Дело № 2-1454/2016
Кизеловский городской суд
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2016 года город Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лесниковой Е.А.,
при секретаре Ковалевой В.А.,
с участием истцов Ведерникова С.П., паспорт, Ведерниковой С.П., паспорт, Ведерниковой А.С., паспорт, представителя истцов адвоката Кельн О.Ю., ордер от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Запиляй В.П., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Ведерникова С. П., Ведерниковой С. П., Ведерниковой А. С. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Ведерников С. П., Ведерникова С. П., Ведерникова А. С. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района, содержащим требования:
обязать включить в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ;
обязать выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
В судебном заседании истцы Ведерников С.П., Ведерникова С.П., Ведерникова А.С. на исковых требованиях настаивали в полном объеме.
Представитель истцов адвокат Кельн О.Ю. полностью поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Считает, что истцы имеют право на получение социальной выплаты, поскольку правоотношения возникли до внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года №428. Ссылается на ст. 4 ГК РФ, ст. ст. 54-57 Конституции Российской Федерации, а также постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2002 г. №249пв01. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме в редакции Правил до внесения изменений.
Представитель администрации Запиляй В.П. возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Ссылалась на изменение п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим. Истцы не значатся в первоначальных Списках ТЭО, спорный жилой дом также в список ТЭО не включен. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Министерство энергетики Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направили, представили письменный отзыв. Из доводов отзыва следует, что порядок финансирования мероприятий установлен Правилами предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года №428. В состав проекта ликвидации шахты «Коспашская» ОАО «Кизелуголь» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке <адрес> не значится. Просили рассмотреть дело в отсуствие представителя.
В силу ст. ст. 113-115, 167 ГПК РФ данные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела по существу в отсутствие представителя Минэнерго России.
Выслушав позицию явившихся участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года за №428, в редакции постановления Правительства РФ от 14.11.2007 года №778, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п. 8 Правил, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно п. 11 указанных Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Согласно п.2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01 ноября 2001 года №308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, при наличии заключения ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние дома. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками (нанимателями), либо членами семьи собственника (нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом №177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрено переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО «Кизелуголь».
Судом установлено и следует из материалов дела, что с ДД.ММ.ГГГГ прекращены работы по производству на шахте им. 40-летия ВЛКСМ ОАО «Кизелуголь», что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).
На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрацией поселка Центральный-Коспашский, Ведерников С. П. является нанимателем жилого дома по адресу: <адрес>. В качестве членов семьи нанимателя в ордер включены: Ведерникова С. П. - супруга; Ведерникова А. С. - дочь (л.д. 14).
Согласно сведений о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ истцы зарегистрированы по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. По данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ также зарегистрирована Макарова И. А. (л.д. 15).
Из справки ГУП «ЦТИ» <адрес> Губахинский филиал от ДД.ММ.ГГГГ следует, что физический износ жилого <адрес> года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 63% по состоянию на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ. Истцы не имеют в Кизеловском муниципальном районе Пермского края жилья в частном доме, принадлежащем им на праве собственности. В приватизации квартиры в Кизеловском муниципальном районе Пермского края не участвовали (л.д. 16).
Из копий уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах истцов на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (л.д. 17-19, 33-35).
Как следует из копии заключения от ДД.ММ.ГГГГ Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» «О степени влияния горных работ на состояние жилого дома по <адрес> жилой дом был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Коспашская» ОАО «Кизелуголь», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ (л.д. 21-22).
Как следует из справки Администрации Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане Ведерников С. П., Ведерникова С. П., Ведерникова А. С. не включены в первоначальный список ТЭО, утвержденный проектом ликвидации шахт ОАО «Кизелуголь», жилое помещение по адресу: <адрес> также в Список ТЭО не включено (л.д. 82).
Оценивая в совокупности доказательства по делу, суд исходит из следующего.
Несмотря на то, что на момент принятия решения о ликвидации шахты «им. 40-летия ВЛКСМ» истцы проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес>, имеют регистрацию по настоящее время, иного жилья в собственности не имеют, на основании заключения ВНИМИ указанное жилое помещение признано непригодным для проживания по критериям безопасности, отсутствуют основания для включения Ведерникова С.П., Ведерниковой С.П. и Ведерниковой А.С. в списки граждан, подлежащих переселению и предоставления социальной выплаты по Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку из материалов дела следует, что истцы не включены в первоначальный список ТЭО.
В силу п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года №428 (ред. от 28 сентября 2016 года) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
В силу положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п.1 ст. 9 ГК РФ).
Граждане и юридические лица вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом ст. 12 ГК РФ, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
Определение наиболее эффективного способа защиты своих прав осуществляется самим заявителем.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Доводы представителя истцов на возникновение правоотношений до внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года №428 подлежат судом отклонению, поскольку в настоящее время на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2016 года №976 «О внесении изменения в пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утвержден исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению.
Согласно ч.2 п.1 ст. 4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Ссылки представителя истцов на Конституцию Российской Федерации и на иное законодательство Российской Федерации различного уровня не принимаются судом во внимание, поскольку институт прецедентного права российским законодательством не предусмотрен, и судебные решения, вынесенные по иным делам, не относящимся к рассматриваемому делу по составу в целом, преюдициального значения не имеют.
Таким образом, отсутствуют основания для включения истцов в Список граждан, подлежащих переселению и предоставления социальной выплаты.
Суд также учитывает то обстоятельство, что на момент ликвидации шахты «им. 40-летия ВЛКСМ» жилой дом по адресу: <адрес> не был признан в установленном законом порядке непригодным для проживания по критериям безопасности, не был включен в первоначальный список ТЭО.
Оценив собранные по делу доказательства, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Ведерникова С. П., Ведерниковой С. П., Ведерниковой А. С. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и обязании выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранный ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Верно. Судья: Е.А. Лесникова
Секретарь: В.А. Ковалева