Дело № 2а-827/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2018 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Щеглова И.В.,
при секретаре Кобруновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России №9 по Новгородской области к Яковлеву А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №9 по Новгородской области (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Яковлеву А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени, указав, что административный ответчик состоит на налоговом учете в Инспекции. Яковлев А.В. не исполнил обязанность по уплате транспортного налога в сумме 1 260 руб., по уплате налога на имущество физических лиц – 178 руб. 46 коп. За просрочку исполнения обязанности были начислены пени по транспортному налогу в общей сумме 57 руб. 01 коп., по налогу на имущество физических лиц – 91 руб. 60 коп. Требования Инспекции об уплате налога, пени и штрафа были оставлены налогоплательщиком без исполнения. Вместе с тем Инспекцией пропущен предусмотренный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ срок для обращения в суд, в связи с чем Инспекция просит восстановить пропущенный срок и взыскать с административного ответчика вышеуказанную задолженность по налогам и пени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.
Административный ответчик Яковлев А.В. в заседание также не явился, извещался судом по имеющемуся в материалах дела адресу.
Поскольку юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним, риск неполучения поступившей корреспонденции несет непосредственно адресат, уклонившийся от получения сообщения, суд полагает возможным, на основании ч.2 ст.289 КАС РФ, провести заседание без участия неявившихся сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в 2010-2011 г.г. за Яковлевым А.В. было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>, гос. рег. знак №, т.е. Яковлев А.В. являлся плательщиком транспортного налога.
Сумма транспортного налога за 2011 год, исчисленная в соответствии со ст.3 Областного закона №379-ОЗ, в отношении автомобиля <данные изъяты>, гос. рег. знак №, исходя из налоговой ставки, составила 1 260 руб.
Также Яковлев А.В. в период с 2010 по 2012 г. являлся долевым собственником жилого помещения с кадастровым номером № – квартиры <адрес>. Сумма неуплаченного налога за период с 2010-2012 г.г. составила 178 руб. 46 коп.
Инспекцией в адрес Яковлева А.В. были направлены требования № 64175, № 25982, № 32560 об оплате задолженности по налогам.
Обязательства административным ответчиком не исполнены в течение установленного срока, в связи с чем, за просрочку исполнения обязанности, на основании ст. 75 НК РФ, были начислены пени по транспортному налогу в сумме 57 руб. 01 коп., по налогу на имущество физических лиц – 91 руб. 60 коп.
Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с административный исковым заявлением о взыскании с Яковлева А.В. налоговой задолженности.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
В данном случае срок исполнения самого раннего требования № 32560 истек 19.12.2012 г.
С административным иском налоговый орган обратился в суд только 30.11.2017 года, то есть за пределами установленного законом срока. Уважительных причин столь значительного пропуска указанного срока налоговым органом не представлено. Доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться в суд ввиду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, последней не представлено.
При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, имея профессиональных юристов, он должен быть осведомлен о порядке и сроках обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Таким образом, учитывая, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, а уважительные причины пропуска срока обращения в суд отсутствуют, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований налогового органа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований МИФНС России №9 по Новгородской области к Яковлеву А.В. о взыскании задолженности по налогам и пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий И.В. Щеглов