№ 2-350/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2017 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Поповой И.С.,
при секретаре судебного заседания Борисенко С.Н..,
с участием истца Сторожевой В.Т.,
представителя истца Марченко З.А., действующей на основании нотариальной доверенности от 02.03.2017 года,
представителя ответчика - государственного автономного профессионального образовательного учреждения (ГАПОУ) «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева» («БТЭиР») Кузиной А.А., действующей на основании доверенности от 22 марта 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сторожевой В.Т., Сторожева А.Н., Сторожевой Е.Н. к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева»,
Управлению имущественных отношений Брянской области о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, признании права на приватизацию жилого помещения, возложении обязанности по заключению договора о передаче жилого помещения в собственность (договора приватизации),
установил:
истцы обратились в суд с указанным иском к ответчикам. В обосновании требований указали, что Сторожевой В.Т., состоявшей в трудовых отношениях с заводом «Индуктор», в связи с нуждаемостью в жилье, на основании решения администрации завода «Индуктор» была предоставлена комната № в общежитии по адресу <адрес> на состав семьи три человека, где они зарегистрированы и проживают с 1 ноября 1991 г. 23 декабря 2014 г. году между семьей истцов и МКП «Жилье» заключен договор найма специализированного жилого помещения, на основании которого они по настоящее время владеют спорным жилым помещением, производят оплату коммунальных услуг. При реорганизации завода «Индуктор», здание общежития было передано в собственность субъекта РФ Брянской области и находится в настоящее время в оперативном управлении ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М. А. Афанасьева». Они обратились с заявлением к ответчикам о передаче в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации, однако получили отказ по тем основаниям, что занимаемое ими помещение является специализированным жилищным фондом и приватизации не подлежит, что нарушает их права на однократную приватизацию жилого помещения.
В письменном пояснении к исковому заявлению представитель истца Марченко З.А. в обоснование позиции истцов указывает, что спорное жилое помещение - ком. № по <адрес> в <адрес>, семья Сторожевых занимает с 1 ноября 1991 г., куда вселена по решению работодателя. Предоставленное помещение расположено в студенческом общежитии, принадлежащем заводу «Индуктор». На момент заселения истцов часть здания имела отдельный от студенческого блока вход, кухни с электроплитами, мойками, столами и детские комнаты. При реорганизации завода «Индуктор», здание общежития было передано в собственность субъекта РФ - Брянской области и находится в настоящее время в оперативном управлении ГАПОУ. Полагает отказ в приватизации жилья не основанным на законе, поскольку согласно ст. 18 Закона РСФСР от 04 июля 1991 г.№1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», действующего в момент возникших правоотношений, жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениями в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений, подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Совместно с предприятием указанное общежитие не приватизировано.
В период с 1974 по 1992 годы на территории СССР действовали «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», согласно ст. 9 которых учебно-воспитательные учреждения находились в ведении органов государственного управления народным образованием и других государственных органов. Из взаимосвязи статей 34,67, и 68 Основ следует, что по прямому назначению (для организации учебного процесса) должны использоваться только учебные здания образовательного учреждения. В отношении общежитий Основы подобной императивной нормы не содержали. В период с 1991 года по декабрь 2004 года здание общежития за образовательным учреждением (ПТУ) ни на каком виде права не закреплено и находилось на балансе завода «Индуктор».
Таким образом, действия завода по переоборудованию части здания общежития с целью вселения в него работников завода на условиях договора найма жилого помещения, не противоречили действовавшему жилищному законодательству и законодательству об образовании. Не принятие решения об исключении спорных комнат из специализированного жилищного фонда при передаче здания иному собственнику, не должно ущемлять права истцов на приватизацию как нанимателей по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность… и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в п.3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. К объектам, относящимся к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, находящиеся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, переданные ими в ведение другими юридическими лицами.
23 декабря 1992 года в ст. 18 Закона о приватизации внесены изменения, вступившие в силу с 10 января 1993 года, согласно которым при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий (учреждений), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилья.
Статьей 7 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Полагает, что спорное жилое помещение подлежит приватизации.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева» указывает, что на основании распоряжения Правительства Российской федерации № 1565-р от 03.12.2004 г., постановления администрации Брянской области № 675 от 32.12. 2004 года «О приеме в ведение Брянской области государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования» в собственность Брянской области передано ГОУ НПО «Профессиональный лицей №20», в состав имущественного комплекса которого входит спорное общежитие, находящееся в их оперативном управлении.
Поскольку жилые помещения в общежитиях на основании ст. 92 ЖК РФ отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, принятие дополнительного решения об отнесении данных жилых помещений к определенному виду специализированного жилищного фонда не требуется.
В соответствии с ч.2 ст. 102 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, приватизации не подлежат.
Сведений о том, что общежитие строилось заводом «Индуктор» для нужд работающих на заводе отсутствуют. Спорный объект является студенческим общежитием, в которое временно, на срок до 3 лет вселены нуждающиеся семьи работающих на заводе «Индуктор», с последующим предоставлением им жилья. В муниципальную собственность спорный объект недвижимого имущества не передавался. Оснований для приватизации спорного жилья нет.
В судебном заседании истец Сторожева В.Т., представитель истца Марченко З.А. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и пояснении к нему, просили заявленные требования удовлетворить.
Истцы Сторожев А.Н., Сторожева Е.Н. в судебное заседание не явились, направили в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия, на заявленных требованиях настаивают.
В судебном заседании представитель ответчика - ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева» Кузина А.А., заявленные требования не признала, изложив суду доводы письменного возражения к исковому заявлению.
Представитель ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении требований отказать.
Представители третьих лиц - администрации г. Новозыбкова Брянской области, ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод», Новозыбковского филиала ГАПОУ «БТЭиР», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно ч.1 ст.19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 указанной статьи жилищный фонд в зависимости от целей его использования подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизацией является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.
В силу ст.2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
Согласно ч.1 ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан на период их работы, службы или обучения.
В судебном заседании установлено, что семья Сторожевых занимает комнату № в жилом помещении, расположенном в общежитии по адресу: <адрес>, в которой истцы зарегистрированы с 1991 года. Данное жилое помещение предоставлено Сторожевой В.Т., состоявшей в трудовых отношениях с заводом «Индуктор» на основании решения администрации государственного предприятия «Новозыбковский завод «Индуктор»
При этом, согласно п.п.1 договора №1 от 31.08.1998 г. ОАО «Новозыбковский завод «Индуктор» арендовал у ПУ-20 часть общежития для проживания 24 семей своих работников. В последствии согласно договору аренды жилого помещения №1А от 01 июня 2004 года, заключенному между ГОУНПО «Профессиональный лицей №20» и МКП «Жилье», последнее приняло в пользование спорное помещение - часть общежития для учащихся с отдельным входом в пятиэтажном здании общежития по указанному адресу. Договор аренды заключен с целью коммунального облуживание жилых помещений, сбора платы с проживающих жильцов и расторгнут в 30 декабря 2016 г. 23 декабря 2014 года между семьей истцов и МКП «Жилье» был заключен договор найма специализированного жилого помещения.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации №1565-р от 03.12.2004 г., постановления администрации Брянской области № 675 от 32.12. 2004 года «О приеме в ведение Брянской области государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования» в собственность Брянской области было передано ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 20», в составе имущественного комплекса которого находится общежитие, расположенное по <адрес> в <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются Перечнем федеральных государственных учреждений образования, являющимся приложением к постановлению № 675 от 32.12. 2004 года и инвентаризационной описью основных средств ГОУ НПО ПЛ-20. Согласно совместному приказу Министерства образования Российской Федерации и Управления образования администрации Брянской области от 21.04.2003 г. №1999/310 общежитие передано в оперативное управление ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 20».
В 2012 году ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 20» было реорганизовано в ГБПОУ «Новозыбковский промышленный техникум», а в 2016 году - в Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева». Таким образом, общежитие по <адрес> в <адрес>, находится в государственной собственности Брянской области и в оперативном управлении ГАПОУ БТЭиР имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева.
Спорный объект недвижимого имущества был возведен при участии в качестве подрядчика государственного предприятия «Новозыбковский завод «Индуктор» в 1987 году. С момента введения объекта в эксплуатацию он имел статус общежития для СПТУ-20, то есть общежития для проживания студентов образовательного учреждения. В 1992 году на основании приказа директора завода «Индуктор» № 124 от 28.10.1992 года, здание СПТУ было передано на баланс Управления по образованию при администрации Брянской области, общежитие СПТУ-20 оставлено на балансе завода, при этом его статус студенческого общежития не изменился. В соответствии с планом приватизации государственного предприятия «Новозыбковский завод «Индуктор», утвержденным 7.09.1992 г., комплекс зданий ГПТУ- 20 не входит в перечень объектов подлежащих приватизации.
В соответствии с п.13 ст. 39 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшего в период регистрации истцов в спорном помещении, государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
Таким образом, право на приватизацию жилого помещения, расположенного в студенческом общежитии, в чьем бы ведении оно не находилось, в силу прямого запрета, установленного п.13 ст. 39 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", у жильцов не возникало.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» … жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.
Согласно разъяснениям п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствие со статьей 672 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, только из жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Действующее законодательство предусматривает возможность приватизации жилого помещения, расположенного в общежитии, в случае, если данное общежитие передано в ведение органов местного самоуправления, утратило статус специализированного жилья в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (статья 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду и имеет статус общежития. В данном общежитии имеются учебные помещения, мастерские, проживают студенты техникума, до настоящего времени здание используется как общежитие, то есть по назначению. Данные обстоятельства в суде не оспорены. Доказательств того, что данное здание исключено из специализированного жилищного фонда истцом не представлено, не было добыто их и судом в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, отказ ответчиков в приватизации жилого помещения является обоснованным.
В соответствии с первоначальной редакцией статьи 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (далее - Закон о приватизации) жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными 23 декабря 1992 года Федеральным Законом № 4199-1 в статью 18 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Между тем, по делу не установлено, что ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А. Афанасьева» изменило форму собственности, в связи с чем, находящийся в его оперативном управлении жилищный фонд подлежал бы передаче в муниципальную собственность органа местного самоуправления, а у проживающих в нем граждан возникло право на приватизацию.
Запрет, установленный частью 2 статьи 102 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на приватизацию жилых помещений в общежитиях, предопределен специальным целевым назначением и особым правовым режимом общежитий.
Ссылка истцов на то, что по договору специализированного найма жилого помещения им предоставлено помещение которое фактически не подлежит отнесению к помещению специализированного жилищного фонда, ими оплачиваются коммунальные услуги, как по договору социального найма, в данном случае не имеют правового значения, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежность жилого помещения к специализированному жилищному фонду определяется не его жилищно-бытовыми характеристиками, а на основании решения соответствующего государственного или муниципального органа в установленном законом порядке об отнесении такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещении.
Судом также установлено, что здание общежития техникума, которое относилось к специализированном жилым помещениям еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ, после вступления в действие нового Жилищного кодекса РФ также не утратило своего статуса специализированного жилья, находится в собственности субъекта РФ, не передавалось в муниципальную собственность, а, следовательно, жилые помещения в данном общежитии приватизации не подлежат.
Учитывая, что жилое помещение на момент его предоставления семье истцов имело статус общежития, который до настоящего времени не изменен, находится в оперативном управлении образовательного учреждения, не входит и никогда не входило в состав муниципального жилищного фонда, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Сторожевой В. Т., Сторожева А. Н., Сторожевой Е. Н.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Сторожевой В.Т., Сторожева А.Н., Сторожевой Е.Н. к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.Афанасьева», Управлению имущественных отношений Брянской области о признании права собственности на жилое помещение - комнату № дома № по <адрес>, возложении обязанности по заключению договора о передаче указанного жилого помещения в собственность (договора приватизации) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.С.Попова