РЈРР”: 16RS0050-01-2020-013248-49
Дело №12-2046/2020
Судья: Д.Н. Латыпова Дело №77-1781/2020
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
9 декабря 2020 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.М. Нафиков, при секретаре судебного заседания Р.Р. Рамазанове, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Спецстальмонтаж" – директора Е.П. Кудласевича на решение судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 9 ноября 2020 года.
Ртим решением постановлено:
постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Татарстан Д.Х. Кадырова от 2 октября 2020 года №.... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спецстальмонтаж" в части назначенного наказания изменить, назначить ему наказание в виде предупреждения. В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения. Жалобу заявителя удовлетворить частично.
Проверив материалы дела, изучив РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, заслушав объяснения адвоката Р’.Р. Лазарева – защитника общества СЃ ограниченной ответственностью "Спецстальмонтаж",
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
постановлением заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 2 октября 2020 года, общество с ограниченной ответственностью "Спецстальмонтаж" (далее по тексту – общество) привлечено к административной ответственности, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 35000 (тридцать пять тысяч) рублей, за нарушение трудового законодательства.
Законный представитель общества Е.П. Кудласевич обратился в районный суд с жалобой, в которой поставил вопрос об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Судьей вынесено приведенное выше решение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, законный представитель общества Е.П. Кудласевич просит отменить указанные акты по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить.
Рзучение материалов дела РѕР± административном правонарушении Рё РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы позволяет прийти Рє следующим выводам.
В силу требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Статьей 68 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 23 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Судьей районного суда установлено, что обществом с ограниченной ответственностью "Спецстальмонтаж" работник общества А.В. Семенов не ознакомлен с результатами специальной оценки условий труда в нарушение части 5 статьи 15 Федерального закона от 23 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Татарстан 21 сентября 2020 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении от 21 сентября 2020 (л.д. 40 - 45) и другими доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили судье районного суда сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Утверждение общества о том, что внеплановая выездная проверка в отношении общества проведена должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Татарстан без оснований, не может служить основанием для отмены принятого по данному делу решения ввиду следующего.
В подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки, в числе прочего, являются возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт "а" пункта 2 части 2 статьи 10 указанного Закона) и причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт "б" пункта 2 части 2 статьи 10 названного Закона).
В абзаце четвертом части седьмой статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что основанием для проведения внеплановой проверки является, помимо прочего, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.
РР· материалов дела РѕР± административном правонарушении усматривается, что внеплановая выездная проверка РІ отношении общества проводилась РїРѕ результатам расследования несчастного случая произошедшего СЃ работником общества Р¤РРћ11, повлекшего возникновение обстоятельств, указанных РІ подпунктах "Р°" Рё "Р±" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
При этом согласно части 17 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Таким образом, доводы жалобы о неправильном применении судьей районного суда норм материального и процессуального права при проведении внеплановой проверки основаны на ошибочном толковании норм закона, сводятся к субъективной оценке обществом установленных обстоятельств и не могут быть признаны обоснованными.
Несостоятельным является и указание заявителя в жалобе на то, что по делу имеются неустранимые сомнения, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в его пользу, поскольку каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается, принцип презумпции не нарушен.
При этом, соблюдение процессуального требования о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы РїРѕ существу сводятся Рє переоценке установленных судьей районного СЃСѓРґР° обстоятельств Рё доказательств. Аналогичные РґРѕРІРѕРґС‹ были предметом проверки СЃСѓРґСЊРё районного СЃСѓРґР°, РѕРЅРё обоснованно отвергнуты РїРѕ основаниям, приведенным РІ решении СЃСѓРґСЊРё, РЅРµ ставят РїРѕРґ сомнение наличие РІ действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Р° также законность Рё обоснованность состоявшихся РїРѕ делу постановлений.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу назначено судьей районного суда в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом данных о личности лица привлекаемого к административной ответственности, характера и степени опасности совершенного административного правонарушения, наступивших последствий.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· оценки фактических обстоятельств дела, Р° также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным Рё освобождения общества РѕС‚ административной ответственности РЅР° основании статьи 2.9 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РЅРµ имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Р• РЁ Р Р›:
решение судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 9 ноября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спецстальмонтаж" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: Р.М. Нафиков