Дело № 2-2216/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Залесного C.А.
при секретаре Стряпан О.О.
с участием: истца -ФИО1, представителя ответчика -ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному казенному учреждению Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» о признании незаконным решения, обязании предоставить государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» о признании незаконным решения, обязании предоставить государственный жилищный сертификат.
Первоначально требования заявлены в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, однако в ходе судебного разбирательства определением от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского производства.
В обоснование исковых требований истец указала, что ФИО1, являясь жителем <адрес> обратилась в установленном законом порядке с заявлением на получение жилищного сертификата, однако решением об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. Истец считает данное решение незаконным в силу следующего.
В ответе от Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка», при рассмотрении документов, предоставленных к заявлению о предоставлении государственного жилищного сертификата, в АИС «Реформа ЖКХ» содержится информация о том, что ФИО5 – дочь ФИО6, многократно пересекала государственные границы стран Евросоюза в период 2022-2023. Предоставив в учреждение документы ФИО2 пояснила, что мать поездку совершила совместно с ней, а границы стран Евросоюза пересекла по внутреннему паспорту гражданина Украины. Прибытие на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ подтверждено миграционной картой. На основании имеющейся формации и представленных заявителем документов подтвердить факт убытия заявителя с места постоянного проживания в <адрес> и прибытия в экстренном порядке на территорию Краснодарского края не предоставляется возможным.
ФИО1 и ее дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выехали с правого берега <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, пересекла КПП Лудонка России ДД.ММ.ГГГГ, ехали транзитом Украина-Польша-Латвия, в подтверждение чего имеются миграционные карты. На территории других государств статус беженцев не получали, материальную помощь от государств тоже не получали.
Ни в Постановлении Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, ни Правилами предоставления субсидии, ни в самом Постановлении главы Администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № не указанно, что запрещено приезжать в Российскую Федерацию транзитом.
Истец считает, что с ее стороны были выполнены все требования, установленные законодательством Российской Федерации для получения государственного жилищного сертификата. В связи с чем, указанное решение, вынесено уполномоченным органом с нарушением норм действующего законодательства и влечет нарушение прав и законных интересов истца.
На основании изложенного истец просит признать Решение ГКУ Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ГКУ Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» предоставить государственный жилищный сертификат ФИО1
Истец в судебном заседании требования иска поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ГКУ КК «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» в судебном заседании против требований иска возражала, представила в суд письменные возражения, а также дополнения к возражениям на исковое заявление.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО2, пояснила она и ее мать ФИО1 выехали с правового берега ДД.ММ.ГГГГ, пересекали границу Украина-Польша ДД.ММ.ГГГГ, ехали транзитом Украина-Польша-Латвия-Россия. КПП «Лудонка» был пересечен ими ДД.ММ.ГГГГ, затем приехали в Краснодарский край. Также указала, что ссылка ответчика на ее слова является ошибочной, потому как никаких устных объяснений она никому не давала. ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ выехала в Польшу, затем поехала в Джубгу, где жила в пункте временного размещения, затем пересекала КПП «Лудонка», а после этого поехала спасать мать в <адрес>. До этого в 2022 году она спасала свою жизнь, вывезла ребенка, в то время как ее мать отказывалась покидать место проживания в <адрес>.
Выслушав участников процесса, проверив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации» утверждены Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (далее – Правила).
В целях реализации указанного мероприятия постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Краснодарского края на постоянное место жительства» утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Краснодарского края на постоянное место жительства (далее – Порядок).
В соответствии с порядком реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в п. 2 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, установленных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации» (далее - Правила), субъект Российской Федерации принимает нормативно-правовой акт, устанавливающий механизм предоставления мер поддержки, оказываемых в части переселения жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края № «Об утверждении порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Краснодарского края на постоянное место жительства» (далее - Порядок). В соответствии с п. 2 указанного постановления, министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации на территории Краснодарского края порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Краснодарского края на постоянное место жительства», предусматривающего порядок рассмотрения государственным казенным учреждением Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка «заявления о предоставлении государственного жилищного сертификата, заявления об аннулировании сертификата и выдаче нового сертификата» (далее - Приказ).
Согласно пункту 1 Порядка порядок устанавливает порядок и условия предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Краснодарского края на постоянное место жительства.
Таким образом, целью реализации указанных мероприятий выступает предоставление социальной выплаты жителям <адрес> и части <адрес>, которые: покинули место постоянного проживания в <адрес> или части <адрес>; прибыли в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
В соответствии с пунктом 3 Порядка уполномоченным органом на предоставление государственного жилищного сертификата (далее - сертификат) является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство).
Предоставление сертификата осуществляется уполномоченным органом с участием учреждения.
Для получения сертификата гражданин обращается лично либо через представителя (при условии представления доверенности на такого представителя, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) с заявлением о предоставлении сертификата, документами, указанными в пункте 9 Порядка.
Согласно сведениям, содержащимся в автоматизированной информационной системе в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - АИС «Реформа ЖКХ»), ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Учреждение через офис МФЦ с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата, и документами.
В соответствии с Правилами (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих в совокупности следующим критериям: граждане после ДД.ММ.ГГГГ покинули место постоянного проживания в <адрес> или части <адрес> (в населенных пунктах <адрес> по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р) и прибыли на территорию Краснодарского края на постоянное место жительства; граждане до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата; в) граждане по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства на территории <адрес> или части <адрес>, указанной в подпункте «а» настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории; у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке; граждане ранее не реализовали свое право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Содержание нормы, предусмотренной п. 2 Правил и п. 6 Порядка, устанавливают исчерпывающий перечень совокупности критериев для осуществления мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам.
Так, п.п. «в» п. 2 указанных Правил, устанавливает один из совокупных критериев основания получения поддержки гражданам и предусматривает законодательно определенное условие - граждане после ДД.ММ.ГГГГ покинули место постоянного проживания в <адрес> или части <адрес> (в населенных пунктах <адрес> по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
Согласно абзацу 2 пп. «г» п. 4 Правил, при рассмотрении заявлений граждан проверке подлежат в том числе сведения об отсутствии у гражданина и членов его семьи регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на, а также о дате убытия гражданина с места постоянного проживания в <адрес> и части <адрес>. Такая проверка проводится, в частности, путем направления запросов в государственные органы, осуществляющие регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и иные органы государственной власти.
При рассмотрении заявлений граждан проверке подлежат в том числе сведения об отсутствии у гражданина и членов его семьи регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также о дате убытия гражданина с места постоянного проживания в <адрес> или части <адрес>. Такая проверка проводится, в частности, путем направления запросов в государственные органы, осуществляющие регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в иные органы государственной власти.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец через филиал МФЦ в <адрес>, обратилась в Учреждение с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата (далее - заявление)
В результате проведенной проверки заявления и документов на соответствие требованиям Порядка, ДД.ММ.ГГГГ Учреждением было принято решение об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата по следующим основаниям.
Согласно сведениям, содержащимся в АИС ППК «ФРТ», ФИО2 – дочь истца, выехала с левого берега <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на территорию иностранного государства.
В течении 2022 - 2023 г. ФИО2 находилась на территории иностранных государств. ДД.ММ.ГГГГ истец пересекла КПП «Лудонка», который находится у <адрес> в <адрес> на границе с Латвией, путем транзитного сообщения также с территорий иностранного государства, что подтверждается печатями пограничных контрольно-пропускных пунктов в паспорте ФИО2
Предоставив в учреждение документы ФИО2 пояснила, что мать (истец) поездку совершила совместно с ней, а границы стран Евросоюза пересекла по внутреннему паспорту гражданина Украины. Прибытие на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ подтверждено миграционной картой.
Указанное обстоятельство также подтверждается доводами, изложенными в исковом заявлении о том, что истица с дочерью выехали с правого берега <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, пересекли КП «Лудонка» ДД.ММ.ГГГГ.
С целью установления соответствия граждан требованиям критериев, в рамках реализации вышеуказанного пункта Правил, учреждением был направлен запрос в Пограничное управление ФСБ России по <адрес> о предоставлении сведения о прохождении паспортного контроля, а именно о въезде и выезде через пограничные пункты пропуска в течение 2022-2023 гг. в отношение истца.
В адрес ПС ФСБ России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос №. Согласно полученному ответу ПС ФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, данные о пересечении границы <адрес> и <адрес> ФИО1 в порядке экстренной эвакуации отсутствуют.
Согласно полученной от Пограничного управления ФСБ России по <адрес> информации сведения о въезде истца и членов ее семьи на территорию Российской Федерации не ранее ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Следовательно, пересечение границ Российской Федерации не было осуществлено в рамках дат, установленных Правилами и Порядком.
В АИС «Реформа ЖКХ» содержится информация о том, что ФИО2 – дочь ФИО1, многократно пересекала государственные границы стран Евросоюза в период 2022-2023 гг.
Предоставив в учреждение документы, ФИО2 пояснила, что мать поездку совершила совместно с ней, а границы стран Евросоюза пересекала по внутреннему паспорту гражданина Украины. На основании представленной миграционной карты, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ прибыла в Российскую Федерацию с территории Латвии через КПП «Лудонка».
Таким образом, правовой анализ представленных в Учреждение истцом документов подтверждает отсутствие права у заявителя в получении жилищного сертификата, так как гр. ФИО1 не может отвечать критериям надлежащего получателя указанной социальной меры поддержки по основаниям, предусмотренным законодателем, а именно — оставления места постоянного проживания и прибытия в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
В соответствии с характером объекта, предмет правового регулирования материальных норм образован всей полнотой предусмотренных действующим законодательством прав, обязанностей и ответственности участников правоотношений, урегулированных этими нормами.
Нормы Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № носят императивный характер, соответственно не предусматривают изменение критериев соответствия получателя социальной меры поддержки гражданам, включая прибытие путем транзитного сообщения с иностранными государствами.
Законодателем предусмотрены неизменные права, обязанности и ответственность участников возникающих правоотношений, находящие закрепление в п. 2 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции РФ и законов, в том числе определяющей недопустимость злоупотребления нормативно-правовыми нормами правоприменителем в порядке аналогии права, а также нарушений прав, свобод и законных интересов граждан.
Довод истца, предусматривающий получение права на жилищный сертификат с учетом отсутствия статуса беженца, а также неполучения материальной помощи от других государств мира также не может быть рассмотрен судом, так как действующая правовая система Российской Федерации, в частности, не предусматривает двустороннего договора с иностранным государством об оказании помощи жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим на территорию иностранного государства, включая право на получение каких-либо льгот или иной помощи.
Таким образом, рассмотрев предоставленные документы, с учетом информации, предоставленной Пограничным управлением ФСБ России по <адрес>, данными миграционной карты и паспортными данными дочери истца, подтвердить факт убытия заявителя с места постоянного проживания в <адрес> и прибытия в экстренном порядке на территорию Краснодарского края, ответчику не представилось возможным, что не соответствует требованиям пункта 2 Правил и пункта 6 Порядка и правомерно послужило основанием для отказа в предоставлении сертификата.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец не соответствует критериям, установленным Правилами, ввиду чего принятое ответчиком решение об отказе в выдаче истцу жилищного сертификата является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, исковое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к государственному казенному учреждению Краснодарского края «Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка» о признании незаконным решения, обязании предоставить государственный жилищный сертификат – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г. Краснодара в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: