанных вопросов не установлено. Таким образом, поскольку ФИО2 на момент смерти имел право состоять на очереди в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, исходя из положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 6, 15, 24, 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 г. № 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" считают, что вдова военнослужащего Романцова И.В., умершего ФИО2, жилых помещений на праве собственности и ином законном основании не имеет и является нуждающейся в предоставлении жилья. До 01 января 2005 года функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих по избранному месту жительства осуществляли органы местного самоуправления (постановление Правительства №1054 от ДД.ММ.ГГГГ). Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 №1280 была утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма». Приведённой Инструкцией изменен порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, функции по обеспечению постоянной жилой площадью возложены на структурные подразделения уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, в данном случае на ФГАУ «Росжилкомплекс». Таким образом, полагает, что обязанность по постановке на учет в качестве нуждающейся истицы в жилом помещении должна быть возложена на ответчика - ФГАУ «Росжилкомплекс». На основании изложенного, просит суд признать за Романцовой Ириной Викторовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, как вдове умершего военнослужащего - ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ; Обязать ФГАУ «Росжилкомплекс» территориальный отдел «Амурский» филиала «Восточный» Министерства обороны РФ, поставить Романцову Ирину Викторовну на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии и предоставить ей жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке.
В судебное заседание истец Романцова И.В., уведомленная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явилась, доверила представлять свои интересы в суде адвокату Крошка М.С.
В ходе судебного заседания представитель истца – адвокат Крошка М.С., в полном объеме настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, против исковых требований возражают. В представленных письменных возражениях представитель по доверенности Хилова Е.А. указала, что ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России считает изложенные в исковом заявлении Романцовой И.В. доводы несостоятельными и неподлежащими удовлетворению. В соответствии с действующим законодательством ни одно имущественное право, провозглашенное Конституцией РФ, в том числе и право на жилище, не является безусловным. Данное право регламентировано и реализуется в соответствии с действующим законодательством. Право на жилище военнослужащих закреплено статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с указанной статьей «государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». В соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они пробрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы. Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы. Согласно п. 12 Приказа Министра обороны СССР от 10.11.1975 № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», действовавшего в период военной службы ФИО2, функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства осуществляли органы местного самоуправления. Соответственно учет нуждающихся в получении жилого помещения и последующее обеспечение жильем (как в форме ГЖС, так и путем предоставления жилого помещения по договору социального найма) возлагались на местные органы власти, куда военнослужащему в период до 01 января 2005 года необходимо было обратиться для реализации своих жилищных прав. Следовательно, в соответствии с нормативно-правовыми документами, действующими на момент увольнения ФИО2 с Вооруженных Сил, учет военнослужащих, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по избранному месту жительства не входило в компетенцию Министерства обороны и было возложено на органы местного самоуправления (соответствующие комитеты Советов народных депутатов). Однако Романцовой И.В. не представлено документов свидетельствующих о нахождении ее и ФИО2 на учете нуждающихся. Кроме того, как следует из представленных Романцовой И.В. документов, ее супруг ФИО2 был исключен из списков личного состава части по достижению предельного возраста пребывания на военной службе в 1999 году, а умер ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя 20 лет. Вместе с тем, ни сам ФИО2 ни его супруга Романцова И.В., для реализации своих жилищных прав по избранному постоянному месту жительства в установленном порядке на протяжении длительного периода времени (20 лет) не предпринимали каких- либо действий для постановки на учет нуждающихся. В Отдел с заявлением о признании нуждающейся в обеспечении жильем по избранному месту жительства Романцова И.В. обратилась только в 2020 году, то есть после того, как ФИО2 была утрачена связь с Министерством обороны в 1999 году и он умер в 2019 году. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится только для военнослужащих, увольняемых (уволенных) после 01.01.2005 года. Таким образом, в настоящее время отсутствуют правовые основания для признания Романцовой И.В. нуждающейся в обеспечении жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации, а также в предоставлении жилищной субсидии. С настоящим исковым заявлением Романцова И.В. обратилась в Серышевский районный суд 01.03.2021 года, то есть спустя три месяца после принятия начальником 2 отдела ФГКУ «Востокрсгионжилье» МО РФ обжалуемого решения и получения его Романцовой И.В. в связи с чем, истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд, установленный ч. 2 ст. 256 ГПК РФ. Принимая во внимание изложенное, просит применить последствия пропуска истцом срока давности за обращением, в суд об оспаривании решения начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России № 312 от 02.11.2020 года, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и отказать в удовлетворении искового заявления, просит суд в удовлетворении исковых требований Романцовой И.В. отказать.
Представитель ответчика войсковой части 62266, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель по доверенности Стрикова И.В. ходатайствовала о рассмотрении дела без их участия, в представленном в суд письменном отзыве на исковое заявление указала, что полномочий у войсковой части 62266 обеспечить истцов жилым помещением путем получения жилищной субсидии нет. Следовательно, в рамках данного спора войсковая часть 62266 не отвечает признакам ответчика. Немотивированное и необоснованное привлечение в качестве соответчика войсковой части 62266 не соответствует задачам гражданского судопроизводства, нарушает его принципы, а также права истца; участие войсковой части 62266 в качестве соответчика в настоящем деле нарушает право истцов на справедливое судебное разбирательство, включая соблюдение принципов равенства и состязательности сторон. Существующая судебная практика подтверждает допустимость процессуального решения об исключении лица из числа ответчиков. На основании вышеизложенного, просит суд при вынесении решения учесть вышеуказанные обстоятельства.
Представитель третьего лица - Военного комиссариата Амурской области, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в поступившем заявлении представитель по доверенности Харина Л.В. просит о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражает.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».
Указанное положение Конституции РФ закреплено также в нормах жилищного законодательства и в специальных нормативных актах, в том числе в Федеральном Законе РФ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 27 февраля 2018 года №473-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав положениями ряда правовых актов», положения ст.ст.15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающие дополнительные жилищные гарантии для определенной категории военнослужащих, применяются в нормативном единстве с положениями ст. 69 ЖК РФ, обеспечивая тем самым предоставление жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам исходя из уровня обеспеченности граждан жильем в составе семьи. При этом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, требования п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в том числе на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья. Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам ЖК РФ, в том числе с учётом требований ст. 53 данного Кодекса.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву).
В силу абзаца первого п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1 ст. 24 Федерального закона членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пп. 1, 16, 18, 19 ст. 15 и ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Лицам, указанным в абз. 1 и 3 п. 3.1 ст. 24 Федерального закона, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с настоящим Федеральным законом во внеочередном порядке.
Как следует из обстоятельств дела, истица Романцова И.В. состояла в браке с ФИО2, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ФИО2 являлся военнослужащим войсковой части №, уволен с военной службы с зачислением в запас по пп. «а» п. 1 ст. 51 (по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе), на основании приказа главнокомандующего Военно-воздушными силами № от ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет в ВС календарная – 26 лет 8 месяцев, в льготном исчислении – 29 лет 7 месяцев.
Согласно пп. «ж» п.7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года №1054, основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание на служебной жилой площади.
Как следует из представленных материалов, в период прохождения военной службы на основании ордера ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 и членам его семьи: жене Романцовой И.В. и детям ФИО11 и ФИО12 предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО2 Серышевской КЭЧ, как военнослужащему.
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 заключен договор найма служебного жилого помещения № на указанное жилое помещение, куда в качестве членов его семьи включены: жена Романцова И.В. и сын ФИО8
ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации, находится на праве оперативного управления ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
В октябре 2019 года истица Романцова И.В. обратилась в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением, о признании ее как вдовы военнослужащего, нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ, истице в принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении было отказано в связи с несвоевременным обращением за получением жилого помещения, длительный период времени (20 лет) не предпринимала действий для постановки на учет, также не обращением ее умершего супруга в период до 01.01.2005 года за реализацией своих жилищных прав.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, истица Романцова И.В. является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, сведения о правах на иные объекты недвижимости, в том числе на жилые помещения, за Романцовой И.В. отсутствуют.
В пенсионном (личном) деле ФИО2, которое было предоставлено по запросу суда Военным комиссариатом <адрес>, отсутствуют сведения о его жилищном обеспечении.
Учитывая юридически значимые обстоятельства по делу, а также из норм действующего законодательства следует, что на обеспечение жилищных прав могут претендовать не только лица, признанные нуждающимися в жилых помещениях и ставших на учет, но и имевшие основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, и при таких обстоятельствах суд признает за Романцовой И.В., являющейся вдовой военнослужащего ФИО2, имеющего стаж службы на момент увольнения из войсковой части более 20 лет, который на дату смерти являлся нуждающимся в жилом помещении, право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии.
Доводы ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ о том, что истец, как член семьи ФИО2, исключённого из состава Вооруженных сил Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, не приобрела право на обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации, является неверным, поскольку положения абзаца 1 пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действующей в настоящее время, распространяются на членов семей военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, которые именно в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ имеют право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Истец Романцова И.В. к такой категории граждан относится.
Довод ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ о том, что документы, для признания нуждающейся в получении жилого помещения от Романцовой И.В. поступили в адрес отделения в 2020 году, то есть после того, как ФИО2 была утрачена связь с Министерством обороны в 1999 году и его смерти в 2019 году, в связи с чем, по их мнению, был пропущен разумный срок для обращения, по мнению суда, не могут являться основанием для отказа в признании её нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поскольку законодателем никаких пресекательных сроков при решении указанных вопросов не установлено.
Также не может быть принят судом довод ответчика о том, что с настоящим исковым заявлением Романцова И.В. обратилась в Серышевский районный суд 01.03.2021 года, то есть спустя три месяца после принятия начальником 2 отдела ФГКУ «Востокрсгионжилье» МО РФ обжалуемого решения и получения его Романцовой И.В. в связи с чем, истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд, установленный ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, поскольку истицей подан иск о признании за ней права на обеспечение жилым помещением, а не обжалование принятого 2 отделом ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ решения.
Установив в ходе рассмотрения спора, что ФИО2 на момент смерти имел право состоять на очереди в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, исходя из положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 6, 15, 24, 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 г. № 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" суд считает, что вдова военнослужащего ФИО2 – Романцова И.В., жилых помещений на праве собственности и ином законном основании не имеет и является нуждающейся в предоставлении жилья.
Статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», установлено, что право на жилище указанных в нем лиц гарантируется государством за счет средств федерального бюджета.
До 01 января 2005 года функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих по избранному месту жительства осуществляли органы местного самоуправления (постановление Правительства «1054 от 06.09.1998).
Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 №1280 была утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма».
Приведённой Инструкцией изменен порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, функции по обеспечению постоянной жилой площадью возложены на структурные подразделения уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, в данном случае на ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ.
Таким образом, суд полагает, что обязанность по постановке на учет в качестве нуждающейся истицы в жилом помещении должна быть возложена на ответчика - ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, в связи заслуживают внимание доводы представителя войсковой части 62266 о том, что они не являются ответчиком по настоящему делу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Романцовой Ирины Викторовны к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 62266 о признании права на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, - удовлетворить.
Признать за Романцовой Ириной Викторовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, как вдове умершего военнослужащего - ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ;
Обязать ФГАУ «Росжилкомплекс» территориальный отдел «Амурский» филиала «Восточный» Министерства обороны РФ, поставить Романцову Ирину Викторовну на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии и предоставить ей жилищную субсидию для приобретения жилого помещения во внеочередном порядке.
Ответчика войсковую часть 62266 от ответственности по настоящему делу освободить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.
Председательствующий: И.В. Кулагина
Решение в окончательной форме принято 10 июня 2021 года.