Дело № 2-56/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вельск 05 февраля 2018 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Сидорак Н.В.,
при секретаре Шестаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Батюк С. П. к администрации муниципального образования «Хозьминское», администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Батюк С.П. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Хозьминское» (далее – администрация МО «Хозьминское»), администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» (далее – администрация МО «Вельский муниципальный район») о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований Батюк С.П. указала, что в декабре 2006 года она обратилась в администрацию МО «Хозьминское» с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома в <адрес>. Администрация дала согласие на строительство Батюк С.П. жилого дома и отведение под эти цели земельного участка. Постановлением администрации МО «Хозьминское» № 12 от 26 июля 2007 года утвержден проект границ земельного участка из категории земель: земли населенных пунктов, кадастровый квартал №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,0735 га, для ведения личного подсобного хозяйства со строительством жилого дома. Кадастровым инженером Жилкиным А.В. в отношении указанного земельного участка выполнены кадастровые работы, в результате которых земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №. В связи с тем, что истец являлась заказчиком кадастровых работ и администрация МО «Хозьминское» не возражала против строительства ею жилого дома на отведенном земельном участке, в 2007 году Батюк С.П. было осуществлено строительство индивидуального жилого дома площадью 165,6 кв.м. по адресу: <адрес> <адрес>. В настоящее время истец лишена возможности зарегистрировать право собственности на жилой дом, поскольку у нее отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный под ним, и разрешение на строительство жилого дома.
В судебное заседание истец Батюк С.П. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Губенская Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила признать право собственности Батюк С.П. на самовольную постройку на основании ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что спорный объект возведен истцом в 2007 году. При строительстве дома истец полагала, что земельный участок отведен ей в установленном законом порядке, разрешение на строительство дома получено.
Ответчик администрация МО «Хозьминское» в судебное заседание своего представителя не направила, в соответствии с представленным заявлением главный специалист Синицына О.Н. просила рассмотреть дело без участия представителя администрации.
Представитель ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» Кузнецова Т.Н. в судебное заседание не явилась, согласно представленному заявлению просила рассмотреть дело без ее участия.
Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, без участия истца и представителей ответчиков.
Выслушав объяснения представителя истца Губенской Е.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Судом установлено, что в декабре 2006 года истец обратилась в администрацию МО «Хозьминское» за предоставлением земельного участка.
14 декабря 2006 года администрацией МО «Хозьминское» в лице главы Дьордяй Ф.И. в Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Вельский муниципальный район» направлено ходатайство, из которого следует, что администрация не возражает против строительства жилого дома Батюк С.П. на земельном участке МО «Хозьминское».
16 июля 2007 года главой администрации МО «Хозьминское» утвержден проект границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 0,0735 га. с целевым назначением – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
20 июля 2007 года глава администрации МО «Хозьминское» направил ходатайство в адрес Территориального отдела Территориального Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Коношском и Устьянском районах, согласно которому он не возражает на отвод земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Отвод указанного земельного участка предварительно согласован руководителем отдела 21 августа 2007 года.
Постановлением администрации МО «Хозьминское» № 12 от 26 июля 2007 года утвержден проект границ земельного участка из категории земель: земли населенных пунктов, кадастровый квартал №; расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,0735 га., для ведения личного подсобного хозяйства со строительством жилого дома. На Батюк С.П. возложена обязанность по формированию кадастрового объекта для постановки на государственный кадастровый учет в Вельском территориальном отделе обеспечения ведения кадастра и объектов недвижимости ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области».
В 2007 году Батюк С.П. осуществлено строительство индивидуального жилого дома.
26 сентября 2007 года начальником Южного территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Архангельской области было предварительно согласовано место размещения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, площадью 0,0735 га.
28 сентября 2007 года Вельским филиалом ГУ «Бюро технической инвентаризации Архангельской области» составлен технический паспорт на объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, которому присвоен инвентарный №.
По данным технической инвентаризации жилой дом возведен в 2007 году, его площадь составляет 165,6 кв.м., стены дома выполнены из бруса с обшивкой кирпичом.
20 мая 2016 года кадастровым инженером Жилкиным А.В. составлен межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка от 26 мая 2016 года, участку с кадастровым кварталом № присвоен кадастровый № с адресом местоположения: <адрес> <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства со строительством дома. Сведения об объекте недвижимости имеют статус временные, с датой истечения срока 27 мая 2021 года.
Из справки администрации МО «Хозьминское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Батюк С.П. с членами семьи зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> <адрес>.
В соответствии со справкой администрации МО «Хозьминское» от ДД.ММ.ГГГГ Батюк С.П. на праве частной собственности принадлежит жилой дом, 2007 года постройки, общей площадью 165,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Дом расположен на земельном участке площадью -,0735 га. с кадастровым номером №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства со строительством жилого дома.
Согласно уведомлениям от 15 декабря 2017 года и 18 декабря 2017 года, предоставленных филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и НАО, информация о зарегистрированных правах, переходе прав на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> отсутствует.
В соответствии с предоставленной Управлением капитального строительства, архитектуры и экологии администрации МО «Вельский муниципальный район» информацией, разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, не выдавалось.
По информации администрации МО «Хозьминское» от 11 января 2018 года частный жилой дом, 2007 года постройки, и земельный участок под ним, расположенные по адресу: <адрес>, фактически принадлежит Батюк С.П. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости в администрации отсутствуют, информацией об основаниях предоставления земельного участка Батюк С.П. и сведениями о выдаче разрешения на строительство жилого дома администрация не обладает.
Из заключения общества с ограниченной ответственностью «Горсовет» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект капитального строительства: индивидуальный жилой дом с инженерными сетями и сооружениями, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует функциональному назначению объекта, требованиям действующих технических регламентов, устанавливающих требования по обеспечению безопасности эксплуатации здания.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что истцом в 2007 году за счет собственных средств на не принадлежащем ей земельном участке самовольно возведен спорный объект – индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано при определенных условиях, указанных в п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебном порядке.
Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.
Доказательствами по делу факт принадлежности Батюк С.П. на каком-либо праве земельного участка, на котором расположен спорный объект, не подтвержден.
На основании ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик вправе осуществлять строительство при наличии разрешения на строительство.
Разрешение на строительство индивидуального жилого дома Батюк С.П. не выдавалось.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, строительство индивидуального жилого дома без разрешительных документов само по себе не является основанием для сноса объекта недвижимости.
Для правильного разрешения настоящего дела необходимым является установление того обстоятельства, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Между тем, материалами дела подтверждается, что при возведении самовольной постройки были допущены нарушения требований пожарной безопасности.
Судом установлено, что на смежном с истцом земельном участке по адресу: <адрес>, расположен жилой дом, 1950 года постройки, с кадастровым номером №, принадлежащий Третьяковой Г.Г. и Третьякову П.К.
В силу положений ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Пунктом 36 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) – нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Частью 1 ст. 69 указанного закона предусмотрено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288 утвержден Свод правил СП 4.13130 «Системы пожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Пунктом 4.3 указанного Свода правил определено, что противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 1, согласно которой расстояние между зданиями IV, V степени огнестойкости составляет 15 метров.
В соответствии с п. 4.13 Свода правил противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать в соответствии с таблицей 1, в которой расстояние между зданиями V степени огнестойкости (деревянные здания) составляет 15 метров.
В соответствии с информацией отдела надзорной деятельности и профилактической работы Вельского и Устьянского районов от 02 февраля 2018 года при обследовании земельного участка с прилегающей территорией по адресу: <адрес> <адрес>, установлено, что размещенный на данном земельном участке дом имеет 5 степень огнестойкости. На расстоянии 11 метров от данного дома на соседнем земельном участке по адресу: <адрес> <адрес>, расположен жилой дом, также имеющий 5 степень огнестойкости. Согласно таблице 1, СП 4.13130.2013 расстояние между жилыми домами, имеющими 5 степень огнестойкости должно составлять не менее 15 метров.
Согласно пункту 4.13, СП 4.13130.2013, допускается группировать и блокировать жилые дома на 2-х соседних земельных участках при однорядной застройке, при этом противопожарные расстояния между жилыми домами в каждой группе не нормируются, но в таком случае расстояния между группой сблокированных жилых домов и хозяйственными постройками согласно таблице 1, СП 4.13130.2013 должно составлять не менее 15 метров. При проведении замеров размещения хозяйственных построек от жилых домов установлено, что от <адрес> расстояние до ближайшей хозяйственной постройки составляет 7 метров, от <адрес> составляет 5 метров, поэтому применение пункта 4.13, СП 4.13130.2013 невозможно.
Также при обследовании земельного участка установлено, что участок примыкает к лесному массиву. Согласно пункту 4.14, СП 4.13130.2013 от лесного массива до жилых домов в границах сельских поселений необходим противопожарный разрыв не менее 30 метров для предотвращения переброса огня с лесного массива на населенный пункт и наоборот. В настоящий момент в указанном противопожарном разрыве находятся хозяйственные постройки.
Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в настоящий момент расположен с нарушением противопожарного разрыва.
Доводы представителя истца о том, что требования СП 4.13130.2013, не могут распространяться на спорный объект, так как указанный Свод правил утвержден после возведения спорного объекта недвижимости, нельзя признать обоснованными.
Так, соблюдение правил пожарной безопасности устанавливается на момент рассмотрения дела. Кроме того, нормы аналогичные СП 4.13130.2013 содержатся и в СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (Приложение № 1, таблица № 1). СНиП 2.07.01-89*, в свою очередь, является переизданием СНиП 2.07.01—89 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 13 июля 1990 года № 61, приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 269, постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 года № 18-32.
То обстоятельство, что Батюк С.П. нарушены правила пожарной безопасности, бесспорно подтверждается материалами дела и не является спорным. Пожарная безопасность – состояние объекта, при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.
Доказательств, подтверждающих соблюдение истцом при строительстве дома указанных выше противопожарных правил, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что несоблюдение минимальных противопожарных разрывов, допущенных при строительстве, в том числе и от лесного массива, создает пожароопасную ситуацию, может повлечь уничтожение жилых домов истца, иных лиц, причинение вреда жизни и здоровью находящихся в указанных строениях людей, повреждение или уничтожение имущества других лиц. Данное нарушение носит существенный характер.
Учитывая, что спорный объект возведен истцом в 2007 году, Батюк С.П. обязана обеспечить соблюдение нормативных требований о противопожарных расстояниях с учетом расположения ранее возведенных соседствующих объектов.
Истец не представил суду доказательств технически обоснованного способа устранения выявленных нарушений с целью соблюдения противопожарных расстояний на необходимое для соблюдения противопожарных разрывов расстояние.
Следовательно, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Батюк С.П. к администрации МО «Хозьминское», администрации МО «Вельский муниципальный район» о признании права собственности на жилой дом следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Батюк С. П. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Хозьминское», администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о признании права собственности на жилой дом – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Н.В. Сидорак