Решение по делу № 33-1032/2024 от 26.02.2024

Председательствующий по делусудья Трифонов А.Г. Дело №33-1032-2024(в суде первой инстанции №2-61-2023)УИД 75RS0028-01-2023-000146-03

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи        Казакевич Ю.А.,

судей краевого суда            Радюк С.Ю., Чайкиной Е.В.

при секретаре                Мокиной М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 19 марта 2024 г. гражданское дело по иску Кустова С. В. к администрации муниципального района «Шелопугинский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, понуждении включить в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, выдать государственный жилищный сертификат,

по апелляционным жалобам истца Кустова С.В.

на решение Шелопугинского районного суда Забайкальского края от 28 июня 2023 г., которым постановлено исковые требования Кустова С. В. к администрации муниципального района «Шелопугинский район» о признании права на получение государственного жилищного сертификата, включении в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата оставить без удовлетворения,

на дополнительное решение Шелопугинского районного суда Забайкальского края от 21 декабря 2023 г., которым постановлено исковые требования Кустова С. В. к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, включении в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Радюк С.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кустов С.В. обратился с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что он является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от                           <Дата>, в котором зарегистрирован с <Дата> Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. №46 с 18 июня 2021 г. в границах муниципального района «Шелопугинский район» Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации, куда вошел и его жилой дом. Заключением межведомственной комиссии, утвержденной распоряжением администрации муниципального района «Шелопугинский район» от                            9 августа 2022 г. его жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту, с чем он не согласен. Согласно заключению ООО «Электротехническая компания» от 14 июня 2022 г., состояние дома признано неудовлетворительным, эксперты пришли к выводу, что общее состояние здания по результатам обследования оценено как аварийное.

Просил признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязать администрацию муниципального района «Шелопугинский район» включить его в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, выдать государственный жилищный сертификат (т.1 л.д.1-8).

Определением суда от 19 мая 2023 г. к участию в качестве ответчика привлечено Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (т.1 л.д.117-118).

Судом постановлено приведенное выше решение и дополнительное решение (т.1 л.д.163-165, т.2 л.д.24-26).

В апелляционных жалобах истец Кустов С.В. просит отменить решение и дополнительное решение суда, принять новое решение. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Несмотря на то, что истец обратился по истечении предельного срока по предоставлению мер социальной поддержки, то есть после 31 декабря 2022 г., он обратился за защитой нарушенного права в пределах срока исковой давности.

Суд также не учел, что финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая погашение государственных жилищных сертификатов, осуществляется за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, которые могут быть запрошены дополнительно субъектом Российской Федерации.

Кроме того, из материалов дела следует, что его жилой дом вошел в границы зоны чрезвычайной ситуации. Межведомственная комиссия, проводя обследование жилого дома, выявила основания для капитального ремонта помещения, степень повреждения объекта установлена в размере 79,29%, хотя для признания дома аварийным необходимо установить износ более 75%. Следовательно, выводы межведомственной комиссии ошибочны.

О непригодности дома для проживания свидетельствует заключение ООО «Электротехническая компания», которым общее состояние дома оценено как аварийное.

Также суд ошибочно пришел к выводу о том, что находящееся в собственности фио1, супруги истца, жилое помещение (квартира), приобретенное в 2003 году, находится в совместной собственности с истцом. Брак между истцом и фио1 заключен <Дата> Соответственно, режим совместно нажитого имущества может быть применен только к имуществу, приобретенному супругами после заключения брака (т.1 л.д.189-193, т.2 л.д.35-40).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика администрации муниципального района «Шелопугинский район» Зырянова О.Э. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т.1 л.д.198-201).

В судебное заседание не явились: истец Кустов С.В., представители ответчиков: администрации муниципального района «Шелопугинский район», Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб истца, которые поддержал представитель истца Корчагина Е.Г., судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таких оснований при рассмотрении настоящего дела судебная коллегия не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18 июня 2021 г. в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Шелопугинский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (пункт 1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (пункт 3).

Постановлением администрации муниципального района «Шелопугинский район» от 18 июня 2021 г. №158 на территории муниципального района «Шелопугинский район» введен режим чрезвычайной ситуации с 18 июня 2021 г. (т.1 л.д.16).

Постановлениями администрации муниципального района «Шелопугинский район» от 18 июня 2021 г. №163, от 25 июня 2021 г. №166 на территории муниципального района «Шелопугинский район», определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация», куда вошло и жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (т.1 л.д.18, 26).

В соответствии с уведомлением администрации муниципального района «Шелопугинский район» от 9 августа 2022 г. Кустову С.В. отказано во включении в списки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации 2021 года в связи с несоответствием категориям граждан, указанным в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362, а именно, в связи с непредставлением документов, указанных в пунктах 19, 20 Правил, подачей заявления и документов после срока, установленного пунктом 19 Правил. Отсутствовали документы, подтверждающие право собственности Кустова С.В. Кроме того, Кустова М.В. – супруга истца, является собственником другого жилого помещения, пригодного для проживания, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проведен капитальный ремонт за счет социальной выплаты, выделенной на осуществление капитального ремонта жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций в период 2021 года                 (т.1 л.д.48).

Не согласившись с отказом ответчика, полагая, что ему положены меры социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения, истец обратился с иском в суд.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции признал правомерным отказ ответчика по включению Кустова С.В. в список для получения мер поддержки в связи с несоблюдением условий для граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в июле 2021 года по муниципальному району «Шелопугинский район».

Судебная коллегия признает принятое решение по существу верным, вместе с тем считает необходимым указать нижеледующее.

В соответствии с подпунктом 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от                  21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в развитие названных положений было принято постановление от 7 июня 1995 г. №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», в соответствии с которым для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, выпускались государственные жилищные сертификаты (пункт 1).

Порядок погашения данных государственных жилищных сертификатов определялся постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. №982.

Финансовое обеспечение данных мероприятий было урегулировано постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Приведенное постановление утратило силу с 1 января 2020 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. №1928.

Из материалов дела следует, что чрезвычайная ситуация, в связи с возникновением которой истец требует предоставления мер социальной поддержки, возникла в 2021 году.

В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что, нормы, регулирующие предоставление государственных жилищных сертификатов в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, не могут применяться к спорным правоотношениям, которыми руководствовался суд первой инстанции при принятии решения по делу.

Принимая во внимание цели законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе направленных на снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций (абзац 3 статьи 3 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), судебная коллегия при рассмотрении настоящего дела руководствуется следующими нормативно-правовыми актами.

Правительством Российской Федерации принято постановление от                      16 октября 2019 г. №1327, которым утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Порядок и условия предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений, осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

На уровне Забайкальского края постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. №362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила №362).

    Одной из мер социальной поддержки граждан, утративших жилые помещения, указанных в подпунктах 1-3 и 5 пункта 4 Правил, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений (подпункт 1 пункта 3).

    Право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:

    граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ            «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

    граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

    граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

    граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 г.), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. №1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (подпункты 1-3, 5 пункта 4 Правил №362).

Порядок формирования списков граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, определен разделом 2 Правил №362.

Как следует из пункта 19 Правил №362, для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий список, гражданин не позднее пяти месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию установленные Правилами №362 документы.

В соответствии с пунктом 22 Правил №362 администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Пунктом 23 Правил №362 предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий список, к которым относится, в том числе несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 Правил №362.

По делу установлено, что жилой дом по адресу: <адрес>, попал в границы зоны чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (т.1 л.д.18, 26).

По данному адресу истец зарегистрирован <Дата> (т.1 л.д.10).

Администрацией муниципального района «Шелопугинский район»                    30 ноября 2021 г. истцу было отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, на осуществление капитального ремонта жилого помещения в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на жилое помещение (т.1 л.д.45).

Из материалов дела следует, что Кустов С.В. принял в порядке наследования земельный участок по адресу: <адрес>, от матери, фио2, умершей <Дата>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <Дата> (т.1 л.д.53).

По заявлению Кустова С.В. кадастровым инженером 29 декабря 2021 г. выполнен технический план здания, расположенного по адресу: <адрес>, <Дата> постройки (т.1 л.д.30-42).

Жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, адрес присвоен постановлением администрации сельского поселения «Шелопугинское» 21 октября 2022 г. (т.1 л.д.52).

Право собственности истца на здание, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано <Дата> (т.1 л.д.56-59).

В июне 2022 года по заказу Кустова С.В. ООО «Электротехническая компания» выполнено инженерное обследование жилого дома по адресу: <адрес>. В заключении указано на аварийное техническое состояние жилого дома (т.1 л.д.60-96).

Актом обследования межведомственной комиссии от 9 августа 2022 г. №219 установлено аварийное техническое состояние дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.46-47).

Заключением межведомственной комиссии от 9 августа 2022 г. №219 выявлены основания для признания жилого помещения аварийным. Вместе с тем, установить, что повреждения жилого дома произошли вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей 18 июня 2021 г., не представляется возможным по прошествии длительного времени (т.1 л.д.50-51).

В уведомлении от 9 августа 2022 г. администрацией муниципального района «Шелопугинский район» сообщено истцу об отказе во включении в списки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации 2021 года в связи с отсутствием права собственности на жилое помещение и правоустанавливающих документов, пропуском срока обращения за получением мер социальной поддержки, наличием иного пригодного для проживания жилого помещения (т.1 л.д.48).

И.о. главы муниципального района «Шелопугинский район»                                   9 августа 2022 г. вынесено распоряжение №292 об отказе Кустову С.В. с составом семьи (супругой – фио1) во включении в соответствующий список (т.1 л.д.49).

Исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно признал законным отказ ответчика включить Кустова С.В. с составом семьи – супругой фио1 в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций в целях предоставления мер социальной поддержки в виде выплат для приобретения утраченного жилья и принял решение об отказе в удовлетворении иска, поскольку на момент возникновения чрезвычайной ситуации право собственности истца на жилое помещение не было зарегистрировано, отсутствовали правоустанавливающие документы на жилой дом, обращение за указанными мерами поддержки состоялось по истечении пяти месяцев после чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия отмечает, что вопросами оформления правоустанавливающих документов на жилой дом, включая принятие в порядке наследования земельного участка, на котором жилой дом расположен, истец занялся уже после возникновения чрезвычайной ситуации. Соответственно, на 2022 год оснований для предоставления мер социальной поддержки истцу в связи с повреждением либо утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, не имелось. При обследовании жилого помещения в августе 2022 года межведомственная комиссия не смогла определить повреждения жилого помещения, как полученные в результате чрезвычайной ситуации 2021 года.

Кроме того, в соответствии с пунктом 19 Правил №362, гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением не позднее пяти месяцев после введения режима чрезвычайной ситуации.

Обращаясь в августе 2022 года с заявлением о предоставлении мер поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате паводка, истец пропустил установленный срок, при этом не привел причин пропуска установленного срока, которые возможно было бы признать уважительными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности супруге истца (т.1 л.д.152-154), не относится к совместной собственности супругов, поскольку была приобретена до заключения брака, не могут быть приняты судебной коллегией.

В соответствии с положениями части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Как следует из материалов дела между истцом и фио1 заключен брак <Дата> (т.1 л.д.151), в дело не представлено доказательств, подтверждающих иной режим пользования принадлежащей фио1 квартирой, кроме как совместный. Истец, являясь членом семьи собственника иного жилого помещения, пригодного для проживания, имеет право пользования им.

При таком положении истец не соответствует требованиям пункта 4 Правил №362 для предоставления мер социальной поддержки в виде выплат на приобретение жилья взамен утраченного в результате наводнения в июле                2021 года.

При изложенных обстоятельствах решение и дополнительное решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы истца – без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шелопугинского районного суда Забайкальского края от 28 июня 2023 г., дополнительное решение Шелопугинского районного суда Забайкальского края от 21 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы истца Кустова С.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции – Шелопугинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено 25 марта 2024 г.

33-1032/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кустов Сергей Владимирович
Ответчики
МКУ Администрация муниципального района «Шелопугинский район»
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края
Другие
Кустова Марина Владимировна
Корчагина Елена Геннадьевна
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Радюк Светлана Юрьевна
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
26.02.2024Передача дела судье
19.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2024Передано в экспедицию
19.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее