Судья Грицкевич Т.В. Дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующегосудьи Хрипунова М.И.,
судей Ситниковой М.И. и Тихонова Е.Н.,
при секретаре Мисикове Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2018 года апелляционную жалобу А. Л. муниципального района <данные изъяты> на решение Л. районного суда <данные изъяты> от 28 ноября 2017 года по делу по искуПрокурора Л. муниципального района <данные изъяты> в интересах Кручининой В. В., Кручинина С. В., Кручинина И. С. и Кручининой А. С. с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Отдела опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Волоколамскому и Л. муниципальным районам и <данные изъяты> Шаховская к А. Л. муниципального района <данные изъяты> о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Хрипунова М.И.,
объяснения представителя А. Л. муниципального района <данные изъяты> по доверенности Абрамовой А.Е., Кручинина С.В. и Кручининой В.В.,
мнение прокурораотдела по обеспечению участия прокуроров в Московском областном суде Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе <данные изъяты> Ищенко Е.И., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения,
установила:
Прокурор Л. муниципального района <данные изъяты> в интересах Кручининой В.В., Кручинина С.В. и их несовершеннолетних детей Кручинина И.С. <данные изъяты> года рождения и Кручининой А.С. <данные изъяты> года рождения обратился в суд с иском к А. Л. муниципального района <данные изъяты> о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в обоснование иска, указав, что прокуратурой Л. <данные изъяты>ной проведена проверка по обращению Кручининой В.В. по вопросу нарушения ее жилищных прав.
В ходе проверки установлено, что Кручинина В.В. обратилась в А. Л. муниципального района с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
По результатам рассмотрения представленных документов Главой Л. муниципального района издано постановление от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об отказе в признании Кручининой В.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Однако, семья заявителя состоит из 4-х человек: заявитель Кручинина В.В., муж Кручинин С.В., несовершеннолетние сын Кручинин И.С.и дочь Кручинина А.С.
При принятии вышеуказанного постановления А. Л. муниципального района расчет обеспеченности производился с учетом принадлежащего на праве собственности матери супруга заявителя Меркуловой Л.А. жилого дома общей площадью 223, 5 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>-б. Данное постановление, по мнению Прокурора, является незаконным и вынесено с нарушением норм действующего законодательства поскольку Кручинина В.В. вместе с сыном Кручининым И.С. зарегистрированы в квартире, принадлежащей на праве собственности ее родителем (доля в праве каждого 1/2), расположенной по адресу: <данные изъяты>, Микрорайон, д.I0, <данные изъяты>. Всего зарегистрировано по данному адресу 4 человека, общая площадь жилого помещения составляет 57 кв.м.
Супруг заявителя Кручинин С.В. вместе с дочерью Кручининой А.С. зарегистрированы в квартире, принадлежащей на праве собственности его матери Меркуловой Л.А. по адресу: <данные изъяты>. Всего зарегистрировано по данному адресу 5 человек, общая площадь жилого помещения составляет 47,2 кв.м.
В настоящее время семья Кручининых в составе 4-х человек проживает отдельно от иных лиц по адресу: <данные изъяты>, Микрорайон, <данные изъяты>.
В соответствии с п. 33 раздела 3 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 год», как указано в постановлении, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.
Согласно п.п. ж п. 39 указанного Типового положения молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявление с приложением, в том числе документов, подтверждающих признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий (для лиц, постоянно проживающих в сельской местности), или копий документов, подтверждающих соответствие условиям, установленным пунктом 34 настоящего Типового положения (для лиц, изъявивших желание постоянно проживать в сельской местности).
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетная норма на одного члена семьи устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с решением Совета депутатов Л. муниципального района от <данные изъяты> <данные изъяты> установлена единая учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях участия в федеральных целевых программах, а также для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Исходя из размера общей площади жилого помещения 57 кв.м. и четырех зарегистрированных лиц, обеспеченность общей площади жилого помещения на одного человека составляет 14,25 кв.м., исходя из размера площади второго помещения 47,2 кв.м. и пяти зарегистрированных лиц, обеспеченность на одного человека составляет 9,44 кв.м. Таким образом, норма обеспеченности жилой площадью семьи заявителя составляет 11,8 кв.м., что менее учетной нормы (15,0 кв.м.).
Таким образом, как указывает Прокурор, постановление Главы А. Л. <данные изъяты> нарушает жилищные права семьи Кручининых и препятствует законному праву в улучшении жилищных условий.
Направленное в адрес Главы Л. муниципального района было <данные изъяты> представление оставлено без удовлетворения.
В связи с вышеизложенным Прокурор просил обязать А. Л. муниципального района <данные изъяты> признать Кручинину В.В. и членов ее семьи – супруга и двоих несовершеннолетних детей, - нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
В судебном заседании Кручинин С.В. и Кручинина В.В. иск Прокурора поддержали и просили его удовлетворить.
Представитель А. Л. муниципального района <данные изъяты> иск прокурора, заявленного в интересах Кручининых, не признала, пояснив, что обеспеченность общей площади жилого помещения на одного члена семьи истцов Кручининых составляет более учетной нормы, так как в подсчет общей площади всех жилых помещений необходимо учитывать принадлежащий матери истца Кручинина С.В. Меркуловой Л.А., членом семьи которого он является, жилой дом.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Отдел опеки и попечительства Министерства образования <данные изъяты> по Волоколамскому и Л. муниципальным районам и городскому округу Шаховская, который о времени и месте судебного разбирательства извещался по правилам, установленным ст. 113 ГПК РФ, в суд не явился. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ решение постановлено в отсутствие представителя третьего лица.
Решением Л. районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> иск Прокурора Л. муниципального района <данные изъяты>, предъявленный им в интересах Кручининой В.В., Кручинина С.В. и их несовершеннолетних детей сына Кручинина И.С. <данные изъяты> года рождения и дочери Кручининой А.С. <данные изъяты> года рождения удовлетворён: А. Л. муниципального района <данные изъяты> обязана признать Кручинину В.В. и членов ее семьи - супруга Кручинин С.В., сын Кручинин И.С. <данные изъяты> года рождения и дочь Кручинина А.С. <данные изъяты> года рождения, - нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставить их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
В обоснование решения суд первой инстанции, сославшись на положения ст.ст. 31, 50, 51, 54 ЖК РФ, нормы Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", руководствуясь разъяснениями Постановления Пленума Верховного суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ N 598 от <данные изъяты> была утверждена Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», Постановлением <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты>, « Развитие сельского хозяйства и сельских территорий Л. муниципального района на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», решением Совета депутатов Л. муниципального района от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда городского поселения Лотошино», указал, что обоснованность иска Прокурора Л. муниципального района московской области, предъявленного в интересах Кручининых В.В. и С.В. и их несовершеннолетних детей нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства в процессе которого установлено, что каждый из членов семьи обеспечен жилой площадью менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной Решением Совета депутатов городского поселения <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда городского поселения Лотошино» согласно которому учетная норма на одного человека определена равной 15 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
При этом, как указал суд, площадь жилого <данные изъяты>Б по 1-ой Комсомольской улице в <данные изъяты> Л. муниципального района <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности матери Кручинина С.В. Меркуловой Л.А., учёту не подлежит.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, А. Л. муниципального района <данные изъяты> подала апелляционную жалобу на предмет его отмены, указывая, что обжалуемое судебное постановление принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, как постановленного в соответствии с действующими нормами материального и процессуального закона.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены значимые для рассмотрения дела обстоятельства. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности и в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.
Выводы суда основаны на материалах дела.
Довод апеллянта о том, что суд необоснованно рассмотрел и разрешил заявленные прокурором требования в порядке искового производство при том, что данные требования подлежали рассмотрению и разрешению в порядке, установленном КАС РФ, судебная коллегия не принимает во внимание в качестве основания к отмене принятого по делу решения, поскольку вид судопроизводства определяется судом, рассматривающим дело и, в данном случае, суд обоснованно рассмотрел требования прокурора в порядке искового производства.
Иные доводы апелляционной жалобы А. Л. муниципального района <данные изъяты> аналогичны доводам возражений А. против предъявленного требования Прокурором Л. муниципального района <данные изъяты> в интересах Кручининых иска, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана, как указано выше, надлежащая правовая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Л. районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобуА. Л. муниципального района <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи