Дело №2а-1-226/2021 32RS0№-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2021 года п. Выгоничи
Выгоничский районный суд Брянской области
в составе
председательствующего судьи Богдановой Н.С.,
при помощнике судьи Скрементовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации <адрес> к Выгоничскому РОСП <адрес> об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава - исполнителя Выгоничского РОСП УФССП России по <адрес> от <дата> по исполнительному производству №-ИП, возбужденного <дата> на максимальной возможный размер от установленного размера. В обоснование требований административный истец, ссылаясь на положения частей 6,7 статьи 112 ФЗ №229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», ссылаясь на отсутствие в бюджете района достаточных денежных средств.
В судебное заседание представитель административного истца, представитель административного ответчика, заинтересованное лицо не явились, уведомлены судом о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании исполнительного листа № от <дата>, выданного Выгоничским районным судом <адрес>, <дата> возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации <адрес> Брянской области в пользу взыскателя прокуратуры <адрес>, предмет исполнения: обязать администрацию <адрес> обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - <адрес>
Определением Выгоничского районного суда <адрес> от <дата> по заявлению административного истца судом предоставлена рассрочка исполнения решения суда до <дата>, однако требования в полном объеме были исполнены только <дата>.
Постановлением судебного пристава - исполнителя Выгоничского РОСП УФССП России по <адрес> Г.В. Чухлебовой от <дата> с администрации <адрес> взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ №229-ФЗ) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.1 статьи 112 ФЗ №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч.2 ст.112 ФЗ №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 ФЗ №229-Ф).
При этом должник, в силу ч.6 ст.112 ФЗ №229-ФЗ, вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 вышеназванной статьи предусмотрено право суда, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50«О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее Постановление Пленума ВС РФ № 50) суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч.9 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
Законность вышеуказанного постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от <дата> административным истцом не оспаривается, данное постановление не признано незаконным.
Как разъяснено в п.75 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ №50, должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако, такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
При этом Федеральный Закон №229-ФЗ не содержит перечня оснований для отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
Таким образом, законодатель не установил закрытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к полномочиям суда. Суд наделен правом самостоятельно квалифицировать те или иные обстоятельства в качестве оснований уменьшения исполнительского сбора, данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства; исполнительский сбор имеет целью пресечение правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения. В связи с изложенным, взыскание исполнительского сбора должно применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ст.34 (часть1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
В настоящее время <адрес> решение суда исполнено полностью. Несвоевременное исполнение решения суда было обусловлено наличием объективных, не зависящих от должника причин.
Суд, также учитывает финансовое положение администрации, а также небольшой срок просрочки исполнения обязательств, полагает, что указанное дает основание для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 ФЗ №229-ФЗ, и удовлетворяет заявленные требования.
Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск администрации <адрес> к Выгоничскому РОСП <адрес> об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава - исполнителя Выгоничского РОСП УФССП России по <адрес> Чухлебовой Г.В. от <дата> по исполнительному производству №-ИП и подлежащий взысканию с администрации <адрес> на 1/4 часть, т.е. до <данные изъяты> рублей, изменив соответствующим образом вышеназванное постановление от <дата>.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Выгоничский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Богданова.
Дата принятия решения суда в окончательной форме - <дата>.